
Аналитика / Налогообложение / Допущенные инспектором нарушения могут привести к отмене решения по результатам проверки
Допущенные инспектором нарушения могут привести к отмене решения по результатам проверки
Процессуальные нарушения, допускаемые налоговыми органами при проведении проверок и рассмотрении их результатов, в большинстве случаев не являются безусловными основаниями для отмены решений, выносимых по результатам контрольных мероприятий. Однако есть ряд нарушений, которые могут повлечь отмену решения налогового органа независимо от того, правомерны ли налоговые претензии по своему содержанию или нет
27.03.2012«Российская Газета»Процедуры проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов и привлечения налогоплательщика к ответственности строго формализованы и регламентированы законом. Как показывает практика, большинство нарушений, допущенных налоговыми органами при осуществлении указанных процедур, не являются безусловными основаниями для отмены принятого по результатам проверки решения или признания его недействительным в судебном порядке. Так, нарушение налоговым органом сроков проведения проверок и совершения других процессуальных действий, нарушения в части формирования группы проверяющих и изменения ее состава, сами по себе не влияют на законность решения, которым налогоплательщик привлекается к ответственности.
Однако некоторые процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами, квалифицируются законом в качестве существенных, и их установление вышестоящим налоговым органом или судом может отменить принятое с такими нарушениями решение. Правовым основанием для этого является пункт 14 статьи 101 НК РФ. К таким существенным нарушениям, в частности, относятся неознакомление налогоплательщика с материалами проверки и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган обязан заблаговременно ознакомить налогоплательщика со всеми материалами проверки, включая результаты дополнительных мероприятий, до вынесения налоговым органом решения по ее результатам (приказ ФНС России N ММВ-7-2/457, решение ВАС РФ от 24.01.2011 г. N ВАС-16558/10).
Непредоставление налогоплательщику возможности ознакомления с материалами проверки и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля является существенным нарушением процедуры проведения проверки (привлечения налогоплательщика к ответственности), поскольку без ознакомления с этими документами налогоплательщик не в состоянии должным образом аргументировать свои возражения и правильно определить, будет ли обжалование акта отвечать его интересам (постановления ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10, ФАС ЗСО от 27.12.2011 N А27-925/2011).
Неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля также относится к числу таких нарушений. Заочное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, когда решение по результатам проверки выносится в отсутствие налогоплательщика и без учета его мнения относительно фактов выявленных налоговых правонарушений, недопустимо. Поэтому налоговый орган обязан известить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, в том числе с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля. Извещения должны быть сделаны заблаговременно. Неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, результатов дополнительных мероприятий налогового контроля и лишение тем самым налогоплательщика возможности представить свои пояснения и возражения является безусловным основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или признания его недействительным судом по формальным основаниям. Из таких же подходов исходит ВАС РФ (постановления от 13.01.2011 N 10519/10, от 16.06.2009 г. N 391/09, от 12.02.2008 г. N 12566/07).
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы, в том числе возражения соответствующего лица, и непосредственно исследовал все имеющиеся доказательства, может являться основанием для отмены принятого в таком порядке решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или признания его судом недействительным, поскольку в этом случае не обеспечено право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки (постановление ВАС РФ от 29.09.2010 N 4903/10).
Нормы, регламентирующие процедуру привлечения налогоплательщика к ответственности, адресованы налоговым органам и призваны обеспечить гарантированное законом право налогоплательщика на защиту. Их несоблюдение налоговыми органами ущемляет данное право налогоплательщика. Поэтому указанные подходы арбитражных судов являются оправданными, основанными на законе, и имеют целью оказать на налоговые органы соответствующее дисциплинирующее воздействие и под угрозой утраты возможности взыскания доначисленных налогов, пени и штрафов по формальным основаниям побудить их к надлежащему исполнению своих обязанностей.
