Судебные дела / Постановления / Постановление ВАС РФ от 22 мая 2007 г. № 14230/06
Постановление ВАС РФ от 22 мая 2007 г. № 14230/06
Платежным поручением общество перечислило в бюджет указанную сумму, в связи с чем инспекция письмом инкассовое поручение из банка отозвала.Следовательно, имело место принудительное взыскание пеней инспекцией в 2003 году за период просрочки уплаты налога, имевшей место до 22.08.2001.
22.05.2007ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 14230/06
Москва 22 мая 2007 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г. — рассмотрел заявление открытого акционерного общества
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре — Будыка И.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Наумова О.А., а также объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» (далее — общество, налогоплательщик) 15.02.2006 обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о возврате Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре (далее — инспекция) 416 373 рублей 95 копеек пеней за просрочку уплаты земельного налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет по платежному поручению от 17.12.2003 Х 6368 и взыскании 128 037 рублей 84 копеек процентов, начисленных на сумму пеней (с учетом уточнения искового заявления).
В обоснование своей позиции общество указало, что пени перечислены в бюджет вынужденно по незаконному требованию инспекции от 30.09.2003 № 3553 во избежание убытков, которые могли возникнуть в результате приостановления инспекцией операций по банковским счетам.
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 06.05.2006 заявленные обществом требования оставил без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 20.09.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, полагая, что они не соответствуют законодательству и нарушают единообразие судебной практики.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования общества, судебные инстанции сослались на то, что пени не взысканы инспекцией, а уплачены самим налогоплательщиком, поэтому возврату не подлежат.
Между тем выводы судебных инстанций являются ошибочными.
Платежным поручением от 22.08.2001 ЗЧ 2260 общество перечислило в бюджет сумму земельного налога, подлежащего уплате в 1998, 1999, 2000 годах.
Требованием от 30.09.2003 № 3553 инспекция предложила обществу уплатить 416 373 рубля 95 копеек пеней за нарушение срока уплаты земельного налога.
В связи с неисполнением этого требования инспекция направила в банк решение от 16.12.2003 о приостановлении операций по счетам общества и инкассовое поручение от 16.12.2003 о взыскании с него 416 373 рублей 95 копеек пеней за просрочку уплаты земельного налога.
Платежным поручением от 17.12.2003 З 6368 общество перечислило в бюджет указанную сумму, в связи с чем инспекция письмом от 24.12.2003 Х2 09-19 инкассовое поручение от 16.12.2003 из банка отозвала.
Следовательно, имело место принудительное взыскание пеней инспекцией в 2003 году за период просрочки уплаты налога, имевшей место до 22.08.2001.
Инспекция направила обществу требование об уплате пеней 30.09.2003, то есть после того, как истек срок, установленный пунктом З статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принудительного их взыскания налоговым органом во внесудебном порядке.
Названное требование инспекции признано недействительным постановлением Федерального арбитражного суда дальневосточного округа от 27.07.2005 по делу № А73-10008/2004-50 Арбитражного суда Хабаровского края как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканных пеней подлежит возврату обществу с начислением на нее процентов.
Поскольку судами не исследовался вопрос о правильности расчета суммы процентов, дело в этой части следует направить на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом З части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2006 по делу А73-1892/2006-29 и постановление Федерального арбитражного суда дальневосточного округа от 20.09.2006 по тому же делу отменить.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре возвратить открытому акционерному обществу «дальневосточная компания электросвязи» 416 373 рубля 95 копеек пеней, перечисленных в бюджет по платежному порученшо от 17.12.2003 Х 6368.
дело в части рассмотрения заявления открытого акционерного общества «дальневосточная компания электросвязи» о взыскании процентов, начисленных на сумму пеней, и распределения между сторонами государственной пошлиньи направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Председательствующий
А.А. Иванов
Темы: Возврат (зачет) налогов  Проценты за несвоевременный возврат  Пеня  Основания для начисления пени  
- 05.04.2023 В Татарстане в 2023 году жителям вернули 1,8 млрд рублей по налоговым вычетам
- 17.02.2023 ФНС и Казначейство предупредили регионы о необходимости вернуть переплату по налогам
- 27.12.2022 Экспортеры возвращают из бюджета переплату по налогу на прибыль
- 08.05.2013 Как правильно рассчитать проценты за несвоевременный возврат налога?
