Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2008 г. по делу N А42-1003/2007
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2008 г. по делу N А42-1003/2007
Расходы на консультации позволили налогоплательщику принять решение об отказе от аренды мобильной морской буровой установки
27.06.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. по делу N А42-1003/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Журавлевой О.Р., Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества "Арктикшельфнефтегаз" генерального директора Кутычкина Б.К. (приказ от 28.06.07 N 37К), Изумрудова В.Г. (доверенность от 29.08.06), Катрича А.С. (доверенность от 29.08.06), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Наговициной Н.В. (доверенность от 09.01.07 N 01-14-27-12/000377), рассмотрев 28.05.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.07 (судья Драчева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.07 (судьи Протас Н.И., Загараева Л.П., Третьякова Н.О.) по делу N А42-1003/2007,
установил:
закрытое акционерное общество "Арктикшельфнефтегаз" (далее - общество, ЗАО "АШНГ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 14.02.07 N 2058.
Определением от 21.05.07 суд первой инстанции привлек к участию в деле Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Решением суда первой инстанции от 28.09.07 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 19.12.07 решение от 28.09.07 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, действия общества и ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" (далее - ФГУП "АМНГР") по переоформлению лицензий на освоение природных месторождений на участках дна Баренцева моря направлены на реализацию "схемы уклонения от налогообложения". Инспекция считает, что освоение природных месторождений в проверяемом периоде фактически осуществляло ФГУП "АМНГР", поскольку у ЗАО "АШНГ" отсутствовали необходимое имущество и специалисты для осуществления этой деятельности. Кроме того, НДС - 4 243 484 руб. штрафа.
В указанном решении обществу предложено уплатить 3 364 352 руб. налога на прибыль, 747 693 пеней; 10 609 137 руб. НДС, 3 928 780 руб. пеней, а также уменьшить излишне предъявленный к возмещению НДС за 2003 год в сумме 21 639 004 руб.
ЗАО "АШНГ" оспорило решение инспекции от 14.02.07 N 2058 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества, признав расходы общества документально подтвержденными и экономически обоснованными, а налоговые вычеты по НДС соответствующими требованиям статей 171, 172 и 176 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на освоение природных ресурсов согласно счета-фактуры, расчетные документы, сделали правильный вывод о том, что произведенные ЗАО "АШНГ" расходы следует признать экономически обоснованными и документально подтвержденными.
В соответствии с пунктом 5 счет-фактуру N 2/1 от 30.04.03 на сумму 6 327 606 руб., в том числе 1 054 601 руб. НДС, документы, подтверждающие оплату оказанных услуг, отчет по предварительной оценке по переоборудованию ММБУ "SDC" в морскую ледостойкую платформу с функцией эксплуатационного бурения, добычи и хранения нефти.
Изучив представленные обществом документы, суды обоснованно признали расходы на оплату консультационных услуг связанными с его производственной деятельностью, то есть инспекция неправомерно исключила из состава расходов затраты общества на консультационные услуги.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04.06.07 N 320-О-П, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из этого же исходит и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в постановлении от 12.10.06 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление N 53), что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления обществу налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа, в связи с чем в данной части решение налогового органа правомерно признано судами недействительным.
В ходе проверки НДС, исчисленной в соответствии с пунктами 1, 2 НДС к вычету и возмещению его из федерального бюджета, ЗАО "АШНГ" выполнены. Суды правильно указали на то, что применение налогоплательщиком налогового вычета не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых НДС.
Деятельность общества по проведению геологоразведочных работ носит долгосрочный характер и в течение нескольких лет не приводит к получению выручки и, как следствие, к возникновению объекта налогообложения.
Вместе с тем завершающим этапом деятельности организации, связанной с использованием недр на основе соответствующей лицензии, является реализация углеводородов, признаваемая объектом обложения НДС. Непосредственно реализации предшествует комплекс работ, в число которых входят сейсморазведочные и геологоразведочные работы.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о правомерности заявленных обществом вычетов и об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления НДС, в связи с чем в части доначисления 32 248 141 руб. НДС, соответствующих пеней и штрафа оспариваемое решение налогового органа также правомерно признано недействительным.
