Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Почему Минфин не собрал обещанный триллион

Почему Минфин не собрал обещанный триллион

В феврале правительство устами министра финансов Антона Силуанова признало провал повышения ставок социальных страховых взносов (ССВ). «Мы ожидали гораздо большего увеличения», — заявил он, имея в виду собираемость этого налога, которая в 2011 году выросла на целый процент. Спустя год после крайне болезненного повышения налога (для малого бизнеса с 14 до 34%, а для остального — с 24 до 34%) такой плачевный результат. Если же присовокупить к этому падение сбора НДФЛ с 3,4 до 3,1% ВВП, то все выглядит и вовсе плохо

27.02.2012
Российский налоговый портал
Автор: Борис Титов, председатель «Деловой России», Александр Галушка, президент «Деловой России»

Когда правительство шло на увеличение отчислений с зарплат, предполагалось, что эти деньги помогут ликвидировать дефицит Пенсионного фонда, а дополнительные доходы бюджета планировались в районе 1 трлн руб. В результате вышеупомянутого триллиона нет, но есть прямой убыток государства в виде недополучения НДФЛ и торможения экономического роста.

Почему это произошло? Новые ставки ССВ оказались просто неподъемны для бизнеса. Согласно данным «Барометра «Деловой России», после объявления о реформе ЕСН — с октября 2010 по май 2011 года — 40% бизнесменов перешли на серые схемы оплаты труда.

То, что увеличение нагрузки на зарплатные фонды приведет именно к таким последствиям, было понятно изначально. «Деловая Россия» еще в 2010 году подготовила расчеты, как можно ликвидировать дефицит ПФР, не повышая соцналога. Так родилась идея «налогового маневра», которую поддержал Владимир Путин.

Суть налогового маневра должна, на наш взгляд, заключаться в снижении налогообложения производства за счет роста налогов на полезные ископаемые и потребление.

Сейчас Россия рискует стать страной с одним из самых высоких уровней обложения налогами процесса производства. Исследование Мирового банка показывает, что в России предприниматель совокупно отдает 46,9% своей прибыли государству в форме различных налогов. И здесь мы смогли обогнать даже США — 46,7%, Норвегию — 41,6%, не говоря уже о Южной Корее — 29,7% и Казахстане — 28,6%.

Очевидно, уровень налоговой нагрузки процесса производства в России делает страну неконкурентоспособным местом для инвестирования и ведения бизнеса, а по существу лишает национальную экономику перспективы развития.

Частью этого маневра мы предлагаем сделать нашу программу 15*15*15. Смысл ее сводится к тому, чтобы снизить важнейшие налоги на процесс производства: НДС — 15%, налог на прибыль — 15%, страховые взносы (бывший ЕСН) — 15%. Выпадающие доходы бюджета от снижения этих налогов (1,8—1,9 трлн руб.) покроет повышение налогов, не связанных с производством.

Например, сегодня в России аномально низкие акцизы на табак и крепкий алкоголь. В случае применения в России минимальных ставок акцизов на табак стран ЕС, более бедных, чем Россия (Румыния и Болгария), дополнительные доходы составят 800 млрд руб., при этом пачка сигарет в среднем будет стоить 110 руб., потребление табака сократится минимум на 25%, а смертность — на 100 тыс. человек ежегодно.

Акциз на крепкие алкогольные напитки в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в беднейших странах ЕС. При повышении акциза на крепкий алкоголь до 500 руб. за литр этилового спирта доходы от акцизов могут составить 220 млрд руб., а бутылка водки будет стоить в среднем 240 руб.

Реально и оправданно повышение налогов в газовой отрасли. Расчеты Экономической экспертной группы показывают, что в среднем объем изъятия государством природной ренты в газовой отрасли — 40%, в нефтяной — 80%. При этом нефтяные компании не разоряются и нормально себя чувствуют. Доведение изъятия ренты в газовой отрасли до уровня нефтяной дополнительно даст бюджету более 900 млрд руб.

Есть резерв и в нефтяной отрасли. Если эти налоги привести в соответствие с Норвегией, где, кстати, очень суровые условия добычи и более высокая себестоимость, то бюджет получит дополнительно более 800 млрд руб. в год.

Возможно также введение единого налога на недвижимость, который прорабатывается сейчас в правительстве. Сейчас собираемые средства от этого налога не покрывают расходы на его администрирование, если налог взимать правильно и социально безопасно, не облагая налогом необходимую для нормальной жизни площадь, а облагая избыточную, то рост поступлений в бюджет составит не менее 200 млрд руб. в год.

При снижении налогов на производство вырастет их собираемость и увеличится налогооблагаемая база, что также поможет компенсировать выпадающие доходы бюджета. К примеру, сейчас собираемость НДС составляет порядка 70%, а при снижении НДС до 15% и облегчении его администрирования вырастет минимум до 80—85%. Это еще один источник увеличения бюджета.

Предлагаемые меры совокупно дадут бюджету более 3 трлн руб., что уверенно компенсирует менее 1,9 трлн руб. выпадающих доходов при снижении до 15% НДС, налога на прибыль и страховых взносов. При этом особо важно подчеркнуть: повышение акцизов на табак, крепкий алкоголь, дополнительное изъятие незаработанного дохода — природной ренты в газовой и нефтяной отрасли, справедливое налогообложение недвижимости — все эти меры не подрывают предпринимательскую активность и не тормозят экономический рост. А снижение фискальной нагрузки на труд, прибыль и добавленную стоимость являются мощным стимулом к экономическому развитию.

Эти меры кому-то могут показаться революционными. Но десять лет назад именно благодаря решительному снижению подоходного налога до 13% Россия получила многократный рост поступлений этого налога, которые сегодня равны всему бюджету страны десятилетней давности. Сегодня, как и тогда, эта решительность продиктована благоразумием и здравым смыслом.

Пять лет назад, на пике нефтяных доходов, отечественную экономику можно было перестроить не спеша. Это время было упущено из-за господствовавшей в то время финансовой политики. В результате те деньги, которые могли быть направлены на снижение налогов, на модернизацию, диверсификацию и новую индустриализацию экономики, потрачены в кризис.

И теперь те протесты, которые мы имеем во многом из-за отсутствия социальных лифтов и несовершенной структуры экономики, происходят по причине той недальновидной политики. Нам же теперь не остается ничего иного, как действовать быстро, решительно и твердо, пока голос площадей не заглушил голос разума.

Разместить:
007
1 марта 2012 г. в 11:08

Жадность фраера сгубила. Этот факт ещё раз говорит о том, что с народа высосана уже вся кровь, сосать больше нечего, иначе обескровленное тело умрёт. Минфин достиг предела. Нищета больше уже дать ничего не может, а богатые научились обходить все законы. Так что господа Министры, учитесь у японцев, их глава страны начал с уменьшения зарплаты лично себе, с того и вы начинайте. И удачи вам в этом!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Налоговое право
Все новости по этой теме »

Учет заработной платы
Все новости по этой теме »

Страховые взносы
  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде

  • 26.10.2022  

    Налогоплательщик утверждает, что бездействие налогового органа незаконно.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Учет заработной платы
  • 18.01.2023  

    О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н

  • 30.11.2022  

    Об оспаривании постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр

  • 30.11.2022  

    О признании незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст


Вся судебная практика по этой теме »