
Судебные дела / Постановления / Постановление ВАС РФ от 22 мая 2007 г. № 14230/06
Постановление ВАС РФ от 22 мая 2007 г. № 14230/06
Платежным поручением общество перечислило в бюджет указанную сумму, в связи с чем инспекция письмом инкассовое поручение из банка отозвала.Следовательно, имело место принудительное взыскание пеней инспекцией в 2003 году за период просрочки уплаты налога, имевшей место до 22.08.2001.
22.05.2007ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 14230/06
Москва 22 мая 2007 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г. — рассмотрел заявление открытого акционерного общества
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре — Будыка И.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Наумова О.А., а также объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» (далее — общество, налогоплательщик) 15.02.2006 обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о возврате Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре (далее — инспекция) 416 373 рублей 95 копеек пеней за просрочку уплаты земельного налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет по платежному поручению от 17.12.2003 Х 6368 и взыскании 128 037 рублей 84 копеек процентов, начисленных на сумму пеней (с учетом уточнения искового заявления).
В обоснование своей позиции общество указало, что пени перечислены в бюджет вынужденно по незаконному требованию инспекции от 30.09.2003 № 3553 во избежание убытков, которые могли возникнуть в результате приостановления инспекцией операций по банковским счетам.
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 06.05.2006 заявленные обществом требования оставил без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 20.09.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, полагая, что они не соответствуют законодательству и нарушают единообразие судебной практики.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования общества, судебные инстанции сослались на то, что пени не взысканы инспекцией, а уплачены самим налогоплательщиком, поэтому возврату не подлежат.
Между тем выводы судебных инстанций являются ошибочными.
Платежным поручением от 22.08.2001 ЗЧ 2260 общество перечислило в бюджет сумму земельного налога, подлежащего уплате в 1998, 1999, 2000 годах.
Требованием от 30.09.2003 № 3553 инспекция предложила обществу уплатить 416 373 рубля 95 копеек пеней за нарушение срока уплаты земельного налога.
В связи с неисполнением этого требования инспекция направила в банк решение от 16.12.2003 о приостановлении операций по счетам общества и инкассовое поручение от 16.12.2003 о взыскании с него 416 373 рублей 95 копеек пеней за просрочку уплаты земельного налога.
Платежным поручением от 17.12.2003 З 6368 общество перечислило в бюджет указанную сумму, в связи с чем инспекция письмом от 24.12.2003 Х2 09-19 инкассовое поручение от 16.12.2003 из банка отозвала.
Следовательно, имело место принудительное взыскание пеней инспекцией в 2003 году за период просрочки уплаты налога, имевшей место до 22.08.2001.
Инспекция направила обществу требование об уплате пеней 30.09.2003, то есть после того, как истек срок, установленный пунктом З статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принудительного их взыскания налоговым органом во внесудебном порядке.
Названное требование инспекции признано недействительным постановлением Федерального арбитражного суда дальневосточного округа от 27.07.2005 по делу № А73-10008/2004-50 Арбитражного суда Хабаровского края как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканных пеней подлежит возврату обществу с начислением на нее процентов.
Поскольку судами не исследовался вопрос о правильности расчета суммы процентов, дело в этой части следует направить на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом З части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2006 по делу А73-1892/2006-29 и постановление Федерального арбитражного суда дальневосточного округа от 20.09.2006 по тому же делу отменить.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре возвратить открытому акционерному обществу «дальневосточная компания электросвязи» 416 373 рубля 95 копеек пеней, перечисленных в бюджет по платежному порученшо от 17.12.2003 Х 6368.
дело в части рассмотрения заявления открытого акционерного общества «дальневосточная компания электросвязи» о взыскании процентов, начисленных на сумму пеней, и распределения между сторонами государственной пошлиньи направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Председательствующий
А.А. Иванов
Темы: Возврат (зачет) налогов  Проценты за несвоевременный возврат  Пеня  Основания для начисления пени  
- 21.05.2025 Госуслуги объяснили, в каком размере предоставляется вычет на обучение
- 22.04.2025 Как оформить вычет на купленные лекарства
- 21.04.2025 Минфин напомнил, как разведенный родитель может оформить вычет на ребенка
- 08.05.2013 Как правильно рассчитать проценты за несвоевременный возврат налога?
