
Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
Вопрос: Требуются разъяснения по вопросу применения действующих норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правомерности принятия налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету организацией, выступающей налоговым агентом на основании п. 3 ст. 161 НК РФ и применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы", в случае утраты данной организацией права на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в период исчисления ею этого НДС в качестве налогового агента при соблюдении условий для вычета НДС.
Организации, которые применяют УСН, являются налоговыми агентами по НДС на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ, выставляют сами себе счет-фактуру при покупке государственного имущества (абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ).
В силу пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.
Таким образом, в случае приобретения государственного либо муниципального недвижимого имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, организация утрачивает право на применение УСН при превышении лимита, установленного в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, с первого числа квартала, в котором было допущено несоответствие указанному лимиту (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Организация становится налогоплательщиком на общей системе налогообложения с первого числа квартала, в котором она утратила право на УСН, и должна с этого квартала платить НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций в порядке для вновь созданных организаций (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2021 N 301-ЭС21-784 (далее - Определение ВС РФ) <1> признал, что НДС, предъявленный обществу в период применения им УСН с объектом налогообложения "доходы", может быть принят к вычету при исчислении обществом НДС после перехода на общий режим налогообложения. Глава 21 НК РФ и п. 6 ст. 346.25 НК РФ ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями НК РФ не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг). Из Определения ВС РФ следует, что НДС может быть принят к вычету при соблюдении установленных ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ условий, если рассматриваемый объект недвижимости не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.
--------------------------------
<1> Данное Определение включено ФНС России в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 г. по вопросам налогообложения (п. 9), который письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 направлен налоговым органам для использования в текущей работе.
С учетом вышеизложенного также отмечаем, что в НК РФ нет прямого запрета принимать к вычету НДС, который был исчислен организацией на УСН с объектом налогообложения "доходы" в качестве налогового агента на основании абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, если право на вычет данного НДС у организации появилось в том же периоде, когда она утратила право на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Право на вычет НДС, исчисленного налоговым агентом в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, и смена налоговых режимов произошли в одном квартале. Приобретенный объект недвижимости (здание) не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.
Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272
Вопрос: С 1 января 2021 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) не применяется (Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ).
Предлагается дать разъяснения по восстановлению НДС при переходе с ЕНВД на ОСН.
В период с 2005 г. по 31 декабря 2020 г. ООО применяло смешанную систему налогообложения (ЕНВД + ОСН). На складе ЕНВД на момент прекращения применения ЕНВД осталось много остатков ТМЦ, купленных в разные годы применения ЕНВД ООО. Товары - это запасные части и комплектующие к автомобилям разных комплектаций и годов выпуска, приобретены они оригинальными от завода-изготовителя - основного дилера на основании дилерских договоров в достаточно больших количествах, приобретены и предполагаемы к продаже физическим лицам для личного потребления, поэтому могли приходоваться согласно закону только на ЕНВД.
По товарам, приобретенным для учета по ЕНВД, НДС был уплачен поставщикам и, соответственно, был перечислен в бюджет. К возмещению НДС по этим товарам ООО не предъявляло, поскольку ЕНВД являлся специальным налоговым режимом и право возмещать НДС отсутствовало.
С 1 января 2021 г. ООО перешло полностью на учет по ОСН. На момент перехода с ЕНВД на ОСН по товарам, приобретенным для реализации по ЕНВД, оставшимся на складе, ООО восстановило НДС, имея на это возможность и ведя попартионный учет с момента приобретения и ссылаясь на счет-фактуру, по которому они и были приобретены. Данные счета-фактуры за 2006 - 2020 гг. соответственно.
Налоговая инспекция не приняла доводы ООО по праву восстановления НДС при переходе с ЕНВД на ОСН, ссылаясь на гл. 21 НК.
Такая позиция налоговой инспекции предполагает уплату НДС в бюджет дважды: первый раз - при покупке товара и уплате НДС поставщику в цене товара и не предъявленного для возмещения при учете по ЕНВД и второй раз - при реализации этого же товара после перехода на ОСН.