При этом перечень нарушений, допускаемых налоговыми органами на стадии привлечения лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, имеет тенденцию к расширению, о чем, в частности, свидетельствуют отдельные положения проекта постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ".
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что решение налогового органа по указанным формальным основаниям суд отменяет в случае установления при рассмотрении конкретного спора реального нарушения прав налогоплательщика, вызванных нарушением процедуры его привлечения к ответственности.
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 06.06.2023 ФНС банкротит птицефабрику «Лебяжье» в Ленобласти
- 06.06.2023 ФНС собирается полностью отказаться от бумажной отчетности
- 05.06.2023 Резиденты «Технополис Москва» сэкономили 6 млрд рублей с 2006 года благодаря налоговым льготам
- 05.06.2023 Руководитель ФНС рассказал о списках блогеров в ответ на вопрос о проверках
- 02.06.2023 ФНС собирается сократить количество запрашиваемых документов и длительность проверок
- 01.06.2023 1 июня — последний день сдачи отчетов об операциях по зарубежным счетам физлиц
- 16.11.2016 Правительство сегодня рассмотрит изменения в КоАП и НК РФ
- 29.05.2014 Мировым соглашением утверждена договоренность компенсировать убытки: когда признавать расход по налогу на прибыль?
- 07.03.2014 Проведение оценки стало эффективным средством для утверждения рыночной цены участка
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 25.05.2023 В ФНС раскрыли, как изменят схему удержания налогов с работающих за рубежом
- 17.05.2023 Деньги с ЕНС будут списывать по новым правилам
- 15.05.2023 Налоговые риски: ФНС обновила критерии для назначения выездных проверок
- 05.05.2023 ФНС предлагает ускорять передачу материалов проверок следствию при попытках вывести активы
- 02.05.2023 Налоговики разъяснили, как зачесть переплату на ЕНС в счет будущих платежей
- 25.04.2023 ФНС сообщила о типичной ошибке в повторных уведомлениях о суммах исчисленных налогов
- 24.09.2015 Обзор позиций Конституционного Суда РФ по налогам с 1 января 2015 г.
- 13.09.2013 Новый порядок обжалования решений налоговиков
- 21.06.2013 «Никакие вопросы внутри судебной системы не должны решаться без мнения высшего суда»
- 15.02.2023
Решением налогового органа отменено
решение нижестоящего налогового органа, доводы жалобы налогоплательщика признаны необоснованными, установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагента в рамках хозяйственных операций, по которым были приняты налоговые вычеты, а также установлено, что деятельность налогоплательщика не является самостоятельной.Итог: требование удовлетворено, поскольку решение не является дополнением или изменение
- 11.01.2023
Общество ссылалось
на бездействие органов, выразившееся в уклонении от возврата бухгалтерских документов, финансово-хозяйственных документов, полученных для использования в контрольной работе.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательством не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности, установлено, что общество не явилось за получением к
- 05.12.2022
Налоговый орган
начислил НДС, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на несвоевременное представление обществом налоговой декларации и занижение налоговой базы по взаимоотношениям со спорным контрагентом. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: дело передано на новое рассмотрение, так как фактически не рассмотрено требование об истр
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 12.10.2022
Определением заявление
о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, которым истцу было отказано в удовлетворении части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга (вознаграждения членов совета директоров), возвращено, поскольку обстоятельства, на которые указал заявитель (первоначальный кредитор, передавший истцу право требования к ответчику по призна - 12.10.2022
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по договорам займа (основного долга и процентов за пользование займом).Итого: требование удовлетворено, поскольку подтверждено вступившим в силу судебным актом, факт исполнения которого не доказан.
- 28.04.2014
ВАС РФ в п.
67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 20.01.2023 Письмо Минфина России от 07.12.2022 г. № 03-02-07/119743
- 09.12.2022 Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-04-06/110041
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 23.05.2022 Письмо Минфина России от 18.04.2022 г. № 05-06-11/37654
- 22.07.2013 Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»
- 20.06.2013 О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
Комментарии