Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2007 г. № Ф09-10301/07-С2

Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2007 г. № Ф09-10301/07-С2

При неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 и ст. 176 НК РФ может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.

27.08.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.12.2007 г. № Ф09-10301/07-С2

Дело N А76-2195/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Меньшиковой Н.Л.,

судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2007 по делу N А76-2195/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по указанному делу.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Усманова Л.Р. (доверенность от 10.01.2007).

Индивидуальный предприниматель Шельмиев Вячеслав Завлунович (далее - предприниматель, налогоплательщик), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.11.2006 N 1465 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 2402 руб. 14 коп., а также доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 39 533 руб. и начислении пеней в сумме 202 руб. 46 коп.

Инспекция обратилась в суд со встречным заявлением о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, в сумме 2402 руб. 14 коп.

Решением суда от 14.05.2007 (судья Наконечная О.Г.) заявление удовлетворено. Оспариваемое решение инспекции признано судом недействительным. В удовлетворении встречного заявления отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за январь 2006 г.

Основанием для отказа в возмещении обществу НДС в сумме 39 533 руб. послужил вывод налогового органа о том, что в результате встречной проверки поставщика налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью "Регионтранс", не представляется возможным установить факт уплаты им НДС в бюджет, поскольку указанный контрагент по юридическому адресу не находится и не представляет финансовую и бухгалтерскую отчетность с момента постановки на учет, а, следовательно, невозможно установить факт реализации товара и уплаты поставщиком налога в бюджет, а также выводы о том, что в счетах-фактурах, в нарушение п. 5, 6 ст. 169 Кодекса, неверно указаны идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет указанного поставщика предпринимателя.

Налогоплательщик, полагая, что оспариваемое решения инспекции не соответствуют нормам гл. 21 Кодекса и нарушают его права, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суды, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя в оспариваемой части, исходили из того, что порядок и условия для применения вычета налогоплательщиком соблюдены, спорные счета-фактуры оформлены без существенных нарушений и могут служить основаниями для предоставления налогового вычета, а также из нарушения налоговым органом процессуального порядка привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренного ст. 101 Кодекса.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 101, 169, 171, 172 Кодекса.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами налогообложения, перепродажи.

Согласно ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Статьей 169 Кодекса предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 169 Кодекса законодатель императивно установил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику сумм НДС к вычету или возмещению.

Вместе с тем при неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 и ст. 176 Кодекса может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.

Судами с учетом совокупности доказательств, входящих в предмет доказывания по данному делу, и положений ст. 169 Кодекса установлено и материалами дела подтверждается, что все недостатки счетов-фактур были несущественны, в дальнейшем предпринимателем исправлены, приведены в соответствие с иными доказательствами по делу и представлены в судебное заседание.

Кроме того, правила, содержащиеся в главе 21 Кодекса, в том числе регламентирующие порядок подачи налоговых деклараций (ст. 174, 176 Кодекса), не устанавливают обязанности налогоплательщиков одновременно с налоговой декларацией представлять в налоговый орган первичные документы, обосновывающие налоговые вычеты. Поэтому инспекция в силу ст. 88 Кодекса не только вправе, но и обязана затребовать первичные документы, подтверждающие вычеты путем выставления соответствующего требования, в целях надлежащей проверки обоснованности налоговых вычетов по НДС.

В настоящем деле такого требования к налогоплательщику о предоставлении документов инспекцией не выставлялось.

Ссылка инспекции на неверное оформление исправлений в спорных счетах-фактурах (вместо исправленных были представлены уточненные документы) является необоснованной, поскольку данные обстоятельства, сами по себе не могут служить основанием для отказа в предоставлении предпринимателю налоговых вычетов при условии добросовестности его действий.

Отсутствие результатов встречных проверок поставщика налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью "Регионтранс" - ненахождение его по юридическому адресу, непредставление им налоговой отчетности, также не может служить основанием для отказа в возмещении налога предпринимателю, поскольку факты злоупотребления правом и недобросовестности действий налогоплательщика, обязанность по доказыванию которых возложена на инспекцию ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находят подтверждения в материалах дела.

Достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности и злоупотребления правом при формировании налоговой базы и исчислении налога, судами не установлено.

Кроме того, согласно ст. 101 Кодекса лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, имеет право предоставить в налоговый орган возражения по существу правонарушения и соответственно должно быть уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, после чего руководитель налогового органа принимает решение о привлечении к налоговой ответственности с учетом объяснений налогоплательщика.

Из этого следует, что налоговый орган обязан соблюдать указанные требования при выявлении им налогового правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой из предусмотренных ст. 82 Кодекса форм.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 6 ст. 101 Кодекса).

Материалами дела подтвержден факт рассмотрения инспекцией материалов камеральной налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности без учета объяснений и возражений налогоплательщика по вменяемому правонарушению, акт налоговой проверки не составлялся.

Поскольку указанные обстоятельства в силу п. 1, 3, 6 ст. 101 Кодекса свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении и существенном нарушении прав налогоплательщика, то суды обоснованно удовлетворили заявленные требования (п. 6 ст. 101 Кодекса).

С учетом изложенного судами правильно определены юридически значимые обстоятельства и применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения.

Всей совокупности доказательств, представленных сторонами, обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса и с учетом того, что Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2007 по делу N А76-2195/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб.

Председательствующий

Н.Л.МЕНЬШИКОВА

Судьи

Н.Н.СУХАНОВА

А.В.КАНГИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Период вычета, исправленные счета-фактуры, срок на вычет
Все новости по этой теме »

Оформление первичных документов
Все новости по этой теме »

Оформление счетов-фактур
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Период вычета, исправленные счета-фактуры, срок на вычет
  • 07.03.2025  

    Подрядчик выполнил работы, которые были оплачены с учетом НДС. Считая, что в цене работ неправомерно выделен НДС, подрядчик потребовал от заказчика принять к учету корректировочные счета-фактуры, в принятии их к учету было отказано.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как объем работ, их стоимость и способ расчета оплаты были согласованы при заключении договора на торгах; на момент заключения

  • 23.02.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о том, что действия налогоплательщика при совершении сделок с контрагентами были направлены на умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и получение налоговой экономии; а также неправомерном применении налоговых вычетов по НДС за пределом трехлетнего срока.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден

  • 16.02.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, установив факт неправомерного применения им вычетов по НДС на основании счетов-фактур, оформленных от имени контрагентов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реальные хозяйственные отношения между налогоплательщиком и контрагентами отсутствуют.


Вся судебная практика по этой теме »

Оформление первичных документов
  • 04.06.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, указав на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по договорам поставки. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками анонимных структур, на момент рассмотрения настоящего спора исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием недостоверных сведений, первичные докуме

  • 18.05.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства проявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагентов отсутствуют, реальность хозя

  • 18.05.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения, субподрядные работы, в том числе по монтажу металлоконструкций и бурению скважин, спорными контрагентами не выполнялись, услуги по аренде спецтехники не оказывались, товары в адрес налогоплательщика не поставлялись, у контрагентов отсутствовала фактическая возможнос


Вся судебная практика по этой теме »

Оформление счетов-фактур
  • 08.09.2024  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС и пени, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что поставка контрагентами товаров налогоплательщику носила реальный характер и что при заключении договоров поставки налогоплательщик не преследовал цель уклониться от налогообложения.

  • 23.08.2024  

    Налоговым органом отказано в возмещении НДС, поскольку установлено наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальности хозяйственных операций с заявленными контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды.

  • 18.08.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как подтверждено создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в


Вся судебная практика по этой теме »