Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2024 г. № Ф01-4903/2024 по делу № А29-14191/2023

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2024 г. № Ф01-4903/2024 по делу № А29-14191/2023

В связи с уменьшением суммы ранее заявленного обществом к возмещению НДС по реализации товаров на экспорт, перечисленной на расчетный счет общества, налоговый орган начислил ему пени по НДС. Общество заявило, что налоговый орган неправомерно начислил пени за период до истечения шестимесячного срока на предоставление документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки ноль процентов.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку излишне возмещенная обществу сумма НДС признана недоимкой.

28.11.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2024 г. по делу N А29-14191/2023

 

12 ноября 2024 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2024.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Созиновой М.В., Соколовой Л.В.,

при участии представителя

от заинтересованного лица: Беляевой Е.В. (доверенность от 18.09.2023),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью "Лузалес"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.04.2024 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024

по делу N А29-14191/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лузалес"

(ИНН: 1112003481, ОГРН: 1021101006630)

о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы

по Республике Коми по начислению пеней по налогу на добавленную стоимость

и об обязании возвратить денежные средства

и

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Лузалес" (далее - ООО "Лузалес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление) по начислению пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 191 960 рублей 73 копеек и об обязании осуществить возврат денежных средств.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, суды неправомерно признали излишне возмещенную сумму НДС недоимкой. Действия Управления по начислению пеней с суммы НДС по спорным реализациям Общества (до истечения 180 дней со дня выпуска экспортных товаров), не соответствуют положениям пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 45, пунктов 1 и 3 статьи 75, пункта 9 статьи 165, пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации. Пени начислены необоснованно, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в установленных случаях обязанность уплатить НДС возникает на 181-й день с даты выпуска товаров на экспорт.

Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.

Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами ООО "Лузалес", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Лузалес" (продавец) и Regindo Overseas FZC (покупатель, Объединенные Арабские Эмираты) заключили контракт от 15.03.2022 N Regindo2022, согласно пункту 1.1 которого продавец обязался продать, а покупатель принять пиломатериалы на условиях FCA (франко-перевозчик) "Инкотермс-2010", железнодорожные станции Темрюк или Новороссийск.

Отгрузка товара (исполнение обязанностей продавца по договору поставки) осуществлялась на станции Човью Северной железной дороги в соответствии с квитанциями ОАО "РЖД" о приеме груза (форма ГУ-27у ВЦ) с отметкой о выпуске товаров.

О перемещении товара за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза составлены грузовые таможенные декларации N 3196643, 3196662, 3197109, 3198715, 3201376, 3201384, 3210557 с отметкой таможенного органа о вывозе товара.

ООО "Лузалес" (продавец) и CM Biomass Partners A/S (покупатель, Королевство Дания) заключили контракт от 05.03.2021 N СМ-LUZA-2101, согласно пункту 1.1 которого продавец обязался продать, а покупатель - принять и оплатить топливные древесные гранулы (пеллеты) на условиях FCA (франко-перевозчик) "Инкотермс-2010", станция Новый Порт (Октябрьская железная дорога).

Отгрузка товара (исполнение обязанностей продавца по договору поставки) осуществлялась на станции Човью Северной железной дороги в соответствии с квитанциями ОАО "РЖД" о приеме груза (форма ГУ-27у ВЦ) с отметкой о выпуске товаров.

О перемещении товара за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза составлены грузовые таможенные декларации N 3234248, 3235868, 3235899, 3235971, 3236265, 3236280, 3236408, 3236616, 3236913, 3236959, 3237676, 3237913, 3238034, 3240183, 3240187, 3240198 с отметкой таможенного органа о вывозе товара.

Общество 25.07.2022 представило первичную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2022 года, в которой заявило к возмещению сумму НДС в размере 90 763 916 рублей.

Управление приняло решение от 29.07.2022 N 14 о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке.

Управление приняло решение от 01.08.2022 N 706500 о возврате 90 000 000 рублей на расчетный счет Общества N 586377.

Управление приняло решение от 05.10.2022 N 112 о возмещении (частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и решение о возврате 735 284 рублей на расчетный счет налогоплательщика N 686901.