- 27.03.2013 Временное закрытие расчетного счета организации – это не основание для отказа в возврате денег
- 15.02.2013 ФНС рассказала о порядке начисления процентов за нарушение сроков возврата налогов
- 08.02.2024 В ФНС рассказали, кому отменят пени по «декабрьским» налогам
- 02.02.2024 Ставка пеней за просроченные налоги увеличилась в 2 раза
- 29.12.2023 Пени за несданные налоговые уведомления не будут начислять еще год
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 02.02.2024 Лечение зубов в 2024 году: нововведения в налоговом вычете
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 06.08.2019 Что может измениться в Налоговом кодексе осенью?
- 01.08.2014 Что нового в расчете процентов за несвоевременный возврат налогов
- 20.03.2013 Проценты за просрочку возврата налога считайте из расчета 360 дней
- 16.02.2023 Минфин сообщил, как ЕНС повлиял на правила расчета пеней
- 10.04.2019 Как отразить поступившие в бюджет доходы от уплаты неустойки?
- 29.12.2018 Поправки в НК РФ: новшества по расчету пеней, учету налогоплательщиков и другие
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 26.11.2023
В связи
с обнаружением переплаты по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль конкурсный управляющий общества обратился с заявлением о возврате спорной суммы на расчетный счет налогоплательщика. Налоговый орган отказал в возврате денежных средств в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку смена руководителя на конкурсного управляющего, а также
- 08.11.2023
Налоговый орган
указал на отсутствие уплаты земельного налога в надлежащем размере.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано неверное исчисление налогоплательщиком земельного налога, подтверждено увеличение кадастровой стоимости участка, обусловленное изменением вида его разрешенного использования, учтены неисполнение требования об уплате земельного налога и пеней, на
- 08.11.2023
Налогоплательщик полагал,
что при расчете налога на имущество налоговым органом применена неверная стоимость объекта недвижимости.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как кадастровая стоимость спорного объекта определена по результатам кадастровой оценки, утвержденным нормативным актом, дальнейшее увеличение данной стоимости обусловлено уточнением площади объекта.
- 05.05.2013
Ссылка инспекции на необходимость
при расчете процентов исходить из 1/365 ставки рефинансирования ЦБ РФ обоснованно отклонена судами с учетом разъяснений, содержащихся в совместном Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 г. № 13/14, и сложившейся правоприменительной практики. - 02.05.2012 Суды установили, что возврат НДС инспекция произвела в мае 2011 года после подачи заявления по рассматриваемому делу, часть налога, подлежащего возврату, зачтена в счет текущих платежей. Суды проверили расчет процентов и сочли его правильным, инспекция доказательств несоответствия расчета приведенным нормам права не представила. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
- 25.08.2011
Налоговое законодательство не содержит
ограничений периода, за который начисляются проценты в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных налогов.
- 27.03.2023
Налогоплательщик документально
не подтвердил расходы, понесенные им в налоговом периоде, вследствие чего налоговый орган доначислил ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а также пени и штраф.Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик внес платежи с использованием банковских карт своих сотрудников и посторонних лиц, вследствие чего возможност
- 22.02.2023
Налоговый орган
доначислил налог на имущество организаций, пени и штрафы, установив неправомерное применение обществом налоговой льготы в отношении имеющихся у него в собственности объектов, которые квалифицированы обществом в качестве движимого имущества (оборудования).Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку объекты зарегистрированы в качестве недвижимого имущества, в ЕГРН внесены
- 13.02.2023
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены налог, подлежащий уплате в связи с применением УСН, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доход, полученный предпринимателем от соответствующей предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению по УСН.
- 07.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не подтвердил реальность хозяйственных операций с его контрагентами, действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент заключения и исполнения договора спорные контрагенты являлись действующими юридическими лицам
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с выводом налогового органа о необоснованном получении обществом налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности и неосмотрительности общества, а также доказательств наличия согласованных действий с контрагентом с целью получения необоснованной н
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
- 15.02.2013 Письмо ФНС России от 08.02.2013 г. № НД-4-8/1968@
- 01.08.2007 Письмо Минфина РФ от 1 августа 2007 г. N 03-02-07/2-136
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 22.02.2019 Письмо Минфина России от 17 января 2019 г. № 03-02-07/1/1861
- 24.01.2019 Приказ ФНС России от 17 декабря 2018 г. № ММВ-7-8/809@
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 23 июня 2008 г. N 03-02-07/1-228
Комментарии