Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / «Двойной» декрет. Как правильно рассчитать пособие по беременности и родам?

«Двойной» декрет. Как правильно рассчитать пособие по беременности и родам?

На пособие по безработице страховые взносы в ФСС РФ не начисляются

02.10.2013
ГАРАНТ
Автор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мазухина Анна, Комарова Виктория

Сотрудница 13.09.1999 была принята на работу, 10.11.1999 – уволена; 15.01.2000 – принята на работу, 06.11.2000 – уволена; 12.01.2001 – принята на работу, 30.09.2005 – уволена; 03.10.2005 – принята на работу, 26.06.2006 – уволена; 03.07.2006 – принята на работу, 24.06.2011 – уволена; с 18.07.2011 по 21.12.2011 она получала пособие по безработице; 22.12.2011 – принята на работу, 31.10.2012 – уволена, 01.02.2013 – принята к нынешнему работодателю.

В представленной ею справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2011 год указана сумма в размере 96 400,00 руб., в справках о сумме заработка за 2011 и 2012 годы - 4500,00 руб. и 181 128,76 руб. соответственно.

Сотрудница с 12.08.2013 уходит в отпуск по беременности и родам (второй ребенок) и в последующем – в отпуск по уходу за ребенком. Она представила справку о постановке на учет на ранних сроках беременности.

Как в данной ситуации рассчитать полагающееся ей пособие по беременности и родам? Участвует ли в расчетах выплачивавшееся ей в период с 18.07.2011 по 21.12.2011 пособие по безработице? Можно ли вместо справки о сумме заработка, утвержденной приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 г. № 182н, а ранее – приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.01.2011 г. № 4н, использовать справку по форме 2-НДФЛ, утвержденную приказом ФНС от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@, чтобы при расчете пособия учесть заработок, полученный ею у других работодателей? Облагается ли пособие по беременности и родам страховыми взносами и НДФЛ?

Расчет пособия по беременности и родам регулируется нормами Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375 (далее – Положение), и производится в следующем порядке.

1. Определяется расчетный период для исчисления среднего заработка застрахованного лица, исходя из которого будет рассчитан конкретный размер пособия. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 6 Положения расчетным периодом признаются два календарных года, предшествовавших тому году, в котором работнице был предоставлен отпуск по беременности и родам. Поскольку сотрудница в рассматриваемой ситуации уходит в отпуск по беременности и родам в 2013 году, расчетным периодом для нее будут 2011 и 2012 календарные года. Если в указанные два года либо в одном из них сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, то по ее заявлению соответствующие годы (год) могут быть заменены предшествующими календарными годами (годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 11 Положения). Как мы поняли, сотрудница в указанных годах в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу не находилась.

2. За каждый календарный год расчетного периода подсчитывается сумма всех выплат в пользу работницы, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 2 Положения, ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)). Если в расчетном периоде сотрудница работала у других работодателей, для учета заработанного у них заработка ей необходимо представить нынешнему работодателю справку о сумме заработка. Как следует из п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ, такая справка должна быть предоставлена по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Так, действующая на данный момент форма справки о сумме заработка утверждена приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 г. № 182н. Следовательно, справка по форме 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@, не может служить подтверждением суммы заработка, полученного у других работодателей. По смыслу указанной нормы Закона № 255-ФЗ такая справка должна содержать не только информацию о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году увольнения или обращения за справкой, а также за текущий год, на которую были начислены страховые взносы, но и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ не начислялись. Такую информацию справка по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@, не содержит.

На пособие по безработице страховые взносы в ФСС РФ не начисляются (п. 1 части первой ст. 9 Закона № 212-ФЗ), поэтому в расчете оно не участвует. Таким образом, работодатель вправе учесть доход сотрудницы в размере 4500 руб. за 2011 год и 181 128 руб. 76 коп. – за 2012 год.

3. Полученные результаты сравниваются с предельной величиной базы для начисления страховых взносов, установленной на соответствующий год в соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ. В том случае, если начисленный за год заработок превышает указанную предельную величину, то для расчета пособия он признается равным этой величине (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 19.1 Положения). Предельная величина базы на 2011 год – 463 000 рублей, на 2012 – 512 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 933, постановление Правительства РФ от 24.11.2011 г. № 974). Как видно, заработок сотрудницы не превышает указанные величины.

4. Подсчитывается количество дней в расчетном периоде, в которые работница находилась в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, получала пособие по временной нетрудоспособности, была освобождена от работы с полным или частичным сохранением заработка, на который не начислялись взносы в ФСС РФ. Эти дни исключаются из общего числа календарных дней в расчетном периоде (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 15.2 Положения). Период, когда работница не состояла в трудовых отношениях (в том числе была зарегистрирована как ищущая работу в службе занятости и получала пособие по безработице), исключению из расчета не подлежит. Как мы поняли, исключаемых периодов у сотрудницы нет.

5. Определяется средний дневной заработок путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде за минусом исключаемых календарных дней (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В рассматриваемой ситуации сумма заработка составляет 185 628 руб. 76 коп., число календарных дней – 731, среднедневной заработок составляет 253 руб. 94 коп.

6. Полученный результат сравнивается с максимальным и минимальным размером среднего дневного заработка. Максимальным признается средний дневной заработок, полученный путем деления суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска, на 730 (в рассматриваемой ситуации – 1335 руб. 62 коп. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) : 730))). Минимальный дневной заработок рассчитывается путем деления минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления отпуска по беременности и родам, увеличенного в 24 раза, на 730 (в рассматриваемом случае - 171 руб. 12 коп. (5205 руб. х 24 : 730)). Если размер среднего дневного заработка работницы превышает установленный максимальный размер или окажется меньше минимального размера, то для расчета пособия средний дневной заработок принимается равным, соответственно, максимальному или минимальному размеру (ч.ч. 1.1 и 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п.п. 15.2 и 15.3 Положения). В рассматриваемой ситуации среднедневной заработок сотрудницы не выходит за установленные границы минимума и максимума, поэтому дальнейшее исчисление пособия следует производить из него.

7. Исчисляется размер дневного пособия путем умножения среднего дневного заработка на 100% (ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Поскольку пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине всегда в размере 100% вне зависимости от ее трудового стажа, определять точную продолжительность стажа работодателю в рассматриваемой ситуации не нужно.

8. Рассчитывается пособие за весь оплачиваемый период путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней отпуска по беременности и родам (ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). При отпуске обычной продолжительности (140 дней) пособие в рассматриваемой ситуации составит 35551 руб. 60 коп.

Относительно обложения пособия по беременности страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц отметим следующее. Как мы уже сказали выше, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами в ФСС РФ, ФОМС РФ и ПФР РФ (п. 1 части первой ст. 9 Закона 212-ФЗ). Согласно подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не начисляются страховые взносы на государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относится, в том числе, пособие по беременности и родам.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Ведение справок НДФЛ-2 и карточек НДФЛ-1
Все новости по этой теме »

Учет заработной платы
Все новости по этой теме »

Облагаемые выплаты сотрудникам
Все новости по этой теме »

Ведение справок НДФЛ-2 и карточек НДФЛ-1
  • 29.01.2018  

    Налоговой проверкой были установлены факты несвоевременного (неполного) перечисления сумм исчисленного НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом. Рассматривая правомерность привлечения общества к ответственности, суд пришел к выводу о недоказанности наличия у общества обязанности по представлению части документов (паспортов транспортных средств и приложений к ним, свидетельство о допуске к работам), что пос

  • 15.01.2018  

    Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд исходил из того, что налоговые агенты обязаны сообщать о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога представлением справок по установленной форме с признаком "2", а также, что нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии соо

  • 10.01.2018  

    Вопреки ошибочному мнению общества, апелляционный суд отметил, что справки 2-НДФЛ в понимании налогового законодательства не являются ни налоговой декларацией, ни расчетом авансового платежа, на основании которых налоговый орган без проверки и исследования первичных и иных документов может произвести принудительное взыскание указанной в справке суммы налога. Данное обстоятельство не позволяет согласиться с мнением налогового


Вся судебная практика по этой теме »

Учет заработной платы
  • 06.03.2017  

    О признании недействующим абзаца первого пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20

  • 28.09.2014  

    Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.

  • 27.09.2013  

    Суд считает, что инспекцией правомерно квалифицированы как прямые расходы затраты на выплату заработной платы сотрудникам, непосредственно участвующим в производственном процессе, исходя из следующего. Согласно учетной политике для целей налогообложения на 2009-2010 г.г. к прямым расходам относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательно


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 23.04.2018  

    Как установлено судами Управление ПФР в Ленинском районе г. Ульяновска направило в банк запросы о предоставлении выписки по операциям на счетах в отношении нескольких компаний. Но банк нарушил сроки предоставления сведений. Управление привлекло банк к ответственности и назначило штраф в размере 20 000 рублей в отношении каждого Решения. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения банка в арбитражный суд. Арбитры

  • 18.04.2018  

    Суды пришли к выводу о том, что общество соответствовало всем условиям, дающим право на применение пониженного тарифа; уплата обществом в отношении основного вида деятельности ЕНВД не является основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку его применение не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.

  • 09.04.2018  

    Установив, что у предпринимателя имеется задолженность по страховым взносам за 2016 г. в сумме 23 153 руб. 30 коп., суд апелляционной инстанции сделал правильные выводы о наличии у фонда обязанности по возврату предпринимателю излишне взысканных страховых взносов, пеней за вычетом числящейся за ним задолженности, то есть в сумме 196 278 руб. 16 коп., а также об отсутствии у него оснований для удержания пени по страховым взно


Вся судебная практика по этой теме »