Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговые споры будут регулировать в досудебном порядке

Налоговые споры будут регулировать в досудебном порядке

Досудебное урегулирование спора с налоговыми инспекторами накладывает на фирму процессуальное ограничение, которое отсутствует в судебном процессе

14.01.2014
«Актуальная бухгалтерия»
Автор: Лев Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

С 1 января 2014 года все налоговые споры, а также претензии по поводу действий (бездействия) налоговиков будут регулироваться в досудебном порядке1. В настоящее время обязательной досудебной процедуре обжалования2подлежат решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов/расходов и объектов налогообложения3, неуплату/неполную уплату сумм налога (сбора)4 невыполнение обязанности по удержанию/перечислению налогов в качестве налогового агента5. Согласно Закону № 153-ФЗ досудебное обжалование становится обязательным не только для вынесенных, но и для принятых в порядке, установленном статьей 101.4 Налогового кодекса, решений о привлечении к ответственности за иные правонарушения. Оспаривать можно любые ненормативные акты инспекторов, а также их действия (бездействие), отказ в возмещении НДС, отказ в зачете или возврате налога, приостановление операций по банковским счетам и прочее6. При этом обращаться нужно только в «вышестоящий налоговый орган»7. Термин «вышестоящее должностное лицо» исключен8.

Ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящей налоговой инстанции, так и в суде9. Ненормативные акты ФНС России (т. е. федерального уровня) и действия (бездействие) ее должностных лиц можно обжаловать сразу в суде10.

Отметим, что «жалоба» и «апелляционная жалоба» являются двумя разными процессуальными терминами11. Жалобу подают на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц). Апелляционную жалобу подают на не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса, за исключением решения, вынесенного ФНС России.

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения12. Если учесть, что решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю)13, то срок на подачу апелляционной жалобы, по общему правилу, составляет один месяц с момента получения решения налоговиков.

Жалоба может быть представлена, по общему правилу, в течение года (в настоящий момент — три месяца) со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав14. Обжалование решения вышестоящего налогового органа в ФНС России возможно в течение трех месяцев со дня принятия такого решения. Решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности вступает в силу с даты вручения этого документа компании.

Также отметим, что досудебный порядок считается соблюденным фирмой в том случае, если она обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого ее жалоба (апелляционная жалоба) не была рассмотрена либо не было принято решение в установленный срок15.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Как и ранее, заявитель представляет жалобу (апелляционную жалобу), а также доказательства и доводы по ней в тот налоговый орган, действия которого обжалует. Налоговики обязаны в течение трех дней направить жалобу и материалы по ней в вышестоящую инстанцию16. Отметим, что заявитель не вправе участвовать в рассмотрении жалобы17, но вправе представлять дополнительные документы и материалы по ней18. Однако рассматривать их вышестоящая инстанция будет лишь в том случае, если заявитель сможет объяснить причины, почему он не смог представить их ранее19.

Вместе с тем налоговикам предоставлено новое право — оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения в случаях, когда20:

она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом;

до принятия решения по апелляционной жалобе поступило заявление о ее отзыве полностью или в части;

ранее была подана апелляционная жалоба по тем же основаниям;

при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц и актов, вступивших в законную силу, жалоба подана по истечении предусмотренного Налоговым кодексом срока (1 месяц с момента получения решения21; для жалобы — в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав22) и она не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока (либо в удовлетворении такого ходатайства отказано).

Вместе с тем пороки подписи и пропуск срока без ходатайства о его восстановлении являются теми основаниями оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, которые не препятствуют повторному обращению компании23.

Налоговики должны принять решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, при наличии указанных выше оснований, в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. После этого в течение трех дней инспекция уведомляет компанию в письменной форме о принятом решении24. Если фирма воспользуется правом отозвать жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части до принятия вышестоящим налоговым органом решения по ней, то компания больше не сможет повторно обратиться с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям25.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган вправе26:

оставить жалобу без удовлетворения;

отменить ненормативный акт;

отменить решение инспекции;

отменить решение инспекции и принять новое решение по делу;

признать действия (бездействие) должностного лица незаконными и вынести решение по существу (такое решение принимается также в случае выявления нарушения существенных условий рассмотрения материалов проверки или других мероприятий налогового контроля27).