Правильно ли понимание, что гл. 21 НК начинает работать с 1 апреля 2021 г., поскольку налогоплательщики заявляют вычет в декларации за I квартал 2021 г., проведя перенос остатков со склада ЕНВД на склад ОСН? Правильно ли понимание, что трехлетний срок начинает работать, соответственно, с даты принятия на учет перемещенных ТМЦ, не важно, в каком году они были приобретены по специальному налоговому режиму?
Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-07-11/1368
Вопрос: АО (далее - Организация) осуществляет операции по приобретению товаров по договорам, условиями которых предусмотрена поставка на условиях предоплаты. При перечислении предоплаты Организация, руководствуясь п. 12 ст. 171 НК РФ, принимает к вычету суммы НДС, предъявленные ему продавцом товаров. При последующей поставке товаров продавец товара и покупатель товара производят исчисление НДС и принятие к вычету НДС в соответствии со следующими нормами НК РФ:
- в период отгрузки товаров продавец исчисляет НДС со стоимости поставленных товаров (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ) и получает право принять к вычету НДС, ранее исчисленный при получении авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ);
- после принятия товаров на учет покупатель получает право принять к вычету НДС со стоимости поставленных товаров только при условии выполнения требований п. 1 ст. 172 НК РФ, в частности, после принятия на учет приобретенных товаров. При этом в силу прямой нормы пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ обязанность покупателя восстановить НДС, ранее принятый к вычету при осуществлении авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров, поставлена в прямую зависимость от получения покупателем права на вычет НДС, то есть такая обязанность возникает не ранее момента принятия на учет приобретенных товаров.
На практике часто встречаются случаи, когда при осуществлении авансирования отгрузка товара продавцом осуществляется в одном налоговом периоде, а переход права собственности к покупателю происходит в следующем налоговом периоде. Соответственно, после получения права собственности на приобретенный товар покупатель принимает этот товар на учет.
Момент принятия к учету товаров, являющийся условием для получения права на вычет НДС, законодательством о налогах и сборах не определен, и в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете. При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива (принятии актива на учет) следует руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (Письмо Минфина России от 23.03.2021 N 07-01-10/20807). Так, согласно ФСБУ 5/2019 "Запасы" организация вправе принять к бухгалтерскому учету приобретенные товары только после того, как получила право на получение экономических выгод от понесенных затрат, то есть получила право собственности на товары. Аналогичная позиция подтверждается в письме Минфина России от 22.08.2016 N 03-07-11/48963, в соответствии с которым для принятия НДС к вычету необходимо появление у покупателя прав на использование товаров, которые отсутствуют до перехода права собственности на товары к покупателю.
Таким образом, право принять к вычету НДС и обязанность восстановить НДС, ранее принятый к вычету при осуществлении авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров, возникают у покупателя не ранее принятия товаров к учету согласно правилам бухгалтерского учета, то есть не ранее перехода к покупателю права собственности на товары. Правомерна ли указанная позиция, в том числе для случаев, когда право собственности на товар переходит к покупателю в более позднем налоговом периоде, нежели отгрузка товара продавцом?
Организации известно, что вопрос применения положений пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ в целях восстановления НДС с авансов, выданных в счет предстоящего выполнения работ, был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 08.11.2018 N 2796-О. Однако указанная судебная практика рассматривала спор в отношении договора выполнения работ и не может быть применима к договорам поставки товаров, так как в рамках договоров на выполнение работ период передачи результатов работ продавцом совпадает с периодом приемки работ покупателем (в отличие от договоров поставки товаров):
- в период сдачи-приемки работ продавец исчисляет НДС со стоимости переданных результатов работ (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ) и одновременно принимает к вычету НДС, ранее исчисленный при получении авансового платежа в счет предстоящего выполнения работ (п. 6 ст. 172 НК РФ);
- в период сдачи-приемки работ покупатель получает право принять к вычету НДС со стоимости принятых работ (при условии выполнения требований п. 1 ст. 172 НК РФ) и одновременно становится обязанным восстановить НДС, ранее принятый к вычету при выдаче авансового платежа в счет предстоящего выполнения работ (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Письмо Минфина России от 15.01.2024 г. № 03-03-06/1/2059
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов в рамках рекламных мероприятий.
