Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Когда истекает срок на возврат излишне взысканного налога ?

Когда истекает срок на возврат излишне взысканного налога ?

Статья 79 НК РФ предусматривает порядок возврата излишне взысканного налога. При применении данной статьи налоговые органы считают, что, в случае когда налогоплательщик пропустил месячный срок для подачи заявления на возврат в налоговый орган, налогоплательщик лишен права на возврат налога. Насколько правомерна такая ситуация рассматривали ...

29.08.2007

Статья 79 НК РФ предусматривает порядок возврата излишне взысканного налога. При применении данной статьи налоговые органы считают, что, в случае когда налогоплательщик пропустил месячный срок для подачи заявления на возврат в налоговый орган, налогоплательщик лишен права на возврат налога. Насколько правомерна такая ситуация рассматривали в Постановлении ФАС Московского округа от 10 февраля 2004 г. № КА-А40/138-04:

"Как видно из материалов дела, ответчиком в адрес Общества было направлено требование N 929 об уплате налогов в размере 7906500 рублей и пеней в размере 45087,68 руб. по состоянию на 21.02.03 (л. д. 8).

Считая, что данное требование вынесено налоговым органом с нарушением действующего законодательства, Общество обжаловало его в суд.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.03 по делу N А40-8675/03-107-126 данное требование признано недействительным, при принятии решения судом установлено, что налоговым органом не представлены доказательства наличия недоимки.

Однако согласно инкассовым поручениям N 3700, 3701, 3702, 3703 и 3704 от 26.02.03 Инспекция списала с расчетного счета Общества налоговые платежи на общую сумму 1515345 рублей 44 копеек по данному требованию.

Письмом N 01-25-10/7314 от 29 мая 2003 года заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о возврате списанных в бесспорном порядке денежных средств (л. д. 17).

Инспекция, ссылаясь на различные основания, затягивала возврат денежных средств, что послужило основанием для предъявления настоящего заявления в суд.

Принимая судебные акты, суды обеих инстанций пришли к выводу о незаконности бездействия налогового органа по возврату данных налоговых платежей и необходимости их возврата заявителю. Также они указали, что статья 79 НК РФ прямо предусматривает порядок возврата излишне взысканных сумм налога, который заявителем соблюден.

Данный вывод соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие государственного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого бездействия незаконным.

Оспоренное заявителем бездействие налогового органа нарушает права и законные интересы заявителя, так как изымает из его оборота денежные средства в указанной сумме и противоречит статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок возврата излишне взысканных налоговых платежей.

Фактическое основание для списания налоговых платежей, то есть требование N 929, судом признано недействительным; наличие недоимки у налогоплательщика при рассмотрении дела N А40-8675/03-107-126 Инспекцией не доказано, следовательно, денежные средства в размере 1515345 рублей 44 копеек, списанные налоговым органом, подлежат возврату налогоплательщику.

Судебные инстанции правильно пришли к выводу, что отсутствуют правовые основания для отказа в возврате списанных денежных средств.

Ссылка Инспекции на то, что заявителем пропущен срок для подачи соответствующего заявления о возврате излишне взысканных налоговых платежей и тем самым не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, также необоснованна, так как согласно п. 2 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в суд в течение 3 лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты, вне зависимости от подачи заявления в соответствующий налоговый орган.

Месячный срок, предусмотренный п. 2 ст. 79 НК РФ для подачи заявления о возврате в налоговый орган, не является пресекательным; кроме того, заявление подано Обществом в течение месяца после вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8675/03-107-126."

Выводы:

Таким образом, пропуск налогоплательщиком месячного срока для подачи заявления на возврат излишне взысканного налога в налоговый орган не лишает налогоплательщика обратиться в суд.

Пункт 5 статьи 4 АПК РФ устанавливает, что, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. По сути, пункт 2 статьи 79 НК РФ предоставляет выбор налогоплательщику обратиться в налоговый орган или сразу с исковым заявлением, в отличии от норм статьи 78 НК РФ, где прямо указывается на подачу заявления. Поэтому, на наш взгляд, налогоплательщик может обратиться сразу в суд, при этом досудебный порядок не будет нарушен.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Возврат (зачет) налогов
Все новости по этой теме »

Сроки возврата (зачета) налога
Все новости по этой теме »

Права налогоплательщиков
Все новости по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
Все новости по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
Все статьи по этой теме »

Сроки возврата (зачета) налога
Все статьи по этой теме »

Права налогоплательщиков
Все статьи по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
Все статьи по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
  • 09.11.2016  

    Принимая во внимание ст. 78 НК РФ, предусматривающую погашение задолженности по уплате налога посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налоговому агенту излишне уплаченных сумм, суды сделали правильный вывод о том, что имеющаяся у общества переплата пени по НДФЛ, не зачтенная и не возвращенная на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки, должна быть учтена при исчислении суммы неперечисле

  • 09.11.2016  

    Возникшая в результате представления налоговой декларации переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы налога не может считаться подтвержденной без проведения в течение трех месяцев камеральной налоговой проверки.

  • 24.10.2016   Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода),

Вся судебная практика по этой теме »

Сроки возврата (зачета) налога
  • 07.12.2016  

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, зафиксированной в определении от 03.07.2008 г. № 630-О-П, возмещение НДС за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ срока возможно, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещен

  • 26.09.2013  

    В соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ налоговый орган на следующий день после дня принятия им решения о возврате налога направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате налога. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законо

  • 20.09.2013  

    Согласно письму Минфина России от 21.03.2007 г. № 03-02-07/2-54 именно налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения принимают решение о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. Возврат (зачет) излишне уплаченного налога на прибыль должен осуществляться МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в целом по обществу без каких-либо изъятий, а не территориальными налоговыми органами, в связи с чем обос


Вся судебная практика по этой теме »

Права налогоплательщиков
  • 12.10.2014  

    Порядок ведения лицевого счета и заполнения карточки расчетов с бюджетом не урегулирован НК РФ. Сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам), пени, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, формируется и ведется на основании данных, которые был

  • 27.05.2014  

    Письмом от 03.06.2013 г. № 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос

  • 17.04.2014  

    Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной


Вся судебная практика по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
  • 01.08.2014  

    2008 год (период возникновения переплаты) не являлся проверяемым периодом выездной налоговой проверки. Срок возникновения переплаты не установлен.

  • 05.09.2013  

    Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

  • 21.01.2013   Вывод суда кассационной инстанции о том, что оснований для взыскания с инспекции процентов за несвоевременный возврат налога не имеется, поскольку общество не обращалось в инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога, противоречит нормам НК РФ, предоставляющим налогоплательщику право на обращение с заявлением о возврате излишне взысканного налога непосредственно в суд.

Вся судебная практика по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
Все законодательство по этой теме »

Сроки возврата (зачета) налога
Все законодательство по этой теме »

Права налогоплательщиков
Все законодательство по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
Все законодательство по этой теме »