
Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №348-O от 09.12.2002
Определение КС РФ №348-O от 09.12.2002
Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации налогов и сборов должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе; законодатель субъекта Российской Федерации может осуществлять собственное правовое регулирование налоговых правоотношений, если оно не затрагивает интересы Российской Федерации, не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
Определение Конституционного Суда РФ
от 9 декабря 2002 г. № 348-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романцова Анатолия Петровича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.П. Романцова, установил:
1. Гражданин А.П. Романцов, проживающий в городе Набережные Челны, в октябре 2000 года при регистрации автомобиля, приобретенного им в городе Москве, т.е. за пределами Республики Татарстан, для личного пользования, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан" (в редакции от 29 июня 2000 года) уплатил налог на приобретение автотранспортного средства в размере трех процентов от его цены. Иск А.П. Романцова к территориальной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Дорожному фонду Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан о возврате суммы налога, процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещении морального вреда оставлен Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан без удовлетворения, а соответствующее судебное решение, вынесенное 14 мая 2001 года, оставлено без изменения кассационной инстанцией.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Романцов оспаривает конституционность статьи 7 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан" (введена Законом Республики Татарстан от 11 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Законы Республики Татарстан "О пожарной безопасности", "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан", "О дорожном фонде в Республике Татарстан", "О страховом тарифе взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан на 1997 год"), возлагающей на физических лиц, приобретающих за пределами Республики Татарстан автотранспортные средства (путем купли-продажи, мены, лизинга), обязанность по уплате налога на приобретение автотранспортных средств.
Как указывается в жалобе, граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование, освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (абзац 3 пункта 4 статьи 7), а следовательно устанавливающая такой налог норма республиканского закона противоречит статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 6 (часть 2), 7, 8, 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 55 (часть 2), 57 и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации.
2. Вопрос о полномочиях законодателя субъекта Российской Федерации по осуществлению собственного правового регулирования налоговых правоотношений уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлениях от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также законов ряда субъектов Российской Федерации о налоге с продаж Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации налогов и сборов должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе; законодатель субъекта Российской Федерации может осуществлять собственное правовое регулирование налоговых правоотношений, если оно не затрагивает интересы Российской Федерации, не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
Указанные постановления Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а потому изложенная в них правовая позиция, как следует из статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", обязательна на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Доводы, приводимые А.П. Романцовым в его жалобе, свидетельствуют о том, что, по существу, им оспариваются вынесенные судами общей юрисдикции решения, в которых законность введения и применения положений статьи 7 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан" обоснована ссылками на действовавшие на момент уплаты заявителем налога на приобретение автотранспортных средств Закон Республики Татарстан и Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан", а отказ в иске о возврате налога - тем, что Закон Республики Татарстан от 19 декабря 2000 года "О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в Республике Татарстан", которым физические лица, приобретающие автотранспортные средства за пределами Республики Татарстан, были освобождены от уплаты этого налога, не имеет обратной силы.
Между тем проверка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции, в том числе в части правомерности выбора подлежащих применению правовых актов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Разрешение такого рода вопросов относится к полномочиям вышестоящей судебной инстанции, которая, руководствуясь статьей 120 Конституции Российской Федерации, вправе рассмотреть соответствующую жалобу в порядке, установленном гражданским процессуальным законом.
Кроме того, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные в части второй его статьи 43, когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты конституционных прав и свобод граждан может проверить конституционность закона, отмененного или утратившего силу к началу рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии жалобы к рассмотрению.
Поскольку А.П. Романцов обратился в Конституционный Суд Российской Федерации в июне 2002 года, а оспариваемая им норма утратила силу со дня официального опубликования Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде Республики Татарстан" - 12 января 2001 года, т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой и частью второй статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романцова Анатолия Петровича, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и поскольку норма, конституционность которой оспаривается в жалобе, утратила силу к началу производства в Конституционном Суде Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М. Данилов
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 14.12.2011 Понятие «налоговых каникул» для граждан не предусмотрено
- 29.01.2009 Транспортный налог признали незаконным
- 17.03.2008 Прокуратура отменяет кладбищенский налог
- 23.12.2011 Льготы по региональным и местным налогам отменят
- 15.08.2011 Транспортный налог за бывшее авто
- 21.09.2007 За неуплату транспортного налога отобрали телевизор
- 20.05.2025 На Чукотке в четыре раза снизят налог на водный транспорт
- 14.05.2025 Мобилизованных хотят освободить от транспортного налога на один автомобиль
- 31.03.2025 Китайские авто вошли в список облагаемых налогом на роскошь
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 29.08.2007 Деноминация налоговых ставок
- 29.08.2007 Понятие "Игровой автомат"
- 29.08.2007 Ответственность за неконституционный налог
- 23.11.2024 Истекает срок уплаты транспортного налога: что будет, если не заплати
- 05.09.2024 Льготы по транспортному налогу: как получить в 2024-м
- 16.12.2023 Разбираем транспортный налог 2024: ставки, льготы и последствия неплатежей
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 29.01.2009 У законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации отсутствовали полномочия устанавливать разные ставки налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности
- 14.10.2004
- 11.05.2004
В отсутствие единых
правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на у
- 01.02.2011 Предусмотренный для налогового органа в НК РФ совокупный срок на обращение в суд с иском о взыскании недоимки, начинает исчисляться с даты уплата налога, установленной законом субъекта федерации.
- 19.09.2007 Общество правомерно не учитывало стоимость имущества, передаваемого по договорам лизинга, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2004 году и первом полугодии 2005 года
- 03.09.2007 Непостановка на налоговый учет налогоплательщика по месту нахождения недвижимого имущества была вызвана не противоправными действиями (бездействием) налогоплательщика, а обусловлена неисполнением налоговым органом своих обязанностей в сфере налоговых отношений.
- 11.03.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, транспортный налог, пени и штрафы, предложил удержать НДФЛ, указав на умышленное искажение фактов хозяйственной жизни по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано умышленное создание обществом фиктивного документооборота в целях минимизации налоговых обязательств, установлены самостоятельное изготовление общест
- 18.12.2024 Налоговый орган направил предпринимателю требование об уплате транспортного налога, налога на имущество, земельного налога, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносов, штрафа. На основании спорного решения налоговый орган взыскал налоги, страховые взносы и штраф. Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлены сведения о том, когда возникла задолженность, ук
- 15.11.2024
Вопрос: Об определении мощности
автотранспортных средств, имеющих несколько двигателей, в целях исчисления транспортного налога.
- 11.10.2024 Письмо Минфина России от 18.09.2024 г. № 03-12-12/89441
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 09.09.2007 Письмо Минфина РФ от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35
- 09.07.2007 Проект о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
- 23.05.2007 Письмо Минфина РФ от 23 мая 2007 года N 03-05-06-01/53
- 10.06.2025 Письмо Минфина России от 12.08.2024 г. № 03-05-03-04/75163
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 02.08.2024 г. № 03-05-06-04/72271
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 03-05-06-04/72087
Комментарии