Письмо ФНС России от 11.01.2024 г. № ЗГ-2-11/213
Вопрос: О предоставлении стандартного вычета по НДФЛ на ребенка при отсутствии у физлица дохода в отдельные месяцы и заполнении Приложения N 1 к форме 6-НДФЛ за 2023 г.
Письмо ФНС России от 05.02.2024 г. № БС-2-21/1521@
Вопрос: О перерасчете организациями сумм ранее исчисленного земельного налога.
Письмо ФНС России от 06.02.2024 г. № ЗГ-2-7/1561
Вопрос: Об освобождении от ответственности за неуплату налога и расчете штрафа при выявлении недоимки за период до 01.01.2023 при представлении уточненных деклараций.
Письмо Минфина России от 16.01.2024 г. № 03-03-06/1/2252
Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль к доходам от реализации доли участия в уставном капитале ООО (ее части), увеличенной за счет уменьшения размера уставного капитала.
Письмо Минфина России от 17.01.2024 г. № 03-03-06/1/2929
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль процентных расходов по долговому обязательству.
Письмо ФНС России от 30.01.2024 г. № БС-4-21/866@
Вопрос: О порядке предоставления льгот по налогу на имущество физлиц ИП, применяющему УСН (ПСН).
Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 03-03-06/2/124356
Вопрос: О налоге на прибыль при получении российской кредитной организацией доходов в виде процентов по долговому обязательству с белорусской организацией после удержания налога в Республике Беларусь.
Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 03-03-06/1/124257
Вопрос: Об исправлении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам.
Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 03-03-06/1/124118
Вопрос: О формировании налоговой стоимости доли в уставном капитале ООО в целях налога на прибыль.
Письмо Минфина России от 22.12.2023 г. № 03-03-06/1/124822
Вопрос: Об учете дивидендов, полученных российской организацией от иностранных организаций, в показателе Д2 при исчислении налога на прибыль налоговым агентом.
Письмо Минфина России от 22.12.2023 г. № 03-03-06/3/124574
Вопрос: О доходах, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-07-11/125550
Вопрос: 19.12.2023 Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Законопроект N 377391-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Статьей 2 Законопроекта установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Однако однозначного толкования даты вступления в силу Законопроекта не имеется.
Какова точная дата вступления в силу Федерального закона от 19.12.2023 N 612-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"?
Письмо Минфина России от 29.12.2023 г. № 03-03-06/1/128334
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов по строительству объекта недвижимости, относящихся к периоду применения УСН с объектом "доходы".
Письмо ФНС России от 07.02.2024 г. № БС-4-21/1315@
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении объектов высокотехнологичной электроэнергетики, в том числе оборудования солнечных электростанций.
Письмо Минфина России от 15.01.2024 г. № 03-04-06/2060
Вопрос: В соответствии с п. 20 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по операциям с ценными бумагами, по операциям с производными финансовыми инструментами, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено ст. ст. 214.1 и 226.1 НК РФ. При этом налоговым периодом является календарный год (ст. 216 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 7, 8, 11 ст. 226.1 НК РФ расчет финансового результата по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами производится налоговым агентом на дату выплаты дохода, а исчисление и удержание суммы налога в следующие сроки:
- по окончании налогового периода;
- до истечения налогового периода - при выплате налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения налогового периода;
- до истечения срока действия договора в пользу физического лица - при выплате налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения срока действия договора.