Отметим, что ранее налоговики формально не обладали правомочиями отмены ненормативного акта, а также признания действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Сроки принятия решения

Закон № 153-ФЗ устанавливает28, что налоговый орган должен в течение одного месяца с даты получения жалобы (в т. ч. апелляционной) принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по результатам ее рассмотрения. В остальных случаях решение должно быть принято в течение 15 дней. Эти сроки могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции, но не более чем на месяц и 15 дней соответственно. Принятое по результатам рассмотрения жалобы решение должно быть вручено компании в течение трех дней с даты принятия.

Фирма вправе обжаловать данное решение в судебном порядке с того дня, когда ей стало известно о его принятии, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы29. До 1 января 2014 года это положение применяется только при обжаловании решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых в порядке статьи 101 Налогового кодекса30.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда фирме стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральными законами31. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Последствия нововведений

Принято считать, что внесение в Налоговый кодекс описанных выше изменений будет способствовать разгрузке судов и защите прав налогоплательщиков. По мнению автора, эти новеллы только затруднят компаниям доступ к правосудию. Кроме того, они являются коррупционно емкими. Не секрет, что наше налоговое законодательство несовершенно с точки зрения материального права. Чего стоит только вопрос о возврате и (или) возмещении НДС. Идет постоянное «латание» пробелов законодательства судебной практикой, которая также неоднозначна в толковании закона. При этом арбитры зачастую возлагают на компании обязанности, не оговоренные в законе (например проверка контрагентов, подлинности подписей и прочее). Однако это суд, он пытается определить по сложившейся практике «незаконный», но узаконенный принцип «добросовестности» налогоплательщика. А почему такие права по толкованию законодательства должны быть у налогового органа? Закон не может подменяться «усмотрением» чиновника.

Также автор считает, что норма, которая разрешает фирме представлять в вышестоящий налоговый орган новые документы, только если она объяснит причины, почему не смогла представить их ранее,32 входит в противоречие с арбитражным процессом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ33 и Пленума ВАС РФ34 суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком независимо от того, вручались ли они контролерам. Иными словами, досудебное рассмотрение спора с налоговым органом накладывает на фирму процессуальное ограничение, которого нет в судебном процессе.

1) ст. 138, 139 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ (далее — Закон № 153-ФЗ)

2) ст. 101 НК РФ

3) ст. 120 НК РФ

4) ст. 122 НК РФ

5) ст. 123 НК РФ

6) п. 2 ст.138 НК РФ

7) п. 8 ст. 101, п. 9 ст. 101.4 НК РФ

8) подп. «а» п. 1, п. 3 ст. 1 Закона № 153-ФЗ

9) абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ

10) абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ

11) п. 1 ст. 138 НК РФ

12) п. 2 ст. 139.1. НК РФ

13) абз. 1, 2 п. 9 ст. 101 НК РФ

14, 22) п. 2 ст. 138 НК РФ

15) абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ

16) п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ

17) п. 2 ст. 140 НК РФ

18) п. 5 ст. 139.2, п. 1 ст. 140 НК РФ

19) п. 4 ст. 140 НК РФ

20) пп. 1, 4 ст. 139.3 НК РФ

21) п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101 НК РФ

23) п. 3 ст. 139.3 НК РФ

24) п. 2 ст. 139.3 НК РФ

25) п. 7 ст. 138 НК РФ

26) п. 3 ст. 140 НК РФ

27) п. 5 ст. 140 НК РФ

28) п. 6 ст. 140 НК РФ в ред. Закона № 153-ФЗ

29) п. 3 ст. 138 НК РФ

30) п. 3 ст. 3 Закона № 153-ФЗ

31) п. 4. ст. 198 АПК РФ

32) п. 4 ст. 140 НК РФ

33) определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О

34) п. 29 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться