
Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №114-O от 08.04.2003
Определение КС РФ №114-O от 08.04.2003
Содержащиеся в ходатайстве требования фактически сводятся к требованию о выработке конкретных предписаний арбитражным судам и о решении вопроса об устранении противоречий между нормами налогового законодательства, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
08.04.2003КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2003 года № 114-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ХОДАТАЙСТВА ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
"ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ "ПЕЧЕНГАНИКЕЛЬ"
О РАЗЪЯСНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 НОЯБРЯ 2001 Г. N 225-О ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ "АРКТИКМОРНЕФТЕГАЗРАЗВЕДКА" И "123 АВИАЦИОННЫЙ
РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД", ОАО "ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ
"ПЕЧЕНГАНИКЕЛЬ", "САЛАВАТНЕФТЕОРГСИНТЕЗ" И "ТАЙМЫРЭНЕРГО"
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 8 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства ОАО "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель",
установил:
1. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 225-О отказано в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "123 Авиационный ремонтный завод", ОАО "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго" на нарушение их конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", определяющими порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.
ОАО "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" в своем ходатайстве о разъяснении данного Определения просит ответить на следующие вопросы:
освобождает ли данное Определение арбитражные суды от обязанности оценивать абзац третий пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на предмет его соответствия нормам части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе общим принципам налогообложения, сформулированным в его статье 3; исключает ли оно обязанность арбитражных судов оценивать при разрешении спора, достаточно ли в абзаце третьем пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" информации для уточнения суммы налога, или же такое уточнение не может быть произведено без внесения дополнительных указаний в закон, и может ли законодательный пробел восполняться инструкцией налоговых органов?
означает ли данное Определение, что абзац третий пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не противоречит части первой Налогового кодекса Российской Федерации и что он не отменен с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации?
должны ли суды при разрешении вопроса о взимании дополнительных платежей выяснять, является ли несовпадение предположенного налогоплательщиком финансового результата с реальным следствием злоупотребления со стороны налогоплательщика, его добросовестного заблуждения или не зависящих от него обстоятельств и должен ли суд руководствоваться при этом презумпцией добросовестности налогоплательщика?
исключает ли данное Определение действие части первой статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой законы, принятые до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей данному Кодексу?
2. В соответствии с частью первой статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" официальное разъяснение принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения может быть дано лишь по тем вопросам, которые были предметом рассмотрения в судебном заседании. Поставленные в ходатайстве ОАО "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" вопросы касаются порядка применения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 225-О, что не было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, а следовательно, по ним не может быть дано официальное разъяснение.
Содержащиеся в ходатайстве требования фактически сводятся к требованию о выработке конкретных предписаний арбитражным судам и о решении вопроса об устранении противоречий между нормами налогового законодательства, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"; Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соответствие нормативных актов только Конституции Российской Федерации, а их соответствие закону проверяется судами общей юрисдикции и арбитражными судами (Определение от 4 февраля 1997 г. N 23-О). Преодоление же возможных юридических коллизий между Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральным законом, действующим на территории Российской Федерации и не вошедшим в перечень актов, утративших силу с момента введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. с 1 января 1999 года, относится к компетенции арбитражных судов, за исключением тех случаев, когда коллизия правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав и вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства ОАО "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Темы: Налоги  Налог на прибыль  Дополнительные платежи  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 31.07.2025 Минфин готовит налог на прибыль «дочек» холдингов по ставке 15% внутри России
- 22.01.2007 Списание дополнительных платежей при досрочном выполнении условий реструктуризации
- 05.10.2005 Что собой представляют дополнительные платежи по налогу на прибыль?
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 29.08.2007 Дополнительные платежи по налогу на прибыль
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду: 1) Неправомерного завышения расходов на оплату труда путем создания искусственного документооборота; 2) Восстановления не в полном размере НДС, ранее принятого к вычету с сумм, перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.Итог: требование удовлетворено в части, так как: 1) Выплаты по страховым взносам являлись мнимыми и выплачивал
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 06.09.2007 Постановление ВАС РФ от 6 сентября 2005 г. N 4231/05
- 08.04.2003
Правовая позиция, сформулированная
Конституционным Судом Российской Федерации в этом Определении, в том числе по вопросу взимания дополнительных платежей, не может рассматриваться как основание для взыскания таких платежей в случаях, когда предприятию предоставлялась отсрочка по уплате налога по основанию задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа - 10.01.2002
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
Комментарии