Федеральным законом от 28.12.2022 N 565-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в п. 9 ст. 226.1 НК РФ в части сроков уплаты НДФЛ налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов, в соответствии с которыми налоговый агент уплачивает налог, удержанный за период, в том числе за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года (в 2023 г. - не позднее 29 декабря 2023 г.). Согласно п. 9 ст. 58 НК РФ организациями, исполняющими обязанности налогового агента в отношении сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами за период с 23 декабря по 31 декабря, уведомление об исчисленных суммах НДФЛ представляется не позднее последнего рабочего дня года (в 2023 г. - не позднее 29 декабря 2023 г.).
При этом согласно п. 14 ст. 226.1 НК РФ при невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога налоговый агент определяет возможность удержания данной суммы в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога.
Одновременно с этим необходимо принять во внимание специфику работы профессиональных участников рынка ценных бумаг:
1) в период 30 - 31 декабря 2023 г. клиенты могут совершать внебиржевые сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, операции РЕПО и займа ценными бумагами, в отношении которых банк является налоговым агентом. Доходы по данным сделкам должны быть включены в расчет финансового результата по итогам 2023 г., иначе расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога нельзя считать полным и корректным;
2) клиенты могут совершать биржевые сделки как во время утренней и дневной торговых сессий, так и во время вечерней торговой сессии 29 декабря 2023 г., которая проходит по окончании последнего рабочего дня. Брокер технически не может по сделкам 29 декабря рассчитать и уплатить НДФЛ в бюджет 29 декабря 2023 г. Доходы по данным сделкам также должны быть включены в расчет финансового результата по итогам 2023 г., иначе расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога нельзя считать полным и корректным;
3) с технической точки зрения требуется существенная донастройка систем расчета и удержания НДФЛ по итогам налогового периода двумя частями - в последний рабочий день года (29 декабря 2023 г.) и в первый рабочий день 2024 г. с учетом предыдущего расчета 29 декабря 2023 г., что влечет за собой технические сложности и вопросы от клиентов о причине удержания налога двумя частями;
4) "на последний рабочий день календарного года" у налогового агента Брокера еще нет подтвержденной информации о налоговом резидентстве клиента, так как налоговое резидентство клиента окончательно определяется по итогам календарного года.
Учитывая изложенное и принимая во внимание специфику работы профессиональных участников рынка ценных бумаг, определить налогооблагаемую базу, исчислить и удержать НДФЛ в сроки, предусмотренные ст. 226.1 НК РФ, не представляется возможным, что влечет нарушение сроков перечисления НДФЛ налоговыми агентами.
Тем временем согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" в п. 5 и п. 7 ст. 226.2 НК РФ, исчисление суммы налога производится налоговым агентом при осуществлении операций с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в следующие сроки:
- по окончании налогового периода;
- до истечения налогового периода;
- до истечения срока действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату налогоплательщику дохода.
При этом удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом в срок не позднее одного месяца с наиболее ранней из указанных дат, а уплата налога, удержанного за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца, производится в срок не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 1 по 22 января - не позднее 28 января текущего года, за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Данные изменения в отношении сделок с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами исключают подобную проблематику в части определения налогооблагаемой базы, исчисления и удержания НДФЛ по итогам налогового периода. Применение аналогичной логики исчисления, удержания и уплаты налога в отношении операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами, с одной стороны, исключит вышеописанную проблематику налоговых агентов по удержанию НДФЛ в рамках ст. 226.1 НК РФ по итогам налогового периода, а с другой стороны, унифицирует подход, применяемый налоговыми агентами при расчете НДФЛ по разным категориям сделок.
В связи с этим существует ли возможность внесения поправок в НК РФ, а именно: п. 7 ст. 226.1 НК РФ изложить в редакции, аналогичной редакции п. 7 ст. 226.2 НК РФ:
"7. Исчисление и удержание суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами в порядке, установленном настоящей главой, в срок не позднее одного месяца с наиболее ранней из следующих дат:
по окончании налогового периода;
до истечения налогового периода;
до истечения срока действия договора в пользу физического лица.
Исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном настоящей главой"?