
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 29.01.2025 г. № 03-07-11/7526
Письмо Минфина России от 29.01.2025 г. № 03-07-11/7526
Вопрос: Согласно п. 1 ст. 143 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ в редакции, вступающей в силу 1 января 2025 г. (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
При этом согласно п. 1 ст. 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта.
Верно ли, что организации, применяющие УСН, получившие статус участника проекта, могут воспользоваться своим правом и применять освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предусмотренное ст. 145.1 НК РФ, и при использовании такого права в порядке, предусмотренном ст. 145.1 НК РФ, такие организации будут освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в частности, исчислять и уплачивать НДС, а также представлять налоговые декларации по НДС?
11.03.2025Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29.01.2025 г. № 03-07-11/7526
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 9 декабря 2024 г., по вопросам применения организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и применяющей упрощенную систему налогообложения, освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее соответственно - статус участника проекта "Сколково", УСН, НДС), Департамент налоговой политики сообщает.
С 1 января 2025 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации и индивидуальные предприниматели НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 145 Кодекса с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 млн рублей. При этом указанные организации и индивидуальные предприниматели от других обязанностей налогоплательщика НДС не освобождены.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 145 Кодекса, если иное не предусмотрено данным пунктом статьи 145 Кодекса, положения статьи 145 Кодекса не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые реализуют подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статьях 145.1 и 145.2 Кодекса. При этом абзацем вторым пункта 2 статьи 145 Кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзацах третьем - пятом пункта 1 статьи 145 Кодекса, применяют освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, без учета особенностей, предусмотренных абзацем первым пункта 2 статьи 145 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 145.1 Кодекса организация, получившая статус участника проекта "Сколково", имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта "Сколково". При этом указанная организация от других обязанностей налогоплательщика НДС не освобождена.
Таким образом, если у организации, получившей статус участника проекта "Сколково" и применяющей с 1 января 2025 года УСН, за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 млн рублей, такая организация с 1 января 2025 года применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на основании статьи 145 Кодекса независимо от наличия у такой организации статуса участника проекта "Сколково".
В случае если у указанной организации в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, превысит 60 млн рублей, такая организация начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение, прекращает применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, предусмотренное статьей 145 Кодекса. При этом в указанном случае организация имеет право применить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, установленное статьей 145.1 Кодекса.
Что касается налоговых деклараций по НДС, то налогоплательщики, применяющие положения статей 145 и 145.1 Кодекса, от других обязанностей налогоплательщика НДС не освобождаются.
Согласно пункту 5 статьи 173 и пункту 5 статьи 174 Кодекса налоговые агенты, а также налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, выставившие покупателю счета-фактуры с выделением сумм НДС, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
В связи с этим организация, получившая статус участника проекта "Сколково" и применяющая освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке, установленном статьями 145 или 145.1 Кодекса, должна представлять в установленном порядке в налоговый орган налоговую декларацию в случае исполнения ею обязанностей налогового агента по НДС, а также при выставлении покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
29.01.2025
Темы: НДС  Освобождение от обязанностей налогоплательщика  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 20.02.2014 Налогоплательщики, освобожденные от НДС, декларацию не представляют
- 22.01.2014 Если компания реализует товары, не облагаемые НДС, у нее отсутствует обязанность по выставлению счета-фактуры
- 18.12.2013 Представив документы на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ после проверки, ИП «опоздал»
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 03.06.2014 Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям
- 15.06.2009 Уведомительный характер освобождения от НДС: особенности и проблемы
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 02.03.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводу налогового органа об умышленном характере действий общества, направленном на необоснованное освобождение от уплаты НДС с операций по реализации файлов.
- 01.11.2023
Решение мотивировано
неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.
- 23.04.2023
Налоговый орган
принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
Комментарии