
Письмо Минфина России от 11.12.2024 г. № 03-03-06/1/125078
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламу с 01.01.2025.
Письмо Минфина России от 23.12.2024 г. № 03-07-07/129874
Вопрос: Каков порядок определения средней начисленной заработной платы по отрасли в целях применения льготы по НДС для организации общепита с 1 января 2025 г.?
ООО является организацией, осуществляющей деятельность в сфере общепита (класс 56 ОКВЭД "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков"), и состоит в реестре МСП как малое предприятие. В соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ организации общепита освобождаются от обложения НДС при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения, условий, предусмотренных данным подпунктом. Организации общепита имеют освобождение по НДС при соблюдении трех условий: доходы не превышают 2 млрд руб., доля доходов общепита составляет более 70%, средняя зарплата не ниже средней зарплаты, по данным Росстата, по региону и по виду деятельности. При этом нет указания на то, что данные по средней начисленной заработной плате необходимо применять с учетом того, к какому классу принадлежит предприятие: крупное, среднее, малое или микропредприятие.
В связи с предстоящими с 1 января 2025 г. изменениями в налоговом законодательстве правомерно ли использование при определении организацией общепита - субъектом МСП показателя средней начисленной заработной платы по данным Росстата по малым предприятиям, а не по полному кругу организаций? На сайте Росстата данный показатель дифференцирован: для организаций по полному кругу, для крупных и средних организаций и для малых и микропредприятий.
Отметим, что судебных решений по применению данной нормы нет.
В НК РФ данная дифференциация не прописана, но было бы логичным использовать право субъекта МСП для определения данного показателя с целью применения льготы по НДС с 1 января 2025 г. Эти показатели в представленной на сайте информации (например, за 2023 г.) значительно разнятся, и было бы справедливым и экономически обоснованным использовать данные по среднемесячной начисленной заработной плате именно в разрезе принадлежности организации к тому или иному типу (крупные, средние, малые или микропредприятия).
Письмо Минфина России от 10.01.2025 г. № 03-04-05/485
Вопрос: Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ при осуществлении выплат по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг.
Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-04-05/4010
Вопрос: Облагается ли НДФЛ материальная помощь, предусмотренная п. 8 ст. 217 НК РФ, если она выплачивается чаще одного раза в год?
Письмо ФНС России от 31.01.2025 г. № БС-4-11/881@
Вопрос: О получении имущественного вычета по НДФЛ по расходам на приобретение объектов недвижимости за счет единовременной выплаты членам семьи в связи с гибелью (смертью) участника СВО.
Письмо Минфина России от 20.03.2024 г. № 03-04-05/24664
Вопрос: Об имущественном вычете по НДФЛ по расходам на погашение процентов по целевому займу (кредиту) при получении вычета на покупку жилья до 2014 г.
Письмо Минфина России от 25.09.2024 г. № 03-04-05/92611
Вопрос: Об условиях получения имущественного вычета по НДФЛ при приобретении прав на квартиру в строящемся доме в рамках ДДУ.
Письмо Минфина России от 10.10.2024 г. № 03-11-09/98573
Вопрос: Об учете доходов при переходе ИП, применяющего УСН, на ПСН в течение календарного года.
Письмо Минфина России от 20.11.2024 г. № 03-05-06-01/115173
Вопрос: Об установлении льгот по налогу на имущество физлиц в отношении отдельной категории налогоплательщиков.
Письмо Минфина России от 23.12.2024 г. № 03-07-11/130043
Вопрос: Автономная некоммерческая организация (далее - АНО, некоммерческая организация), в соответствии с п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, применяет упрощенную систему налогообложения "доходы минус расходы". АНО на основании бессрочной лицензии от 30.04.2019 осуществляет деятельность, не подлежащую налогообложению (освобожденную от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в силу пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2025 г. Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ...":
имеет ли право некоммерческая организация, продолжающая применять с 1 января 2025 г. упрощенную систему налогообложения, при реализации на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных бессрочной лицензией, на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае превышения доходов за 2024 г. суммы в размере 60 млн руб.;
необходимо ли в случае, указанном выше, уведомлять налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика о наличии оснований для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в 2025 г.;
необходимо ли в случае, указанном выше:
- оформлять счета-фактуры с пометкой "Без налога (НДС)";
- вести книгу продаж с выделением графы "Налог на добавленную стоимость";
- сдавать декларации по налогу на добавленную стоимость?
Письмо Минфина России от 09.01.2025 г. № 03-04-05/366
Вопрос: Об НДФЛ с дохода от продажи земельных участков, образованных при разделе земельного участка, полученного в дар.
Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
Вопрос: Об исполнении обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов путем перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-11-11/3677
Вопрос: О предельном размере доходов плательщиков НПД и о праве на пособие и уплате страховых взносов на случай ВНиМ при применении НПД.
Письмо Минфина России от 04.10.2024 г. № 30-01-15/96401
Вопрос: О получении кассового чека в электронной форме.
Письмо Минфина России от 14.10.2024 г. № 03-04-05/99568
Вопрос: О получении социального вычета по НДФЛ по расходам на медицинские услуги, в том числе в упрощенном порядке.
Письмо Минфина России от 15.10.2024 г. № 03-04-05/100067
Вопрос: О предоставлении социального вычета по НДФЛ в сумме расходов на оказанные медицинские услуги и приобретенные лекарственные препараты.
Письмо Минфина России от 18.10.2024 г. № 03-04-05/101296
Вопрос: Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ в отношении дохода в виде суммы долга, выплачиваемой организацией-должником цессионарию.
Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-07-11/124536
Вопрос: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства предлагает рассмотреть вопрос о внесении поправок в ст. 145 НК РФ, предусмотрев порядок, согласно которому налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. смогут проводить операции с НДС и принимать налог к вычету. В частности, ввести порядок, позволяющий отказаться от автоматического освобождения от НДС.
С 2025 г. организации и предприниматели, которые применяют УСН, признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом если доходы налогоплательщиков на УСН за 2024 г. не превышают 60 млн руб., то они освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также не обязаны формировать счета-фактуры (п. 5 ст. 168 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ).
Освобождение от НДС для налогоплательщиков на УСН действует автоматически - без подачи уведомлений в инспекцию (п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных Письмом ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@). Однако отказаться от освобождения в части НДС на УСН нельзя, что следует из недавних разъяснений Минфина России (Письмо от 02.10.2024 N 03-07-11/95245).
Вышеуказанные правила введены в рамках "донастройки" налоговой системы, приняты Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Но изначально контекст данного законопроекта предусматривал другие положения, согласно которым организации/ИП на УСН могли остаться плательщиками НДС, просто не подав уведомление в налоговую. То есть налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. могли исчислять и платить НДС по своему желанию.
Затем в ходе обсуждений законопроекта было установлено, что освобождение от НДС будет распространяться почти на 95% организаций/ИП, применяющих УСН. В этой связи было принято решение считать их освобожденными от НДС без обязанности подачи соответствующего уведомления.
Вместе с тем не были учтены интересы тех налогоплательщиков на УСН, которые при доходах до 60 млн руб. захотят вести бизнес с НДС, выбрав специальные ставки - 5%, 7% или общие - 20% (10%) с правом на вычет налога. В связи с этим данная категория налогоплательщиков оказалась в ущемленном положении по сравнению с организациями/ИП на УСН с доходами свыше 60 млн руб. и плательщиками ЕСХН.
Согласно ст. 145, п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации на ЕСХН тоже признаются плательщиками НДС. При этом для них предусмотрено не право отказаться от освобождения от НДС, а право освободиться от НДС. В частности, для сельхозпроизводителей предусмотрен механизм освобождения от НДС, который основан на подаче уведомлений. Его можно не использовать и по умолчанию остаться плательщиком НДС.
В связи с этим возможно ли аналогичный порядок предусмотреть для налогоплательщиков УСН с доходами до 60 млн руб.? Но с условием, что отказ от освобождения от НДС для них будет действовать в течение года (12 мес.), то есть по аналогии с ЕСХН. Возможность налогоплательщиков на УСН работать с НДС позволит сформировать НДС-цепочки, что сделает их более "прозрачными" для налогового контроля.
Также необходимо отметить, что выставление счетов-фактур налогоплательщиками на УСН не порождает дополнительных рисков для контроля, учитывая действие АСК НДС-2. Если будет введен уведомительный порядок отмены освобождения от НДС, то административная нагрузка снизится.
Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
Вопрос: О принятии к вычету НДС по объектам недвижимого имущества, приобретенным до 01.01.2025 ИП, применяющим УСН ("доходы").
Письмо ФНС от 05.02.2025 г. № БС-2-21/1405@
Вопрос: О заполнении и представлении декларации по налогу на имущество организаций крупнейшими налогоплательщиками.