Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение /  Должник навеки

Должник навеки

Должна ли отражаться в Справке о состоянии расчетов по налогам и сборам задолженность, срок взыскания которой истек? Разобраться с этим вопросом попытался ВАС РФ в своем Постановлении от 01.09.2009 № 4381/09. Между тем решение суда нельзя назвать иначе как неполным и половинчатым: оно привело к дальнейшему ущемлению прав налогоплательщиков

08.06.2010
ЭЖ «Юрист»
Автор: Юрий Федотенко, юрист

По вопросу отражения в Справке о состоянии расчетов по налогам и сборам задолженности, срок взыскания которой истек, существовало две диаметрально противоположные позиции.

Позиция налогового органа заключалась в том, что Справка основывается на данных налогового учета, соответствует действительной обязанности налогоплательщика и форме, утвержденной ведомственными нормативными актами. Утрата налоговым органом возможности взыскания в бесспорном и судебном порядке задолженности по налогам, налоговым санкциям и пеням не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате задолженности. Поэтому в Справке должна быть отражена любая задолженность, в том числе и та, возможность взыскания которой утрачена.

Согласно позиции налогоплательщика задолженность, срок взыскания которой пропущен, является несуществующей. Отражение в Справке сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика. В связи с этим такая задолженность в Справке отражаться не должна.

 

Призрачная задолженность

В силу подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Исходя из подп. 10 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу Справку о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая Справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

Форма Справки утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ «Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению». Указанные в Справке сведения должны быть достоверными.

Согласно п. 3 Методических указаний при формировании Справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации», делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в Справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:

4 на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства РФ;

4 которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;

4 которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы Федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи Справки.

Любая иная задолженность перед бюджетами различных уровней по налогам и сборам переносится в Справку. Основным моментом при этом является то, что суммы задолженности по налогам с истекшим сроком давности взыскания в данном перечне не упоминаются.

Исходя из п. 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в Справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в п. 3 Методических указаний, при формировании Справки делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации». Таким образом, в Справке зачастую находит отражение задолженность, в отношении которой налоговым органом утрачено право на ее принудительное взыскание. И это утраченное право никак не отражается.

В итоге такая задолженность превращается в «налоговый призрак»: взыскать нельзя, списать нельзя, а в Справке отражается. Действительно, ни Минфин России, ни арбитражные суды не считают истечение предусмотренных НК РФ сроков на принудительное взыскание недоимки основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания с лицевого счета.

Согласно разъяснениям Минфина, изложенным в Письме от 07.12.2005 № 03-02-07/1-331, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций не учитываются только суммы, перечисленные в п. 3 и 5 Методических указаний. К таким суммам не относится задолженность, взыскание которой невозможно в связи с истечением трехлетнего срока исковой давности.

 

По мнению судов

Подобная правоприменительная практика существенно усложняет деятельность налогоплательщиков, поскольку наличие Справки об отсутствии задолженности перед бюджетом стало неотъемлемой частью экономических отношений с организациями, финансируемыми из бюджета. В арбитражной практике долгое время отсутствовал единый подход по рассматриваемому вопросу.

Так, Третий апелляционный арбитражный суд в Постановлении от 27.12.2007 № А33-7753/2007-03АП-1300/2007 пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отражения в Справке задолженности по налогам, пеням и штрафу, срок взыскания которой пропущен.

При толковании норм НК РФ, регулирующих спорные правоотношения, суд сделал заключение, что указанная в Справке задолженность перед бюд­жетом должна быть документально подтверждена налоговым органом. При этом установленный НК РФ совокупный срок для принудительного взыскания отраженных в Справке недоимки, пени, штрафа на дату выдачи Справки не должен быть пропущен. Следует отметить, что в случае истечения срока на принудительное взыскание такая задолженность не должна указываться в Справке независимо от списания такой задолженности.

Отражение в Справке о расчетах с бюджетом сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика тем, что такие сведения в ней будут препятствовать получению Справки об отсутствии задолженности, что затрудняет получение в банках кредитов, оформление земельного участка, оформление документов о награждении работников государственными наградами и создает препятствия нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

Изложенная позиция была поддержана ФАС СЗО (Постановление от 01.07.08 № А56-112/2008), ФАС СКО (Постановление от 17.12.07 № Ф08-8232/07-3073А), а также другими судебными инстанциями. При этом судами отклонялись как необоснованные и не имеющие отношения к делу ссылки налоговых органов на ст. 59 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», Письмо Минфина России от 26.05.2008 № 03-01-03/3-63.

Между тем ФАС МО в Постановлении от 10.07.2008 № КА-А40/5462-08-П нашел правомерным отражение налоговым органом наличия задолженности по пеням и штрафам в Справке исходя из того, что наличие у налогоплательщика задолженности подтверждено, а пропуск налоговым органом совокупности установленных ст. 46, 47, 48, 70 НК РФ сроков на взыскание сумм задолженности не является основанием для исключения их из карточки налогоплательщика, сведения которого используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом. Истечение установленного законом срока для взыскания в бесспорном порядке не предусмотрено в качестве основания списания этих сумм в соответствии со ст. 59 НК РФ. Утрата налоговым органом возможности взыскания в бесспорном и судебном порядке задолженности по налоговым санкциям и пеням не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате существующей задолженности. Указанное подтверждает ФАС СЗО в Постановлении от 26.09.08 № А13-1061/2008 и ФАС ПО в Постановлении от 30.11.04 № А55-5903/2004-51.

Окончательную же точку в данном вопросе поставил Президиум ВАС РФ, который в своем Постановлении от 01.09.2009 № 4381/09 указал: «Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму Справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания, числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче Справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в Справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания».

 

Что в итоге?

Постановление Президиума ВАС РФ не решило проблемы, а скорее лишь запутало и налогоплательщиков, и налоговые органы. Налогоплательщики по-прежнему будут получать Справки о состоянии расчетов по налогам и сборам с указанием в них задолженности, срок взыскания которой истек, так как Приказ ФНС РФ от 23.05.2005 № ММ-3-19/206 не отменен и продолжает действовать.

Указание же в Справке на утрату возможности взыскания задолженности является нарушением указанного приказа ФНС РФ. Следовательно, обязать налоговые органы выдавать Справку о состоянии расчетов по налогам и сборам с указанием в ней на утрату возможности взыскания задолженности можно будет только в судебном порядке.

По такому пути и пошли арбитражные суды. Так, в постановлениях ФАС ЦО от 13.01.2010 № А68-2849/09-103/18 и ФАС УО от 18.01.2010 № А76-8566/2009-39-53 прямо говорится, что в Справке о состоянии расчетов по налогам должны отражаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.

В результате в проигрыше остались все же налогоплательщики. Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам необходима для подтверждения именно отсутствия задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. При наличии такой задолженности налогоплательщик не имеет права на получение в банках кредитов, лицензий, оформление земельных участков. Указание же в Справке на утрату налоговой инспекцией возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности мало кому из налогоплательщиков принесет какие-либо преференции: задолженность в Справке будет указана, а потому налогоплательщики с задолженностью, пусть и с пропущенным сроком на взыскание, будут существенно ущемлены в своих правах.

Юрий Федотенко,

юрист

Разместить:
Лека
10 июня 2010 г. в 6:47

что значит ущемлены, эти извеняюсь "плательщики" не фига не платили налоги во время как это предусмотрено законодательством, а теперь им подавай справки без задолженности, что бы видете ли получать кредиты и награды, а хо хо им не хо хо

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться