
Аналитика / Налогообложение / Почему Минфин не собрал обещанный триллион
Почему Минфин не собрал обещанный триллион
В феврале правительство устами министра финансов Антона Силуанова признало провал повышения ставок социальных страховых взносов (ССВ). «Мы ожидали гораздо большего увеличения», — заявил он, имея в виду собираемость этого налога, которая в 2011 году выросла на целый процент. Спустя год после крайне болезненного повышения налога (для малого бизнеса с 14 до 34%, а для остального — с 24 до 34%) такой плачевный результат. Если же присовокупить к этому падение сбора НДФЛ с 3,4 до 3,1% ВВП, то все выглядит и вовсе плохо
27.02.2012Российский налоговый порталКогда правительство шло на увеличение отчислений с зарплат, предполагалось, что эти деньги помогут ликвидировать дефицит Пенсионного фонда, а дополнительные доходы бюджета планировались в районе 1 трлн руб. В результате вышеупомянутого триллиона нет, но есть прямой убыток государства в виде недополучения НДФЛ и торможения экономического роста.
Почему это произошло? Новые ставки ССВ оказались просто неподъемны для бизнеса. Согласно данным «Барометра «Деловой России», после объявления о реформе ЕСН — с октября 2010 по май 2011 года — 40% бизнесменов перешли на серые схемы оплаты труда.
То, что увеличение нагрузки на зарплатные фонды приведет именно к таким последствиям, было понятно изначально. «Деловая Россия» еще в 2010 году подготовила расчеты, как можно ликвидировать дефицит ПФР, не повышая соцналога. Так родилась идея «налогового маневра», которую поддержал Владимир Путин.
Суть налогового маневра должна, на наш взгляд, заключаться в снижении налогообложения производства за счет роста налогов на полезные ископаемые и потребление.
Сейчас Россия рискует стать страной с одним из самых высоких уровней обложения налогами процесса производства. Исследование Мирового банка показывает, что в России предприниматель совокупно отдает 46,9% своей прибыли государству в форме различных налогов. И здесь мы смогли обогнать даже США — 46,7%, Норвегию — 41,6%, не говоря уже о Южной Корее — 29,7% и Казахстане — 28,6%.
Очевидно, уровень налоговой нагрузки процесса производства в России делает страну неконкурентоспособным местом для инвестирования и ведения бизнеса, а по существу лишает национальную экономику перспективы развития.
Частью этого маневра мы предлагаем сделать нашу программу 15*15*15. Смысл ее сводится к тому, чтобы снизить важнейшие налоги на процесс производства: НДС — 15%, налог на прибыль — 15%, страховые взносы (бывший ЕСН) — 15%. Выпадающие доходы бюджета от снижения этих налогов (1,8—1,9 трлн руб.) покроет повышение налогов, не связанных с производством.
Например, сегодня в России аномально низкие акцизы на табак и крепкий алкоголь. В случае применения в России минимальных ставок акцизов на табак стран ЕС, более бедных, чем Россия (Румыния и Болгария), дополнительные доходы составят 800 млрд руб., при этом пачка сигарет в среднем будет стоить 110 руб., потребление табака сократится минимум на 25%, а смертность — на 100 тыс. человек ежегодно.
Акциз на крепкие алкогольные напитки в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в беднейших странах ЕС. При повышении акциза на крепкий алкоголь до 500 руб. за литр этилового спирта доходы от акцизов могут составить 220 млрд руб., а бутылка водки будет стоить в среднем 240 руб.
Реально и оправданно повышение налогов в газовой отрасли. Расчеты Экономической экспертной группы показывают, что в среднем объем изъятия государством природной ренты в газовой отрасли — 40%, в нефтяной — 80%. При этом нефтяные компании не разоряются и нормально себя чувствуют. Доведение изъятия ренты в газовой отрасли до уровня нефтяной дополнительно даст бюджету более 900 млрд руб.
Есть резерв и в нефтяной отрасли. Если эти налоги привести в соответствие с Норвегией, где, кстати, очень суровые условия добычи и более высокая себестоимость, то бюджет получит дополнительно более 800 млрд руб. в год.
Возможно также введение единого налога на недвижимость, который прорабатывается сейчас в правительстве. Сейчас собираемые средства от этого налога не покрывают расходы на его администрирование, если налог взимать правильно и социально безопасно, не облагая налогом необходимую для нормальной жизни площадь, а облагая избыточную, то рост поступлений в бюджет составит не менее 200 млрд руб. в год.
При снижении налогов на производство вырастет их собираемость и увеличится налогооблагаемая база, что также поможет компенсировать выпадающие доходы бюджета. К примеру, сейчас собираемость НДС составляет порядка 70%, а при снижении НДС до 15% и облегчении его администрирования вырастет минимум до 80—85%. Это еще один источник увеличения бюджета.
