Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2007 г. № Ф09-10301/07-С2
Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2007 г. № Ф09-10301/07-С2
При неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 и ст. 176 НК РФ может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.
27.08.2013Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17.12.2007 г. № Ф09-10301/07-С2
Дело N А76-2195/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2007 по делу N А76-2195/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Усманова Л.Р. (доверенность от 10.01.2007).
Индивидуальный предприниматель Шельмиев Вячеслав Завлунович (далее - предприниматель, налогоплательщик), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.11.2006 N 1465 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 2402 руб. 14 коп., а также доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 39 533 руб. и начислении пеней в сумме 202 руб. 46 коп.
Инспекция обратилась в суд со встречным заявлением о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, в сумме 2402 руб. 14 коп.
Решением суда от 14.05.2007 (судья Наконечная О.Г.) заявление удовлетворено. Оспариваемое решение инспекции признано судом недействительным. В удовлетворении встречного заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за январь 2006 г.
Основанием для отказа в возмещении обществу НДС в сумме 39 533 руб. послужил вывод налогового органа о том, что в результате встречной проверки поставщика налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью "Регионтранс", не представляется возможным установить факт уплаты им НДС в бюджет, поскольку указанный контрагент по юридическому адресу не находится и не представляет финансовую и бухгалтерскую отчетность с момента постановки на учет, а, следовательно, невозможно установить факт реализации товара и уплаты поставщиком налога в бюджет, а также выводы о том, что в счетах-фактурах, в нарушение п. 5, 6 ст. 169 Кодекса, неверно указаны идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет указанного поставщика предпринимателя.
Налогоплательщик, полагая, что оспариваемое решения инспекции не соответствуют нормам гл. 21 Кодекса и нарушают его права, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя в оспариваемой части, исходили из того, что порядок и условия для применения вычета налогоплательщиком соблюдены, спорные счета-фактуры оформлены без существенных нарушений и могут служить основаниями для предоставления налогового вычета, а также из нарушения налоговым органом процессуального порядка привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренного ст. 101 Кодекса.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 101, 169, 171, 172 Кодекса.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами налогообложения, перепродажи.
Согласно ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Статьей 169 Кодекса предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 169 Кодекса законодатель императивно установил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику сумм НДС к вычету или возмещению.
Вместе с тем при неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 и ст. 176 Кодекса может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.
Судами с учетом совокупности доказательств, входящих в предмет доказывания по данному делу, и положений ст. 169 Кодекса установлено и материалами дела подтверждается, что все недостатки счетов-фактур были несущественны, в дальнейшем предпринимателем исправлены, приведены в соответствие с иными доказательствами по делу и представлены в судебное заседание.
Кроме того, правила, содержащиеся в главе 21 Кодекса, в том числе регламентирующие порядок подачи налоговых деклараций (ст. 174, 176 Кодекса), не устанавливают обязанности налогоплательщиков одновременно с налоговой декларацией представлять в налоговый орган первичные документы, обосновывающие налоговые вычеты. Поэтому инспекция в силу ст. 88 Кодекса не только вправе, но и обязана затребовать первичные документы, подтверждающие вычеты путем выставления соответствующего требования, в целях надлежащей проверки обоснованности налоговых вычетов по НДС.
В настоящем деле такого требования к налогоплательщику о предоставлении документов инспекцией не выставлялось.
Ссылка инспекции на неверное оформление исправлений в спорных счетах-фактурах (вместо исправленных были представлены уточненные документы) является необоснованной, поскольку данные обстоятельства, сами по себе не могут служить основанием для отказа в предоставлении предпринимателю налоговых вычетов при условии добросовестности его действий.
Отсутствие результатов встречных проверок поставщика налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью "Регионтранс" - ненахождение его по юридическому адресу, непредставление им налоговой отчетности, также не может служить основанием для отказа в возмещении налога предпринимателю, поскольку факты злоупотребления правом и недобросовестности действий налогоплательщика, обязанность по доказыванию которых возложена на инспекцию ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находят подтверждения в материалах дела.
Достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности и злоупотребления правом при формировании налоговой базы и исчислении налога, судами не установлено.
Кроме того, согласно ст. 101 Кодекса лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, имеет право предоставить в налоговый орган возражения по существу правонарушения и соответственно должно быть уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, после чего руководитель налогового органа принимает решение о привлечении к налоговой ответственности с учетом объяснений налогоплательщика.
Из этого следует, что налоговый орган обязан соблюдать указанные требования при выявлении им налогового правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой из предусмотренных ст. 82 Кодекса форм.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 6 ст. 101 Кодекса).
Материалами дела подтвержден факт рассмотрения инспекцией материалов камеральной налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности без учета объяснений и возражений налогоплательщика по вменяемому правонарушению, акт налоговой проверки не составлялся.
Поскольку указанные обстоятельства в силу п. 1, 3, 6 ст. 101 Кодекса свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении и существенном нарушении прав налогоплательщика, то суды обоснованно удовлетворили заявленные требования (п. 6 ст. 101 Кодекса).
С учетом изложенного судами правильно определены юридически значимые обстоятельства и применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения.
Всей совокупности доказательств, представленных сторонами, обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса и с учетом того, что Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2007 по делу N А76-2195/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб.
Председательствующий
Н.Л.МЕНЬШИКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
А.В.КАНГИН
- 12.08.2016 Счет-фактура за пределами налогового периода: когда НДС можно принять к вычету?
- 23.09.2013 Как принять к вычету НДС по оборудованию после его ввода?
- 17.09.2013 Причины несоблюдения трехлетнего срока на вычет НДС должен поведать налогоплательщик
- 19.09.2013 Как расчеты наличными могут помешать вычету НДС?
- 16.09.2013 Регистрация счетов-фактур сама по себе не основание менять сроки давности получения вычета НДС
- 27.08.2013 Своевременное исправление счета-фактуры поможет получить вычет НДС
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 02.03.2011 Агент вправе выставить единый счет-фактуру на товары, приобретенные для принципала
- 30.12.2010 Подписывать счет-фактуру при помощи факсимиле можно только в случае, если это предусмотрено договором
- 23.08.2010 Споры о периоде применения налогового вычета
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 10.03.2024
Налоговый орган доначислил НДС,
начислил пени и штраф, отказал в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС на основании счетов-фактур, выставленных по сделкам, признанным недействительными судебным актом.Итог: требование удовлетворено, поскольку подтвержден факт уплаты в бюджет НДС в заявленной сумме в период совершения сделок купли-пр
- 29.03.2023
Конкурсный управляющий
полагает, что общество имело право на предъявление к вычету сумм НДС, заявленных в уточненных налоговых декларациях за проверяемый период.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку не установлено уважительных причин пропуска обществом предусмотренного НК РФ срока и обстоятельств, препятствовавших ему своевременно скорректировать свои налоговые обязательства.
- 14.10.2020
Налоговый орган
начислил недоимку по НДС, пени и штраф, поскольку налогоплательщик пропустил трехгодичный срок заявления налоговых вычетов по спорному первичному документу.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены, пропущен срок для обращения с заявлением о предоставлении налогового вычета.
- 07.04.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводом о создании обществом искусственного документооборота с целью формального соблюдения (создания) условий для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказаны наличие недостоверной информации в представлен
- 13.03.2024
Налоговым органом
было принято решение о доначислении НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры, отраженные в книге продаж налоговой декларации по НДС, содержат недостоверные сведения о налоговой базе по реализации услуг и исчисленной сумме НДС.
- 11.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС на основании документов, оформленных от имени контрагентов.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные налогоплательщиком первичные документы, оформленные контрагентами, подтверждают реальность хозяйственных операций с контрагентами и условия, необходимые для предъ
- 14.04.2024
Поставщик поставил
покупателю товар, последний оплатил его по выставленному счету-фактуре. Так как поставщик не выполнил обязательство по надлежащему ведению бухгалтерского учета (не указал сведения о счете-фактуре в декларации по НДС), покупатель доплатил НДС и заявил, что сумму этого НДС должен возместить ему поставщик.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что покупатель до
- 14.04.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку факт необоснованного уменьшения налогоплательщиком подлежащего уплате НДС не доказан, так как установлено, что контрагенты вели реальную хозяйственную деятельность, платили налоги и страховые вз
- 06.03.2024
Обществу доначислены
НДС, пени, штраф по причине получения необоснованной налоговой выгоды по сделкам, реальный характер которых не подтвержден.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом фиктивного документооборота с целью занижения налоговых обязательств по НДС.
- 23.10.2017 Письмо Минфина России от 17.10.2017 г. № 03-07-11/67480
- 12.08.2016 Письмо Минфина России от 28.07.2016 г. № 03-07-11/44208
- 11.02.2011 Письмо Минфина РФ от 3 февраля 2011 г. N 03-07-09/02
- 06.06.2011 Письмо Минфина РФ от 27 мая 2011 г. N 03-03-06/1/314
- 25.03.2011 Письмо Минфина РФ от 15 июня 2010 г. N 03-07-11/252
- 15.03.2009 Письмо Минфина РФ от 5 марта 2009 г. N 03-07-11/52
- 20.03.2024 Письмо Минфина от 15.02.2024 г. № 03-07-09/13420
- 31.01.2024 Письмо ФНС России от 23.01.2024 г. № ЗГ-2-15/791
- 10.11.2023 Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@
Комментарии