
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. N ВАС-17107/09
Определение ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. N ВАС-17107/09
УФНС в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Управление вышло за пределы обстоятельств, установленных актом налоговой проверки - пришло к выводу о неправильном определении учетной политики плательщика, изменило суммы начислений по отдельным налоговым периодам. Удовлетворяя заявление суды исходили из того, что налогоплательщик был лишен возможности ознакомиться с расчетами, составленными управлением, и представить по ним контрдоводы, что привело к недостоверному определению налоговой базы по НДС
20.01.2010ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2009 г. N ВАС-17107/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пауля Г.Д., судей Зарубиной Е.Н., Поповченко А.А. рассмотрела заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 47а) от 05.11.2009 N 05-04/059502 о пересмотре в порядке надзора решения от 30.03.2009 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-28450/2008-54-841/36, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.09.2009 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Тихонова С.Н. (454902, г. Челябинск, Микрорайон 39 "А", д. 25) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска о признании недействительными ее решения от 22.10.2008 N 30. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Тихонов С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее - инспекция) от 22.10.2008 N 30 в редакции, утвержденной решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) от 12.02.2009 N 16-07/000425, в части доначисления 53 396 рублей налога на доходы физических лиц, 1 663 022 рублей налога на добавленную стоимость, 8 204 рублей 95 копеек единого социального налога, начисления пеней в сумме 492 878 рублей 72 копеек, привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 47 671 рубля 40 копеек и 10 679 рублей 20 копеек штрафов, а также в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в июне 2005 года в сумме 151 593 рублей, в июле 2005 года в сумме 137 741 рубля, в сентябре 2005 года в сумме 65 048 рублей, в ноябре 2005 года в сумме 64 654 рублей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2009 заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение инспекции в редакции, утвержденной решением управления от 12.02.2009 N 16-07/000425, признано недействительным в части доначисления 1 663 022 рублей налога на добавленную стоимость, начисления 474 243 рублей 03 копеек пеней за неуплату указанного налога, привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания 47 671 рубля 40 копеек штрафа, а также в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в июне 2005 года в сумме 151 593 рублей, в июле 2005 года в сумме 137 741 рубля, в сентябре 2005 года в сумме 65 048 рублей, в ноябре 2005 года в сумме 64 654 рублей, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 решение суда от 30.03.2009 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 09.09.2009 судебные акты оставил без изменения.
При рассмотрении спора суды, исследовав и оценив представленные доказательства, установили, что в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Управление вышло за пределы обстоятельств, установленных актом налоговой проверки - пришло к выводу о неправильном определении учетной политики плательщика, изменило суммы начислений по отдельным налоговым периодам. Удовлетворяя заявление общества суды исходили из того, что налогоплательщик был лишен возможности ознакомиться с расчетами, составленными управлением, и представить по ним контрдоводы, что привело к недостоверному определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Суды также делают вывод о том, что решение инспекции от 22.10.2008 N 30 в редакции, утвержденной решением управления от 12.02.2009 N 16-07/000425, не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит пересмотреть в порядке надзора указанные судебные акты в части удовлетворения заявления предпринимателя, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив доводы, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, и содержание судебных актов, пришла к выводу о том, что заявление следует оставить без удовлетворения по следующим мотивам.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 названного Кодекса.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела. Подобная переоценка не относится к компетенции суда надзорной инстанции. Нарушений норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора, коллегией судей не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А76-28450/2008-54-841/36 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора решения от 30.03.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.09.2009 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Темы: Судебная защита  Права налоговых органов  
- 16.11.2016 Правительство сегодня рассмотрит изменения в КоАП и НК РФ
- 29.05.2014 Мировым соглашением утверждена договоренность компенсировать убытки: когда признавать расход по налогу на прибыль?
- 07.03.2014 Проведение оценки стало эффективным средством для утверждения рыночной цены участка
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 24.09.2015 Обзор позиций Конституционного Суда РФ по налогам с 1 января 2015 г.
- 13.09.2013 Новый порядок обжалования решений налоговиков
- 21.06.2013 «Никакие вопросы внутри судебной системы не должны решаться без мнения высшего суда»
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 17.12.2019 К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 12.10.2022
Определением заявление
о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, которым истцу было отказано в удовлетворении части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга (вознаграждения членов совета директоров), возвращено, поскольку обстоятельства, на которые указал заявитель (первоначальный кредитор, передавший истцу право требования к ответчику по призна - 12.10.2022
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по договорам займа (основного долга и процентов за пользование займом).Итого: требование удовлетворено, поскольку подтверждено вступившим в силу судебным актом, факт исполнения которого не доказан.
- 28.04.2014
ВАС РФ в п.
67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 10.07.2023 Письмо Минфина России от 16.12.2021 г. № 03-03-07/102622
- 10.07.2023 Письмо Минфина России от 08.08.2022 г. № 03-03-07/76488
- 23.05.2022 Письмо Минфина России от 18.04.2022 г. № 05-06-11/37654
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
Комментарии
Правильное, законное и обоснованное решение. Полагаю, что налоговый орган и в суде не может выходить за рамки принятого им решения по результатам налоговой проверки налогоплательщика. Согласно закону налоговому органу даётся срок для проведения соответствующей проверки, в рамках которого налоговый орган устанавливает все обстоятельства, имеющие значение в конкретном деле. По истечении указанного в законе срока, юридическая сила доказательств уже не соответствует ст. 50 Конституции РФ, поскольку рассматриваются Основным законом России как полученные с нарушением закона, т. е. за пределами сроков, установленных федеральным законом.
Фидель Чогин, Санкт-Петербург