Аналитика / Налогообложение / «Двойной» декрет. Как правильно рассчитать пособие по беременности и родам?
«Двойной» декрет. Как правильно рассчитать пособие по беременности и родам?
На пособие по безработице страховые взносы в ФСС РФ не начисляются
02.10.2013ГАРАНТСотрудница 13.09.1999 была принята на работу, 10.11.1999 – уволена; 15.01.2000 – принята на работу, 06.11.2000 – уволена; 12.01.2001 – принята на работу, 30.09.2005 – уволена; 03.10.2005 – принята на работу, 26.06.2006 – уволена; 03.07.2006 – принята на работу, 24.06.2011 – уволена; с 18.07.2011 по 21.12.2011 она получала пособие по безработице; 22.12.2011 – принята на работу, 31.10.2012 – уволена, 01.02.2013 – принята к нынешнему работодателю.
В представленной ею справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2011 год указана сумма в размере 96 400,00 руб., в справках о сумме заработка за 2011 и 2012 годы - 4500,00 руб. и 181 128,76 руб. соответственно.
Сотрудница с 12.08.2013 уходит в отпуск по беременности и родам (второй ребенок) и в последующем – в отпуск по уходу за ребенком. Она представила справку о постановке на учет на ранних сроках беременности.
Как в данной ситуации рассчитать полагающееся ей пособие по беременности и родам? Участвует ли в расчетах выплачивавшееся ей в период с 18.07.2011 по 21.12.2011 пособие по безработице? Можно ли вместо справки о сумме заработка, утвержденной приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 г. № 182н, а ранее – приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.01.2011 г. № 4н, использовать справку по форме 2-НДФЛ, утвержденную приказом ФНС от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@, чтобы при расчете пособия учесть заработок, полученный ею у других работодателей? Облагается ли пособие по беременности и родам страховыми взносами и НДФЛ?
Расчет пособия по беременности и родам регулируется нормами Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375 (далее – Положение), и производится в следующем порядке.
1. Определяется расчетный период для исчисления среднего заработка застрахованного лица, исходя из которого будет рассчитан конкретный размер пособия. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 6 Положения расчетным периодом признаются два календарных года, предшествовавших тому году, в котором работнице был предоставлен отпуск по беременности и родам. Поскольку сотрудница в рассматриваемой ситуации уходит в отпуск по беременности и родам в 2013 году, расчетным периодом для нее будут 2011 и 2012 календарные года. Если в указанные два года либо в одном из них сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, то по ее заявлению соответствующие годы (год) могут быть заменены предшествующими календарными годами (годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 11 Положения). Как мы поняли, сотрудница в указанных годах в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу не находилась.
2. За каждый календарный год расчетного периода подсчитывается сумма всех выплат в пользу работницы, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 2 Положения, ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)). Если в расчетном периоде сотрудница работала у других работодателей, для учета заработанного у них заработка ей необходимо представить нынешнему работодателю справку о сумме заработка. Как следует из п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ, такая справка должна быть предоставлена по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Так, действующая на данный момент форма справки о сумме заработка утверждена приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 г. № 182н. Следовательно, справка по форме 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@, не может служить подтверждением суммы заработка, полученного у других работодателей. По смыслу указанной нормы Закона № 255-ФЗ такая справка должна содержать не только информацию о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году увольнения или обращения за справкой, а также за текущий год, на которую были начислены страховые взносы, но и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ не начислялись. Такую информацию справка по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@, не содержит.
На пособие по безработице страховые взносы в ФСС РФ не начисляются (п. 1 части первой ст. 9 Закона № 212-ФЗ), поэтому в расчете оно не участвует. Таким образом, работодатель вправе учесть доход сотрудницы в размере 4500 руб. за 2011 год и 181 128 руб. 76 коп. – за 2012 год.
3. Полученные результаты сравниваются с предельной величиной базы для начисления страховых взносов, установленной на соответствующий год в соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ. В том случае, если начисленный за год заработок превышает указанную предельную величину, то для расчета пособия он признается равным этой величине (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 19.1 Положения). Предельная величина базы на 2011 год – 463 000 рублей, на 2012 – 512 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 933, постановление Правительства РФ от 24.11.2011 г. № 974). Как видно, заработок сотрудницы не превышает указанные величины.
4. Подсчитывается количество дней в расчетном периоде, в которые работница находилась в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, получала пособие по временной нетрудоспособности, была освобождена от работы с полным или частичным сохранением заработка, на который не начислялись взносы в ФСС РФ. Эти дни исключаются из общего числа календарных дней в расчетном периоде (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 15.2 Положения). Период, когда работница не состояла в трудовых отношениях (в том числе была зарегистрирована как ищущая работу в службе занятости и получала пособие по безработице), исключению из расчета не подлежит. Как мы поняли, исключаемых периодов у сотрудницы нет.
5. Определяется средний дневной заработок путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде за минусом исключаемых календарных дней (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В рассматриваемой ситуации сумма заработка составляет 185 628 руб. 76 коп., число календарных дней – 731, среднедневной заработок составляет 253 руб. 94 коп.
