Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров

Из интервью с Еленой Суворовой, начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, вы узнаете об измененном порядке подачи и рассмотрения жалоб, а также о возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до принятия итогового решения по жалобе

18.07.2016
Автор: Елена Суворова

Порядок досудебного обжалования несколько изменился. Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие новации внесены в процедуру?

Действительно, Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 138 НК РФ). Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ). Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того, Законом № 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы (п. 2 ст. 140 НК РФ), которое предусмотрено при рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы и представленными налогоплательщиком.

Согласно сложившейся судебной практике суды признавали, что положениями Налогового кодекса не определена обязанность рассматривать жалобы с участием налогоплательщиков. Установленная законодателем административная процедура без участия налогоплательщиков была вполне оправдана. Во-первых, количество жалоб в некоторых регионах еще оставалось значительным, и возможность участия не могла бы быть эффективно реализована. Во-вторых, в отдельных случаях в региональных управлениях в целях объективного рассмотрения заявленных доводов налогоплательщики приглашались до вынесения решения по существу для предоставления необходимых пояснений по заявленным в жалобе расчетам и претензиям.

Последние годы нами велась активная работа по снижению споров с налоговыми органами. На сегодняшний день мы готовы рассматривать жалобы с участием налогоплательщиков. Указанная возможность появляется по таким важным категориям налоговых споров, как решения по налоговым проверкам. Налогоплательщики могут самостоятельно заявить ходатайство о таком участии. Согласно новым положениям налоговый орган будет инициировать процедуру, если увидит несоответствие представленных налогоплательщиком документов материалам жалоб.

Упомянутым Законом предложен еще ряд нововведений, в том числе касающихся режима налогового мониторинга. Многие рассматривают эту форму налогового контроля как один из механизмов внесудебного урегулирования конфликтов. Расскажите о наиболее важных его положениях

В рамках концепции по внедрению и усовершенствованию примирительных процедур в налоговой сфере ФНС России также реализует механизмы внесудебного урегулирования налоговых споров.

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс введен институт налогового мониторинга (Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ) — проверки компании в режиме реального времени с одновременным отказом от выездных и камеральных налоговых проверок. В рамках налогового мониторинга налогоплательщики получили возможность обращаться за мотивированным мнением налогового органа по совершенным сделкам, то есть после совершения сделки налоговый орган самостоятельно или по запросу налогоплательщика предоставляет организации информацию о порядке уплаты налогов.

ФНС России продолжает развивать и совершенствовать институт налогового мониторинга с учетом с практического опыта реализации данного вида налогового контроля. Так, в Законе № 130-ФЗ содержатся новые положения, расширяющие возможности для налогоплательщиков получать мотивированные мнения в рамках мониторинга не только по совершенным, но и по предварительным сделкам (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), что позволит налогоплательщикам еще до подачи декларации и заключения сделки определять свои налоговые обязательства и осуществлять финансовое планирование с учетом налоговых последствий, подтвержденных налоговым органом.

При этом в случае несогласия с мотивированным мнением налогоплательщик может инициировать взаимосогласительную процедуру на уровне ФНС России.

Указанным Законом закреплена возможность продлить проведение налогового мониторинга в случае, если организация не обратится с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга (п. 7 ст. 105.27 НК РФ). Такое продление обеспечивает возможность налогоплательщика находиться в режиме налогового мониторинга три года. При этом для организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в дальнейшем для принятия решения о проведении налогового мониторинга соблюдение критериев (сумма налога, активов, выручки) не является обязательным (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

По моему мнению, принятие Закона № 130-ФЗ позволит значительно сократить количество налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

— Вернемся к вопросу о приостановлении исполнения обжалуемых решений до итогового решения по жалобе. Каким образом поправки помогут отсрочить уплату налогов по претензиям на время их досудебного обжалования?

Важным положением Закона № 130-ФЗ является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии.

При этом действующий порядок вступления в силу решений по налоговым проверкам не изменяется. В вышестоящий налоговый орган налогоплательщики обжалуют как не вступившие, так и вступившие в силу решения инспекции. Кроме того, налогоплательщики после вынесения решения вышестоящим налоговым органом и вступления в силу решения могут обратиться в Федеральную налоговую службу.

Порядок приостановления взыскания доначисленных сумм налогов (пеней, штрафа) распространяется только на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок, которые вступили в законную силу. Это либо решения, по которым налогоплательщиком пропущен месячный срок на обжалование, либо обжалуемые в ФНС России после вынесения вышестоящим налоговым органом в отношении них решения.

Следует учитывать, что данный институт используется налогоплательщиком в качестве защиты своих имущественных интересов, является добровольным и не связан с действиями налоговых органов или с обязательностью обжалования до суда актов налоговых органов.

— Какой процент споров урегулируется в рамках досудебного обжалования? Имеет ли значение сумма спора? По каким спорам чаще всего дело передается дальше в суд?

В 2015 году по Российской Федерации поступило на 5,3 процента жалоб меньше, чем в 2014 году. Общая тенденция снижения количества жалоб обусловлена ведущейся ФНС России на постоянной основе аналитической работой, повышением качества налогового администрирования, а также выработке и доведению до налогоплательщиков единой правовой позиции по сложным методологическим вопросам посредством сервисов ФНС России «Решения по жалобам» и «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов».

Примерно 60 процентов от числа рассмотренных жалоб составляют жалобы на решения по налоговым проверкам, остальную часть — жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) их должностных лиц.

В целом по России в 2015 году удовлетворено 33,8 процента жалоб от общего числа рассмотренных. Повышение доверия к системе налоговых органов в части объективного пересмотра собственных результатов работы привело к тому, что налогоплательщики вместо обращений в судебные органы стали чаще пользоваться возможностью обжалования актов ненормативного характера налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в Федеральную налоговую службу.

Так, количество судов первой инстанции по заявлениям (искам) налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизилось в 2015 году на 7,7 процента в сравнении с 2014 годом.

При этом причиной снижения количества споров с налогоплательщиками в судах стала не только выработка налоговыми органами единой правоприменительной позиции, доводимой до налогоплательщиков, но и оценка налогоплательщиками результатов рассмотрения споров в налоговых органах как объективных и не требующих дальнейшего судебного обжалования.

Поэтому я, пользуясь случаем, хочу обратить внимание налогоплательщиков на наши сервисы. Хотела бы посоветовать интересоваться вопросами налогообложения и складывающейся судебной практикой, которые регулярно представляются на сайте Федеральной налоговой службы, занимать более активную позицию и использовать всевозможные способы обратной связи, так как нам важно ваше мнение.  

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться