Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Допущенные инспектором нарушения могут привести к отмене решения по результатам проверки

Допущенные инспектором нарушения могут привести к отмене решения по результатам проверки

Процессуальные нарушения, допускаемые налоговыми органами при проведении проверок и рассмотрении их результатов, в большинстве случаев не являются безусловными основаниями для отмены решений, выносимых по результатам контрольных мероприятий. Однако есть ряд нарушений, которые могут повлечь отмену решения налогового органа независимо от того, правомерны ли налоговые претензии по своему содержанию или нет

27.03.2012
«Российская Газета»
Автор: Владислав Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний "Налоговый щит"

Процедуры проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов и привлечения налогоплательщика к ответственности строго формализованы и регламентированы законом. Как показывает практика, большинство нарушений, допущенных налоговыми органами при осуществлении указанных процедур, не являются безусловными основаниями для отмены принятого по результатам проверки решения или признания его недействительным в судебном порядке. Так, нарушение налоговым органом сроков проведения проверок и совершения других процессуальных действий, нарушения в части формирования группы проверяющих и изменения ее состава, сами по себе не влияют на законность решения, которым налогоплательщик привлекается к ответственности.

Однако некоторые процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами, квалифицируются законом в качестве существенных, и их установление вышестоящим налоговым органом или судом может отменить принятое с такими нарушениями решение. Правовым основанием для этого является пункт 14 статьи 101 НК РФ. К таким существенным нарушениям, в частности, относятся неознакомление налогоплательщика с материалами проверки и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган обязан заблаговременно ознакомить налогоплательщика со всеми материалами проверки, включая результаты дополнительных мероприятий, до вынесения налоговым органом решения по ее результатам (приказ ФНС России N ММВ-7-2/457, решение ВАС РФ от 24.01.2011 г. N ВАС-16558/10).

Непредоставление налогоплательщику возможности ознакомления с материалами проверки и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля является существенным нарушением процедуры проведения проверки (привлечения налогоплательщика к ответственности), поскольку без ознакомления с этими документами налогоплательщик не в состоянии должным образом аргументировать свои возражения и правильно определить, будет ли обжалование акта отвечать его интересам (постановления ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10, ФАС ЗСО от 27.12.2011 N А27-925/2011).

Неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля также относится к числу таких нарушений. Заочное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, когда решение по результатам проверки выносится в отсутствие налогоплательщика и без учета его мнения относительно фактов выявленных налоговых правонарушений, недопустимо. Поэтому налоговый орган обязан известить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, в том числе с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля. Извещения должны быть сделаны заблаговременно. Неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, результатов дополнительных мероприятий налогового контроля и лишение тем самым налогоплательщика возможности представить свои пояснения и возражения является безусловным основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или признания его недействительным судом по формальным основаниям. Из таких же подходов исходит ВАС РФ (постановления от 13.01.2011 N 10519/10, от 16.06.2009 г. N 391/09, от 12.02.2008 г. N 12566/07).

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы, в том числе возражения соответствующего лица, и непосредственно исследовал все имеющиеся доказательства, может являться основанием для отмены принятого в таком порядке решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или признания его судом недействительным, поскольку в этом случае не обеспечено право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки (постановление ВАС РФ от 29.09.2010 N 4903/10).

Нормы, регламентирующие процедуру привлечения налогоплательщика к ответственности, адресованы налоговым органам и призваны обеспечить гарантированное законом право налогоплательщика на защиту. Их несоблюдение налоговыми органами ущемляет данное право налогоплательщика. Поэтому указанные подходы арбитражных судов являются оправданными, основанными на законе, и имеют целью оказать на налоговые органы соответствующее дисциплинирующее воздействие и под угрозой утраты возможности взыскания доначисленных налогов, пени и штрафов по формальным основаниям побудить их к надлежащему исполнению своих обязанностей.

При этом перечень нарушений, допускаемых налоговыми органами на стадии привлечения лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, имеет тенденцию к расширению, о чем, в частности, свидетельствуют отдельные положения проекта постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ".

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что решение налогового органа по указанным формальным основаниям суд отменяет в случае установления при рассмотрении конкретного спора реального нарушения прав налогоплательщика, вызванных нарушением процедуры его привлечения к ответственности.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Судебная защита
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Судебная защита
Все статьи по этой теме »

Налоговые проверки
  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог

  • 12.11.2023  

    Оспариваемым решением налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с


Вся судебная практика по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 09.01.2023  

    Налоговый орган указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла

  • 12.12.2022  

    Участник ссылался на уклонение общества от предоставления документации.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »

Судебная защита
  • 12.10.2022  

    Определением заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, которым истцу было отказано в удовлетворении части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга (вознаграждения членов совета директоров), возвращено, поскольку обстоятельства, на которые указал заявитель (первоначальный кредитор, передавший истцу право требования к ответчику по призна

  • 12.10.2022  

    О включении в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по договорам займа (основного долга и процентов за пользование займом).

    Итого: требование удовлетворено, поскольку подтверждено вступившим в силу судебным актом, факт исполнения которого не доказан.

  • 28.04.2014  

    ВАС РФ в п. 67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
Все законодательство по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все законодательство по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все законодательство по этой теме »

Судебная защита
Все законодательство по этой теме »