6. Полученный результат сравнивается с максимальным и минимальным размером среднего дневного заработка. Максимальным признается средний дневной заработок, полученный путем деления суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска, на 730 (в рассматриваемой ситуации – 1335 руб. 62 коп. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) : 730))). Минимальный дневной заработок рассчитывается путем деления минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления отпуска по беременности и родам, увеличенного в 24 раза, на 730 (в рассматриваемом случае - 171 руб. 12 коп. (5205 руб. х 24 : 730)). Если размер среднего дневного заработка работницы превышает установленный максимальный размер или окажется меньше минимального размера, то для расчета пособия средний дневной заработок принимается равным, соответственно, максимальному или минимальному размеру (ч.ч. 1.1 и 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п.п. 15.2 и 15.3 Положения). В рассматриваемой ситуации среднедневной заработок сотрудницы не выходит за установленные границы минимума и максимума, поэтому дальнейшее исчисление пособия следует производить из него.
7. Исчисляется размер дневного пособия путем умножения среднего дневного заработка на 100% (ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Поскольку пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине всегда в размере 100% вне зависимости от ее трудового стажа, определять точную продолжительность стажа работодателю в рассматриваемой ситуации не нужно.
8. Рассчитывается пособие за весь оплачиваемый период путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней отпуска по беременности и родам (ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). При отпуске обычной продолжительности (140 дней) пособие в рассматриваемой ситуации составит 35551 руб. 60 коп.
Относительно обложения пособия по беременности страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц отметим следующее. Как мы уже сказали выше, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами в ФСС РФ, ФОМС РФ и ПФР РФ (п. 1 части первой ст. 9 Закона 212-ФЗ). Согласно подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не начисляются страховые взносы на государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относится, в том числе, пособие по беременности и родам.
Темы: Ведение справок НДФЛ-2 и карточек НДФЛ-1  Учет заработной платы  Облагаемые выплаты сотрудникам  
- 10.06.2021 Госдума приняла закон об «ипотечных каникулах» для самозанятых
- 24.11.2020 Справку 2-НДФЛ работодатель вправе выдать в электронной форме
- 09.09.2020 Работодатель вправе самостоятельно выбрать удобный способ выдачи справок 2-НДФЛ по заявлению сотрудников
- 14.03.2024 Роструд пояснил, входит ли надбавка за выслугу лет в МРОТ
- 04.03.2024 Утвердили набор сведений, получаемых комиссиями по «зарплатным» схемам
- 01.03.2024 Будет повышен размер зарплаты, позволяющей признать иностранца ценным специалистом
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 30.01.2023 Обновлены коды доходов и вычетов для «бывшей 2‑НДФЛ»
- 04.02.2021 Федеральная налоговая служба отменила справки 2-НДФЛ
- 23.03.2020 Сроки подачи уточненной справки 2-НДФЛ
- 22.12.2023 Педагоги вошли в список самых высокооплачиваемых специалистов на удаленке к концу года
- 07.09.2023 Коэффициент трудового участия: как работает КТУ
- 23.08.2023 73% компаний будут повышать зарплаты, чтобы удержать сотрудников
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 09.05.2018
Как установлено
судами количество участников азартных игр, получивших выигрыши от общества в проверяемом периоде, составило 14624 человека, тогда как сведения о доходах физических лиц и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет по форме 2-НДФЛ, представлены обществом только в отношении 6379 лиц, в отношении 8245 лиц вышеуказанные сведения в налоговый орган представлены не были. Суд отклонил доводы об - 29.01.2018
Налоговой проверкой
были установлены факты несвоевременного (неполного) перечисления сумм исчисленного НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом. Рассматривая правомерность привлечения общества к ответственности, суд пришел к выводу о недоказанности наличия у общества обязанности по представлению части документов (паспортов транспортных средств и приложений к ним, свидетельство о допуске к работам), что пос - 15.01.2018
Отказывая в
удовлетворении заявленных обществом требований, суд исходил из того, что налоговые агенты обязаны сообщать о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога представлением справок по установленной форме с признаком "2", а также, что нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии соо
- 18.01.2023
О признании
незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н
- 30.11.2022
Об оспаривании
постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр
- 30.11.2022
О признании
незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 23.01.2023
Региональное отделение
Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт
- 31.01.2024 Письмо УФНС по г. Москве от 27.12.2023 г. № 20-21/155725@
- 25.01.2023 Письмо ФНС России от 20.01.2023 г. № АБ-2-19/49@
- 24.11.2020 Письмо ФНС России от 16.11.2020 г. № БС-4-11/18719@
- 01.07.2019 Письмо Минтруда России от 21.05.2019 года № 14-2/ООГ-3606
- 07.11.2018 Письмо Минфина России от 24 сентября 2018 г. № 03-15-06/68161
- 15.05.2018 Письмо Минфина России от 28.03.2018 г. № 03-04-06/19804
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
Комментарии