По итогам камеральной проверки первичной декларации налоговый орган установил завышение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, в размере 28 632 рублей и вынес решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, от 29.11.2022 N 11 на сумму 28 632 рубля и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.11.2022 N 1167.

ООО "Лузалес" 13.03.2023 представило уточненную (корректировка N 1) налоговую декларацию по НДС за второй квартал 2022 года, в которой заявило к возмещению сумму НДС в размере 75 900 776 рублей. Сумма налога, подлежащего возмещению, уменьшена и приходится к доплате в размере 14 834 508 рублей.

Общество 12.05.2023 представило уточненную (корректировка N 2) налоговую декларацию по НДС за второй квартал 2022 года, в которой заявило к возмещению сумму НДС в размере 68 604 542 рублей. Сумма налога к возмещению дополнительно уменьшена и приходится к доплате в размере 7 296 234 рублей.

Причиной представления уточненных деклараций послужил тот факт, что Обществом по истечении 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта не был собран полный пакет документов, необходимых для обоснованности применения ставки 0 процентов по всем операциям, в связи с чем, в отношении указанных операций по правилам пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применена ставка 20 процентов. Полный пакет документов по спорным операциям собран в первом квартале 2023 года, что нашло отражение в декларации по НДС за первый квартал 2023 года, представленной Обществом 21.04.2023.

В связи с уменьшением сумм ранее заявленного к возмещению НДС и фактически возмещенного из бюджета и перечисленного на расчетный счет Общества Управление начислило пени:

- по уточненной декларации N 1 за период с 02.08.2022 (дата возврата на расчетный счет денежных средств) по 15.03.2023 (дата зачета задолженности из положительного сальдо единого налогового счета) на сумму 575 475 рублей 16 копеек;

- по уточненной декларации N 2 за период с 02.08.2022 (дата возврата на расчетный счет денежных средств) по 21.04.2023 (дата декларации по НДС за первый квартал 2023 года, в которой в четвертом разделе отражены вычеты по исчисленному в уточненной декларации за второй квартал 2022 года НДС с экспортных операций по ставке 20 процентов в связи со сбором документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов) на сумму 300 176 рублей 19 копеек.

В данном случае в первичной и в уточненных декларациях Общества отсутствовала сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, поскольку этот налог был заявлен к возмещению из бюджета.

По мнению ООО "Лузалес", размер пеней на сумму НДС, подлежащего уплате на основании уточненной декларации N 1 по НДС за второй квартал 2023 года с указанной суммой налога к уплате в связи с тем, что Общество не представило документы, подтверждающие ставку 0 процентов по указанным реализациям, составил 399 889 рублей 50 копеек, на основании уточненной декларации N 2 по НДС за второй квартал 2023 года - 283 801 рубль 12 копеек.

ООО "Лузалес" подало в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми жалобу от 08.06.2023 и указало, что в нарушение пункта 9 статьи 165 НК РФ ему были начислены пени по НДС, подлежащему уплате за второй квартал 2023 года, в общем размере 191 960 рублей 73 копейки до истечения 180 дней со дня выпуска экспортных товаров.

Управление по результатам рассмотрения жалобы Общества приняло решение от 27.07.2023 N 78 об отказе в признании оспариваемых действий незаконными.

ООО "Лузалес" не согласилось с действиями Управления по начислению пеней по НДС в размере 191 960 рублей 73 копеек и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этих действий незаконными и об обязании осуществить возврат денежных средств.

Руководствуясь статьями 11 (пункт 2), 75 (пункты 1 и 3), 101 (абзац 4 пункта 8), 146 (подпункт 1 пункта 1), 164 (подпункт 1 пункта 1), 165 (подпункты 1 и 3 пункта 1 и пункт 9), 167 (пункт 9) НК РФ, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О, определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2017 N 305-КГ16-21444, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце четвертом пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, представляются документы, подтверждающие экспорт товаров.

В пункте 9 статьи 165 НК РФ установлено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны.

Если по истечении 180 календарных дней, указанных в первом абзаце настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.

Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункты 1 и 3 статьи 75 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 (абзац четвертый) статьи 101 НК РФ в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ недоимка - сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2017 N 305-КГ16-21444 указано, что исходя из смысла положений абзаца 4 пункта 8 статьи 101 НК РФ сумма налога, излишне возмещенная на основании решения налогового органа, признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).

В случае получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде необоснованного возмещения сумм налога из бюджета соответствующие денежные средства временно выбывают из казны - до момента уплаты им налога в полном размере. Взимаемая в этом случае с налогоплательщика сумма пени выступает в качестве компенсации нанесенного бюджету ущерба от необоснованного возмещения налогоплательщику сумм налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Общество в установленный законодательством срок не представило в Управление документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении части операций по реализации товаров на экспорт. При представлении уточненных налоговых деклараций (корректировки N 1 и 2) по НДС за второй квартал 2022 года и уменьшении сумм налога, фактически возмещенного из бюджета, у Общества возникла сумма налога, излишне возмещенная на основании решения налогового органа, которая была признана недоимкой, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 75 НК РФ на нее были правомерно начислены пени (с даты возврата соответствующих сумм НДС на расчетный счет Общества), которые являются компенсацией ущерба, нанесенного бюджету необоснованным возмещением налогоплательщику сумм налога.

Доказательств того, что необоснованное возмещение НДС не привело к реальным потерям бюджета, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Довод заявителя о том, что пени могут начисляться только с момента истечения шестимесячного срока на представление документов в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N 15326/05, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, как основанный на неверном толковании норм права. В данном случае в первичной и в уточненных декларациях плательщика отсутствует сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в связи с заявленным возмещением НДС из бюджета, обязанность по уплате налога не возникает.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Коми 16.04.2024 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024 по делу N А29-14191/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лузалес" - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Лузалес".

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

О.Е.БЕРДНИКОВ

 

Судьи

М.В.СОЗИНОВА

Л.В.СОКОЛОВА

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 15.01.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС в связи с выводом о неправомерном применении налогового вычета по НДС за счет совершения сделки с ООО.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество, используя спорного контрагента (ООО), преследовало цель по формированию искусственных условий для применения вычетов по НДС.

  • 15.01.2025  

    Налоговым органом принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом об умышленных действиях общества по внесению в регистры бухгалтерского и налогового учета недостоверных сведений о сделках с контрагентами, которые в действительности не осуществляли поставку продукции обществу.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано нарушение обществом ст.

  • 15.01.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем завышения расходов по налогу на прибыль, а также применения вычетов по НДС с использованием подконтрольных технических организаций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт использования обществом схем вывода денежных средст


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок возмещения НДС
  • 15.12.2024  

    По результатам проведенной в отношении общества проверки налоговым органом было принято оспариваемое решение, согласно которому обществу была уменьшена сумма заявленного к возмещению НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не являются объектом налогообложения НДС операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенса

  • 08.12.2024  

    Оспариваемым решением признано необоснованным применение налоговых вычетов по НДС, уменьшена сумма налога, заявленная к возмещению, признано необоснованным занижение налоговой базы по НДС, признано обоснованным частичное возмещение НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт формальности сделки между обществом и подконтрольной ему "технической" организацией и ее направленности

  • 24.11.2024  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате неотражения безвозмездно переданной тепловой энергии третьему лицу после расторжения действовавшего ранее договора.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие либо отсутствие в собственности или оперативном управлении тепловых сетей у единой теплоснабжающей организации не является основанием для прекращения подачи теплоэнер


Вся судебная практика по этой теме »

Основания для начисления пени
  • 12.01.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС и расходов для целей налогообложения прибыли по сделкам с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт отсутствия у контрагентов трудовых и материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления фи

  • 18.12.2024  

    Оспариваемыми решениями обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом было доказано, что обязательства по сделкам не были и не могли быть исполнены заявленными обществом контрагентами, так как они являются "техническими" компаниями.

  • 08.12.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль, пени и штраф в связи с созданием искусственного документооборота в целях завышения расходов при исчислении налога на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществле


Вся судебная практика по этой теме »