Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №211-O от 26.10.2000
Определение КС РФ №211-O от 26.10.2000
Порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно которому их предельный размер, как существенный элемент налогового обязательства, устанавливается законодательным органом государственной власти, а сами ставки по отдельным группам товаров конкретизируются Правительством Российской Федерации, не противоречит конституционному понятию законного установления налогов и сборов. Требование уплаты ввозных таможенных пошлин, определенных Правительством Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах, не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип их законного установления
26.10.2000Определение Конституционного Суда РФ
от 26 октября 2000 г. № 211-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Горовой Валентины Ивановны, Калайды Анастасии Ивановны и Макаровой Татьяны Ивановны на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г.Морщаковой, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы граждан В.И.Горовой, А.И.Калайды и Т.И.Макаровой требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Граждане В.И.Горовая, А.И.Калайда и Т.И.Макарова, обязанные внести таможенные платежи за ввезенные ими на территорию Российской Федерации товары, оспаривают конституционность положений пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О таможенном тарифе", согласно которым ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством Российской Федерации (часть первая), причем предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации (часть вторая), а также положения пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", согласно которому предельные ставки ввозных таможенных пошлин Российской Федерации, применяемые к названным товарам, установлены в размере 100 процентов от таможенной стоимости товара.
По мнению заявителей, применение этих норм после вступления в силу 25 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации противоречит ее
статьям 19 (части 1 и 2),
34 (часть 1) и 57, поскольку обязательными для уплаты могут быть только те налоги и сборы, которые установлены федеральным законом.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителей о несоответствии их жалобы требованиям названного Закона. Однако в совей очередной жалобе они настаивают на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ими вопросу.
2. Конституционность положений пункта 2 (части первая и вторая) статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В своих решениях (определения от 5 ноября 1999 года по жалобе гражданина М.И.Кущиди и от 14 июня 2000 года по запросу Арбитражного суда Нижегородской области) Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", пришел к выводу, что
порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно которому их предельный размер, как существенный элемент налогового обязательства, устанавливается законодательным органом государственной власти, а сами ставки по отдельным группам товаров конкретизируются Правительством Российской Федерации, не противоречит конституционному понятию законного установления налогов и сборов. Требование уплаты ввозных таможенных пошлин, определенных Правительством Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах, не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип их законного установления
(статья 57 Конституции Российской Федерации).
Эти решения Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу. Согласно части второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Вопросы, связанные с установлением иного порядка определения ставок таможенных пошлин, подлежат разрешению федеральным законодателем в процессе совершенствования таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений Российской Федерации. Возникающие же в процессе правоприменения споры о правильности исчисления таможенных платежей должны рассматриваться в установленном порядке судами общей юрисдикции и арбитражными судами с учетом фактических обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Кроме того, как следует из части второй статьи 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", проверка конституционности законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации и применяемых в части, ей не противоречащей (пункт 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации), производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Горовой Валентины Ивановны, Калайды Анастасии Ивановны и Макаровой Татьяны Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации Т.Г.Морщакова
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В.Селезнев
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 06.10.2011 Решение ИФНС срок уплаты налога не меняет
- 05.08.2013 Утилизационный сбор не обладает обязательными элементами налогообложения
- 04.09.2012 ФТС предоставила информацию о реквизитах по оплате утилизационного сбора
- 16.07.2012 Утилизационный сбор «придет» к нам с 1 августа 2012 года
- 17.01.2013 Импортные компьютеры могут «вырасти» в цене
- 23.08.2012 23 августа 2012 года вступает в силу новая редакция ЕТТ ТС
- 15.08.2012 Президент не даст обнулить пошлины на региональные самолеты
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 29.08.2007 Аренда - услуга ?
- 22.04.2011 Клуб налоговедов обсудил парафискальные платежи
- 29.08.2007 Есть ли еще фискальные взносы ?
- 29.08.2007 Применение норм НК РФ к "плате за грязь"
- 01.06.2009 Как не "попасть" с рыночной ценой?
- 18.08.2008 Таможенная практика: спорные моменты
- 23.06.2008 Когда надо и не надо беспокоиться о таможенной декларации, выезжая за границу
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 14.10.2004
Отличительные признаки налогов
и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. - 08.06.2004
Обязательный платеж (сбор), установленный
Законом Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами", уплачивается, согласно его статье 5, плательщиком-эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Его взимание на данном этапе эмиссии обусловлено тем, что государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента, в котором обозначена номи - 04.03.2004
Поскольку страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, при введении в действие Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", установившего эти взносы, специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренный пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежал применению.
- 24.04.2009 Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект налога, таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны
- 15.10.2008 С учетом большого объема информации об изменении кадастровой стоимости участков, расположенных на территории г. Тюмени, ее размещение в печатном издании не представлялось возможным; информация была размещена на официальном сайте Администрации и в "Интернет-издании Ньюспром.Ру". Публикация кадастровой стоимости земельных участков произведена Администрацией надлежащим образом
- 12.03.2008 Утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что населению г. Сухого Лога и иным заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием. Отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и в рассматриваемом случае не нарушает прав налогоплательщика, выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного време
- 05.06.2007 Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
- 11.04.2007 Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
- 18.03.2004
В период со дня
вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило
- 25.12.2022
Таможней принято
оспариваемое решение, поскольку установлено, что занижена ставка НДС, ввезенный товар не является детским.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пониженная ставка НДС применяется только для детских товаров, ввезенный товар не является детским, предназначен для людей различных возрастных категорий, таможней правомерно увеличена ставка НДС.
- 26.07.2013
В том случае, если
лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета - 12.07.2013
Таможенный орган неправильно определил
таможенную стоимость транспортного средства законно ввезенного на территорию России, использовал ненадлежащий источник информации. Информация с Интернет-сайта не может подтверждать с достоверностью таможенную стоимость спорного транспортного средства.
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10632@
- 12.03.2024 Письмо Минфина России от 09.02.2024 г. N 07-01-09/10913, от 09.02.2024 г. № 07-01-09/10912
- 05.08.2013 Письмо ФНС России от 19.07.2013 г. № ЕД-18-3/810@
- 04.09.2012 Информация ФТС России от 31.08.2012 года
- 16.07.2012 Проект Федерального закона
- 22.08.2012 Информация ФТС России от 21.08.2012 года
- 25.07.2012 Решение 16.7.2012 г. № 54
- 16.07.2012 Информация ФТС России
Комментарии