Доводы подателя жалобы относительно ничтожности заключенных обществом сделок, "имитации" выполнения переоформления лицензий, получения обществом необоснованной налоговой выгоды, использования схемы уклонения от налогообложения, использования в расчетах "дружеских" векселей аналогичны доводам, приведенным в решении инспекции и апелляционной жалобе, и направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Эти доводы исследованы судами и им дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального и процессуального права при вынесении судебных актов не нарушены, и у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения от 28.09.07 и постановления от 19.12.07 и удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.07 по делу N А42-1003/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.МАЛЫШЕВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
- 17.05.2013 Выдать научные исследования за обычные консультации у налогоплательщика не получилось
- 19.12.2012 Как правильно учесть юридические расходы компании, если до суда дело не дошло?
- 26.09.2012 Семинар на зарубежном курорте: есть ли ограничения в списании затрат?
- 20.07.2012 Договор аренды можно подписать до регистрации права собственности на объект
- 19.10.2011 Услуги по перевозке грузов и сдаче транспорта в аренду можно совмещать
- 09.09.2011 Для подтверждения аренды ежемесячно составлять акты не нужно
- 01.10.2008 Расходы на услуги юриста: учесть или не учесть?
- 13.08.2008 Исследование рынка
- 13.08.2008 Что дороже: нервы бухгалтера или труд привлеченных специалистов?
- 18.03.2019 Судебные победы арендаторов
- 10.08.2018 Договор аренды: в каких случаях его можно заключить и как правильно составить
- 13.04.2016 Условия договора аренды
- 19.03.2013
Услуги по мерчандайзингу вызвали
сомнения у налоговиков. Основанием для начисления налогов послужили выводы налогового органа о том, что общество необоснованно включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты, понесенные по договорам без детального перечня услуг, расшифровки сумм оказанных услуг. Однако суды указали, что представленные акты имели все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ & - 25.12.2011
Если компания размещает собственные
облигации, то она вправе признать в налоговом учете расходы на аудит отчетности по МСФО. - 02.09.2011
Судебными инстанциями принято во
вниманиеПостановление
Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 12418/08, которым подтверждена выявленная налоговым органом аналогичная схема ухода общества от налогообложения единым социальным налогом в 2005 году, доводы инспекции о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды признаны правомерными, поскольку применение аутсорсинга носило формальный характер.
- 14.06.2023
Оспариваемыми решениями
было отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в возмещении частично суммы НДС в связи с тем, что совершение обществом сделки по передаче права аренды земельных участков, по которым были заявлены вычеты, не связано с использованием данного права в деятельности общества, облагаемой НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку на
- 15.05.2023
Арендодатель ссылался
на невнесение арендатором арендной платы в досудебном порядке.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку арендатор в пользу арендодателя как физического лица уплатил доход от сдачи последним в аренду спорного участка и в качестве налогового агента правомерно исчислил, удержал из его дохода НДФЛ и перечислил его в бюджет.
- 27.03.2023
Стороны заключили
договор аренды объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в залоге у банков. Арендатор ненадлежащим образом исполнил обязательство по внесению арендной платы и отказался уплатить НДС в размере, превышающем согласованный.Итог: требование о взыскании арендной платы удовлетворено, поскольку факт пользования объектами установлен и поскольку зачет встречных однородных требовани
- 27.05.2011 Письмо Минфина РФ от 17 мая 2011 г. N 03-03-06/1/296
- 28.11.2010 Письмо Минфина РФ от 16 ноября 2010 г. N 03-03-06/2/198
- 11.01.2010 Письмо Минфина РФ от 17 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/815
- 05.03.2024 Письмо Минфина России от 18.01.2024 г. № 03-07-11/3227
- 30.01.2023 Письмо Минфина России от 26.12.2022 г. № 03-04-05/127841
- 12.08.2011 Письмо Минфина РФ от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/4/90
Комментарии