
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 10 августа 2007 г. № 8241/07
Определение ВАС РФ от 10 августа 2007 г. № 8241/07
После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
05.11.2007ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 10 августа 2007 г. № 8241/07
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Вышняк Н.Г., судей Зарубиной Е.Н., Першутова А.Г., рассмотрев материалы дела № А66-659/2006 Арбитражного суда Тверской области по заявлению открытого акционерного общества «Стекольный завод имени Луначарского» (ул. Вокзальная, д. 1, пос. БерезаЙка, Бологовский район, Тверская облатсь, 171030) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области (ул. Котовского, 68, г. Вышний Волочек, Тверская область, 171158) о признании частично недействительным требования инспекции,
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество «Стекольный завод имени Луначарского» обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2007 по делу № А66-659/2006 Арбитражного суда Тверской области.
Рассмотрев заявление и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области (далее - инспекция) в адрес открытого акционерного общества «Стекольный завод Луначарского» (далее - общество) выставлено требование от 07.12.2005 № 188083, в том числе об уплате 25 489 рублей 47 копеек пеней, со сроком уплаты до 19.12.2005.
Не согласившись с требованием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании его недействительным, в том числе в части начисления указанной суммы пеней.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2006 заявленное требование в части признания недействительным требования в отношении начисления 25 489 рублей 47 копеек пеней удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 03.04.2007 решение суда первой инстанции отменил, требования общества оставил без удовлетворения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, общество просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права и нарушение единообразия судебной практики.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки оспариваемого судебного акта в порядке надзора по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, оспариваемое требование содержит суммы пеней, начисленных на задолженность, числящуюся по лицевому счету общества, образовавшуюся с нарастающим итогом за период 2001 - 2005 годы. Начисление пеней в сумме 25 489 рублей 47 копеек произведено за ноябрь 2005 года.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что предметом заявленного обществом требования является проверка законности выставленного налоговым органом требования об уплате пеней, а не последующих действий инспекции (в том числе решений, принятых на основании статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации) по их взысканию, при оценке законности которых проверяется соблюдение инспекцией совокупности сроков, установленных статьями 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам» не предусматривает возможность признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по налогам и сумм пеней, числящихся за отдельными налогоплательщиками, принудительное взыскание которых оказалось невозможным ввиду пропуска инспекцией совокупности установленных статьями 70, 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков. Кроме того, суд отметил, что у инспекции не имелось правовых оснований после истечения предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков принудительного взыскания недоимок исключать из карточек лицевых счетов налогоплательщика по налогам эти суммы недоимок. При наличии числящейся за налогоплательщиком соответствующей суммы недоимки по налогу инспекция начисляет пени на эту сумму последовательно, период за периодом, и направляет требования на их уплату.
Между тем, предметом заявленных требований были не проверка законности бездействия инспекции, выразившегося в непринятии мер по исключению из карточки лицевых счетов налогоплательщика сумм недоимок, для взыскания которых в принудительном порядке истекли сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, или законность требования о взыскании указанной недоимки.
В то же время суд кассационной инстанции не опроверг вывод суда первой инстанции о том, что анализ правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения такой обязанности.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Такая же позиция изложена, в частности, и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2007 по делу Арбитражного суда Тверской области № А66-4979/2006 между этими же лицами.
Поэтому принятие Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа 03.04.2007 постановления по настоящему делу с иной правовой позицией свидетельствует о нарушении судом кассационной инстанции единообразия в толковании и применении норм права, что является основанием для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.
Учитывая изложенное, а также то, что постановление суда кассационной инстанции основано на неправильном применении норм права и нарушает единообразие в толковании и применении правовых норм, судом усматриваются основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет его отмены и оставления в силе решения суда первой инстанции в части оспаривания обществом требования инспекции о начислении 25 489 рублей 47 копеек пеней.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А66-659/2006 Арбитражного суда Тверской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2007 по указанному делу.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 15.09.2007.
Председательствующий Н.Г. Вышняк
Судьи Е.Н. Зарубина
А.Г. Першутов
Темы: Основания для начисления пени  Исчисление сроков взыскания  
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 18.09.2013 Как взыскать недоимку по налогу, которая числится более трех месяцев?
- 09.11.2012 Процедура взыскания налогов содержит временные ограничения
- 23.08.2012 Начислять пени и налоги инспекция вправе только «в рамках» проверяемого периода
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 02.12.2010 Долгам дали отсрочку
- 08.06.2010 Должник навеки
- 29.08.2007 Искусственное восстановление сроков взыскания безнадежной недоимки
- 11.06.2025
Основанием для
направления оспариваемого постановления явилось неисполнение обществом в установленный срок решения налогового органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства, опровергающие размер начисленных обществу пеней и штрафа, а также представленные налоговым органом сведения о состоянии расчетов общества с б
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искусственного дробления бизнеса и неполного отражения выручки от сдачи в аренду собственного имущества и имущества подконтрольных посредников.Итог: требование удовлетворено, поскольку фиктивность арендных отношений между налогоплательщиком (собственником здания) и оптовыми арендаторами торговых мест на крытом рынке не подтверждена, координа
- 19.01.2025
Налоговый орган
сообщил обществу о наличии у него недоимки по НДС и пеням. Общество указало, что налоговый орган в установленные НК РФ сроки не принял меры по взысканию задолженности, требование об уплате основного долга выставил по прошествии более трех лет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку учтено неоднократное представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по НДС,
- 13.10.2024
Налогоплательщик полагал,
что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорных сумм в связи с истечением установленных законодательством сроков взыскания.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку меры по взысканию спорной задолженности приняты своевременно, основания для признания налоговой недоимки безнадежной к взысканию отсутствуют.
- 06.10.2024
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по внесению обязательных платежей (по уплате НДС, пеней и штрафа).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган пропустил двухлетний срок на судебное взыскание долга и шестимесячный срок на принудительное исполнение ранее принятых налоговым органом решений.
- 18.04.2025 Письмо Минфина России от 26.03.2025 г. № 03-02-08/30243
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
- 29.08.2011 Письмо Минфина России от 19.08.2011 г. № 03-03-06/2/131
- 30.10.2010 Письмо Минфина РФ от 22 октября 2010 г. N 03-02-07/1-482
- 15.06.2010 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-149
Комментарии