
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 17 февраля 2010 г. N ВАС-6070/09
Определение ВАС РФ от 17 февраля 2010 г. N ВАС-6070/09
Доводы инспекции о том, что компания, не заявив о своем праве на учет сумм начисленной амортизации в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, была не праве корректировать размер налогового обязательства, был отклонен судебными инстанциями, поскольку Кодекс не освобождает налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки от возложенных на него обязанностей по выявлению всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов
10.03.2010ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. N ВАС-6070/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 105-А) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 29.07.2008 по делу N А59-839/08-С13, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.09.2009 по тому же делу
по заявлению компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк." (693000 г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, д. 36) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 31.01.2008 N 11-06/760,
при участии третьего лица: Управления ФНС России по Сахалинской области (693000 г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 14).
Суд
установил:
Компания "Шлюмберже Лоджелко, Инк." (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 31.01.2008 N 11-06/760 в части доначисления налога на прибыль в сумме 57 663 849 рублей, 293 032 рублей налога на добавленную стоимость, 2 143 560 рублей единого социального налога, начисления соответствующих пеней и взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также уменьшения суммы налога на добавленную стоимость на 100 222 рубля, предъявленного к возмещению из бюджета в 2005 году.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.12.2008) решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 24.09.2009 названные судебные акты в части установления расчетным методом расходов Компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк." за 2004 - 2006 годы и неприменения льготы по налогу на прибыль в связи финансированием капитальных вложений производственного и непроизводственного характера отменил, дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов в части эпизода о доначислении налога на прибыль в связи с подачей компанией уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2004 - 2005 годы, как принятых с нарушением норм материального права.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их пересмотра в порядке надзора.
Судами установлено, что представительством компании в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль за 2004 - 2005 годы согласно представленным налоговым декларациям был включен начисленный за эти периоды налог на имущество в размере 5 660 586 рублей и 11 209 738 рублей соответственно.
В ходе проведения выездной налоговой проверки, 01.08.2007 компанией представлены уточненные декларации по налогу на имущество организаций, в соответствии с которыми сумма налога, подлежащего уплате за 2004 год, составила 4 635 609 рублей, за 2005 год - 9 079847 рублей.
Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о завышении представительством компании в проверяемом периоде расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, в связи с уменьшением обязательств по налогу на имущество.
При рассмотрении дела судами установлено, что уменьшение налога на имущество произошло в связи с корректировкой налогоплательщиком остаточной стоимости объектов основных средств, выразившейся в увеличении сумм амортизационных отчислений по этим основным средствам.
Судебные инстанции, руководствуясь статьями 252, 253 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпунктом "ч" пункта 2 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, пришли к выводу, что уменьшение суммы налога на имущество в связи с изменением остаточной стоимости основных средств, вызванным занижением амортизационных отчислений, фактически свидетельствует об увеличении расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, в составе сумм амортизации.
Таким образом, суды признали доначисление налога на прибыль по указанному эпизоду незаконным.
Доводы инспекции о том, что компания, не заявив о своем праве на учет сумм начисленной амортизации в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, была не праве корректировать размер налогового обязательства, был отклонен судебными инстанциями, поскольку Кодекс не освобождает налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки от возложенных на него обязанностей по выявлению всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Кроме того, оспариваемое инспекцией постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.09.2009 было отменено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 6070/09 в связи допущенными судом нарушениями норм процессуального права.
В связи с изложенным дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А59-839/08-С13 Арбитражного суда Сахалинской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.07.2008, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.09.2009 отказать.
Председательствующий судья
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
Судья
В.В.БАЦИЕВ
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Темы: Налоговые проверки  Налог на прибыль  Налог на имущество организаций  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 17.06.2025 Принят законопроект о новых правилах налогообложения международных холдинговых компаний
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 27.05.2025 ИП на спецрежимах нужно подать заявление о льготе по налогу на имущество до 1 июня
- 15.05.2025 Сроки уплаты имущественных налогов для организаций хотят сдвинуть на месяц
- 18.04.2025 Декларация по налогу на имущество и крупные налогоплательщики: уточнен порядок заполнения
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и налог на прибыль, пени и штраф в связи с неполной уплатой налогов в бюджет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют о нереальности хозяйственных операций общества с контрагентами.
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о получении ООО необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной целью привлечения ООО сомнительного контрагента являлись умышленное уменьшение налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды, формирование необоснован
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о нарушении обществом пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ по взаимоотношениям с контрагентом, выразившемся в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и неправомерном применении налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку документы по сделкам общества и его контрагента
- 01.06.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 28.05.2025
Налоговый орган
доначислил налог на имущество, пени и штрафные санкции ввиду неправомерного применения обществом льготной (пониженной) ставки 1,5 процента в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, вместо ставки 2,2 процента.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в отношении спорных объектов недвижимости установлена дата постройки, введения в эксплуатацию и
- 16.02.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 19.06.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-03-06/1/35652
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-03-06/1/35054
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/1/36990
- 17.06.2025 Письмо ФНС России от 10.06.2025 г. № БС-4-21/5703@
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-05-05-01/41330
- 07.05.2025 Письмо Минфина России от 03.03.2025 г. № 03-05-05-01/20084
Комментарии