Предлагаемые меры совокупно дадут бюджету более 3 трлн руб., что уверенно компенсирует менее 1,9 трлн руб. выпадающих доходов при снижении до 15% НДС, налога на прибыль и страховых взносов. При этом особо важно подчеркнуть: повышение акцизов на табак, крепкий алкоголь, дополнительное изъятие незаработанного дохода — природной ренты в газовой и нефтяной отрасли, справедливое налогообложение недвижимости — все эти меры не подрывают предпринимательскую активность и не тормозят экономический рост. А снижение фискальной нагрузки на труд, прибыль и добавленную стоимость являются мощным стимулом к экономическому развитию.
Эти меры кому-то могут показаться революционными. Но десять лет назад именно благодаря решительному снижению подоходного налога до 13% Россия получила многократный рост поступлений этого налога, которые сегодня равны всему бюджету страны десятилетней давности. Сегодня, как и тогда, эта решительность продиктована благоразумием и здравым смыслом.
Пять лет назад, на пике нефтяных доходов, отечественную экономику можно было перестроить не спеша. Это время было упущено из-за господствовавшей в то время финансовой политики. В результате те деньги, которые могли быть направлены на снижение налогов, на модернизацию, диверсификацию и новую индустриализацию экономики, потрачены в кризис.
И теперь те протесты, которые мы имеем во многом из-за отсутствия социальных лифтов и несовершенной структуры экономики, происходят по причине той недальновидной политики. Нам же теперь не остается ничего иного, как действовать быстро, решительно и твердо, пока голос площадей не заглушил голос разума.
Темы: Страховые взносы  Налоговое право  Учет заработной платы  
- 27.07.2018 Госдума зафиксировала на 10 лет льготы резидентам ТОСЭР
- 01.09.2017 Отрицательные значения в Расчете по страховым взносам на 1 января 2017 года не предусмотрены
- 20.12.2016 Оплата страховых взносов за декабрь 2016 года в январе 2017 года - КБК следует указывать налогового органа
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 29.05.2023 Минтруд сообщил, как установить индивидуальный режим рабочего времени
- 29.05.2023 Как при сокращении выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск
- 11.05.2023 Какой штраф грозит за факсимиле в кадровых документах
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 31.08.2018 Сдается ли отчет СЗВ-М по договорам ГПХ?
- 18.09.2017 Образцы заполнения платежных поручений для ИП на уплату взносов «за себя»
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 24.05.2023 Роструд ответил на самые популярные вопросы об отпусках
- 23.05.2023 Депремирование сотрудника по ТК РФ
- 17.04.2023 Почему отказывают в выплате нового «детского» пособия: «лишнее» имущество, доходы и другие причины
- 29.05.2023
Отказ в
возврате предпринимателю переплаты мотивирован пропуском трехгодичного срока для подачи заявления о ее возврате со дня уплаты указанной в заявлении суммы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель имущественного требования о возврате излишне уплаченных страховых взносов не заявлял, а просил лишь признать незаконным оспариваемое решение фонда, трехлетний срок для возврат
- 24.05.2023
В связи
с тем, что общество не представило в установленный срок документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, орган ФСС РФ установил для общества страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с которым общество не согласно.Итог: требование удовлетворено, поскольку на страхователя не может быть возложена об
- 17.05.2023
Обществу доначислены
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, пени, штраф по причине необоснованного занижения налоговой базы при их исчислении.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как обществом умышленно искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в бух
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 30.08.2013
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- 18.01.2023
О признании
незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н
- 30.11.2022
Об оспаривании
постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр
- 30.11.2022
О признании
незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст
- 12.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.03.2023 г. № Ф01-8832/2022 по делу № А29-15163/2021
- 30.03.2023 Письмо Минфина России от 01.03.2023 г. № 03-03-06/1/17008
- 27.03.2023 Письмо Минфина России от 01.03.2023 г. № 03-03-06/1/17004
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
- 01.07.2019 Письмо Минтруда России от 21.05.2019 года № 14-2/ООГ-3606
- 07.11.2018 Письмо Минфина России от 24 сентября 2018 г. № 03-15-06/68161
- 15.05.2018 Письмо Минфина России от 28.03.2018 г. № 03-04-06/19804
Комментарии
Жадность фраера сгубила. Этот факт ещё раз говорит о том, что с народа высосана уже вся кровь, сосать больше нечего, иначе обескровленное тело умрёт. Минфин достиг предела. Нищета больше уже дать ничего не может, а богатые научились обходить все законы. Так что господа Министры, учитесь у японцев, их глава страны начал с уменьшения зарплаты лично себе, с того и вы начинайте. И удачи вам в этом!