Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как не "попасть" с рыночной ценой?

Как не "попасть" с рыночной ценой?

Возможно, в каких-то случаях понятия цены и стоимости тождественны. Но только не тогда, когда речь идет о поставке товара через границу. К сожалению, инспекторы «рыночную цену» нередко подменяют «таможенной стоимостью» ввозимой продукции. Ведь это — удобное основание для того, чтобы усомниться в законности способа ценообразования и доначислить компании налог

01.06.2009
«Расчет»

Почем сделка?

Налоговики всегда уделяют пристальное внимание импортным операциям. Дело в том, что при внешнеэкономических сделках закон позволяет чиновникам проверить и используемые фирмой цены, и полноту исчисления сборов (п. 2 ст. 40 НК РФ). Если проверка подтвердит, что компания применяла неадекватную рынку стоимость, то они будут вправе потребовать от фирмы доплатить налог, а также штрафы и пени (п. 3 ст. 40 НК РФ). Но для того, чтобы призвать к ответу предприятие, налоговикам сначала придется доказать, что ценовые рамки действительно были нарушены.

Налоговый «финт ушами»

Напомним: рыночной признается та цена, которая сложилась на рынке идентичных или однородных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). Условия считаются сопоставимыми, если различие между ними сильно не влияет на цену товаров, либо может быть учтено с помощью поправок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2008 г. по делу №А21-6466/2007).

Чтобы определить рыночную цену, инспекторы могут воспользоваться, например, информацией о схожих сделках, совершенных в исследуемый период. Чиновники должны учитывать такие условия сделок, как:

  • количество поставляемых товаров;
  • сроки исполнения обязательств;
  • условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;
  • возможные надбавки в цене или скидки, вызванные колебаниями спроса, потерей качества продукции, истечением сроков годности, маркетинговой политикой, конъюнктурой рынка и пр.

Одним словом, они обязаны принимать в расчет те условия, которые могут повлиять на формирование цены (п. 9 и 11 ст. 40 НК РФ). Очевидно, что правильно ее определить налоговикам непросто. Ведь может сложиться и такая ситуация, когда на рынке отсутствуют предложения по идентичным или однородным товарам, и информационные источники также недоступны. Тогда инспекторы могут применить метод «цены последующей реализации». Рыночная цена определяется как разность цены, по которой товары «перепроданы» покупателем, и понесенных им при этом затрат (без учета цены, по которой они были куплены у поставщика), а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя (п. 10 ст. 40 НК РФ). Если же не получается воспользоваться и этим способом, у чиновников есть возможность прибегнуть к затратному методу. В этом случае рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат (на приобретение, транспортировку, хранение, страхование и т. п.) и обычной для данной сферы деятельности прибыли (п. 10 ст. 40 НК РФ).

Но закон не ограничился перечислением дозволенных налоговикам методов. Буквально сразу же после их описания законодатели обмолвились, что, в общем-то, суд вправе учитывать любые обстоятельства, которые имеют значение для оценки результатов сделки. Получается, что инспекторы вовсе не обязаны ограничиваться «формальностями», которые мы так старательно перечислили (п. 12 ст. 40 НК РФ). И чиновники, не мудрствуя лукаво, решили, что они вправе рассчитывать выручку от реализации исходя из таможенной стоимости транспортных средств, указанной в грузовых таможенных декларациях.

Это вам не сложение

Привела данная «возможность» вот к чему - налоговики стали произвольно отождествлять понятия «рыночная цена» и «таможенная стоимость». И совершенно напрасно - в данном случае как раз от перемены мест «слагаемых» сделки результат будет меняться. Ведь определение таможенной стоимости товара регламентируется нормами Таможенного, а не Налогового кодекса (ст. 323 ТК РФ), а также Законом о таможенном тарифе (закон РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1). Согласно этим нормативным документам, данная величина зависит от метода ее определения и используется при исчислении таможенных пошлин и сборов. Таможенная стоимость оценивается одним из 6 методов, чаще всего из которых применяется 1-й - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Главный его принцип - стоимость сделки определяется как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате продавцу. То есть речь идет об общей сумме всех платежей покупателя, которые причитаются непосредственно продавцу или третьему лицу за ввозимые товары (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров, затраты на страхование груза и др.). Кроме расходов, которые увеличивают таможенную стоимость ввозимых товаров, пунктом 7 статьи 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрены затраты, в нее не входящие.

Кроме того, представители ФНС специально разъяснили, что положения ст. 160 НК РФ, которая регулирует порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию России, не применяются для определения налоговой базы при реализации этих товаров внутри страны (письмо ФНС РФ от 1 декабря 2004 г. №03-3-06/2423/35).

Поэтому предельно ясно, что таможенная стоимость - это вовсе не рыночная цена, и подменять их нельзя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2007 г. по делу №А21-1334/2007).

Типичные ошибки

Остановимся на самых типичных ошибках, которые допускают чиновники, пытаясь правильно определить рыночную цену сделки и ее процентное отклонение от нормы.

Например, при рассмотрении спора, возникшего при ввозе в Россию автомобилей, инспекторы не обратили внимание на то, что стоимость автомашины зависит от ряда дополнительных условий. То есть не только от ее марки, года выпуска и объема двигателя, производителя и продавца, но и от технического состояния, его комплектации и пробега (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2008 г. по делу №А211021/2008). Более того: проверяющие довольно часто вообще не анализируют технические характеристики автомобилей. В результате им бывает проблематично впоследствии документально подтвердить свои доводы об идентичности реализованных автомобилей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2008 г. по делу №А21-6466/2007).

Анна Мишина

Сомнительные источники

- При разговорах о занижении налогооблагаемой базы и попытках доначислить на этом основании НДС налоговики совершают, как правило, четыре основные ошибки, - рассказывает налоговый адвокат Сергей Воронин. - Во-первых, инспекторы очень часто производят необоснованный контроль цен, т.е. выходят за рамки условий проверки, указанных в п. 2 ст. 40 Налогового кодекса.

Вторая типичная ошибка чиновников - это неверный расчет или даже отсутствие исследования рыночных цен. Например, налоговики часто берут за основу цены самой компании, взятые из прайс-листа, или рассчитывают по ним среднюю цену.

Следующая ошибка инспекторов - это неправильно выбранный метод расчета. И последняя возможная оплошность - это использование неофициальных источников: сомнительной прессы, каталогов или даже частных объявлений.

- Впрочем единого, стопроцентно надежного и неоспоримого источника информации о рыночных ценах в России не существует, - признается московский аудитор Юрий Славин. - И если спор дойдет до суда, налоговая инспекция может предложить один источник (например, данные Росстата), а фирма - другой (например, издание «Услуги и цены»). В этом случае разбирательство, скорее всего, закончится в пользу предприятия (постановление ФАС Центрального округа от 19 ноября 2004 г. №А62-1745/04).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Таможенные платежи
  • 26.07.2013  

    В том случае, если лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета

  • 12.07.2013  

    Таможенный орган неправильно определил таможенную стоимость транспортного средства законно ввезенного на территорию России, использовал ненадлежащий источник информации. Информация с Интернет-сайта не может подтверждать с достоверностью таможенную стоимость спорного транспортного средства.

  • 12.07.2013  

    Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что незаконный отказ таможни в возвращении обществу излишне уплаченных им таможенных платежей нарушил права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишил его возможности пользования и распоряжения принадлежащими ему денежными средствами, перечисленными им в бюджет при ввозе товаров (сверх подлежащих уплате согласно законодательству России при ввозе товаров по указан


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.


Вся судебная практика по этой теме »