- 27.03.2013 Временное закрытие расчетного счета организации – это не основание для отказа в возврате денег
- 15.02.2013 ФНС рассказала о порядке начисления процентов за нарушение сроков возврата налогов
- 24.12.2024 С 2025 года пени будут начисляться по новым правилам
- 02.12.2024 Юрист напомнил, что пени за просроченные налоги начинают начислять 3 декабря
- 08.02.2024 В ФНС рассказали, кому отменят пени по «декабрьским» налогам
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 31.03.2025 Как кредитные организации помогают клиентам экономить на образовании и лечении
- 02.02.2024 Лечение зубов в 2024 году: нововведения в налоговом вычете
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 01.08.2014 Что нового в расчете процентов за несвоевременный возврат налогов
- 20.03.2013 Проценты за просрочку возврата налога считайте из расчета 360 дней
- 06.12.2024 ФНС начислила в 2,5 раза больше пеней и штрафов в 2024 году
- 16.02.2023 Минфин сообщил, как ЕНС повлиял на правила расчета пеней
- 10.04.2019 Как отразить поступившие в бюджет доходы от уплаты неустойки?
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 07.03.2025
Решением налогового
органа произведен зачет имеющейся у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, транспортному налогу в счет сумм налогов, доначисленных по ранее вынесенному решению, оспариваемому обществом в судебном порядке.Итог: требование удовлетворено, так как решение о проведении зачета принято налоговым органом в период установленных судом обеспечительных мер
- 02.03.2025
Предприниматель ссылается
на то, что у него образовалась излишне уплаченная сумма УСН за спорный период.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предпринимателем пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 26.05.2024
Общество указало,
что оно по договору цессии приобрело у предпринимателя право требования переплаты по налогам и иным платежам, но в возврате переплаты было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как излишне уплаченная госпошлина была возвращена предпринимателю, оснований для возврата НДФЛ нет, налоговым законодательством не предусмотрена передача налогоплательщиком своих прав на возвра
- 05.05.2013
Ссылка инспекции на необходимость
при расчете процентов исходить из 1/365 ставки рефинансирования ЦБ РФ обоснованно отклонена судами с учетом разъяснений, содержащихся в совместном Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 г. № 13/14, и сложившейся правоприменительной практики. - 02.05.2012 Суды установили, что возврат НДС инспекция произвела в мае 2011 года после подачи заявления по рассматриваемому делу, часть налога, подлежащего возврату, зачтена в счет текущих платежей. Суды проверили расчет процентов и сочли его правильным, инспекция доказательств несоответствия расчета приведенным нормам права не представила. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
- 25.08.2011
Налоговое законодательство не содержит
ограничений периода, за который начисляются проценты в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных налогов.
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на фиктивность созданного налогоплательщиком документооборота и отсутствие реальности хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 27.03.2023
Налогоплательщик документально
не подтвердил расходы, понесенные им в налоговом периоде, вследствие чего налоговый орган доначислил ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а также пени и штраф.Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик внес платежи с использованием банковских карт своих сотрудников и посторонних лиц, вследствие чего возможност
- 22.02.2023
Налоговый орган
доначислил налог на имущество организаций, пени и штрафы, установив неправомерное применение обществом налоговой льготы в отношении имеющихся у него в собственности объектов, которые квалифицированы обществом в качестве движимого имущества (оборудования).Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку объекты зарегистрированы в качестве недвижимого имущества, в ЕГРН внесены
- 11.06.2025
Основанием для
направления оспариваемого постановления явилось неисполнение обществом в установленный срок решения налогового органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства, опровергающие размер начисленных обществу пеней и штрафа, а также представленные налоговым органом сведения о состоянии расчетов общества с б
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искусственного дробления бизнеса и неполного отражения выручки от сдачи в аренду собственного имущества и имущества подконтрольных посредников.Итог: требование удовлетворено, поскольку фиктивность арендных отношений между налогоплательщиком (собственником здания) и оптовыми арендаторами торговых мест на крытом рынке не подтверждена, координа
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 15.02.2013 Письмо ФНС России от 08.02.2013 г. № НД-4-8/1968@
- 01.08.2007 Письмо Минфина РФ от 1 августа 2007 г. N 03-02-07/2-136
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 22.02.2019 Письмо Минфина России от 17 января 2019 г. № 03-02-07/1/1861
- 24.01.2019 Приказ ФНС России от 17 декабря 2018 г. № ММВ-7-8/809@
- 18.04.2025 Письмо Минфина России от 26.03.2025 г. № 03-02-08/30243
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
Комментарии