
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 17 февраля 2010 г. N ВАС-6070/09
Определение ВАС РФ от 17 февраля 2010 г. N ВАС-6070/09
Доводы инспекции о том, что компания, не заявив о своем праве на учет сумм начисленной амортизации в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, была не праве корректировать размер налогового обязательства, был отклонен судебными инстанциями, поскольку Кодекс не освобождает налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки от возложенных на него обязанностей по выявлению всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов
10.03.2010ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. N ВАС-6070/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 105-А) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 29.07.2008 по делу N А59-839/08-С13, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.09.2009 по тому же делу
по заявлению компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк." (693000 г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, д. 36) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 31.01.2008 N 11-06/760,
при участии третьего лица: Управления ФНС России по Сахалинской области (693000 г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 14).
Суд
установил:
Компания "Шлюмберже Лоджелко, Инк." (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 31.01.2008 N 11-06/760 в части доначисления налога на прибыль в сумме 57 663 849 рублей, 293 032 рублей налога на добавленную стоимость, 2 143 560 рублей единого социального налога, начисления соответствующих пеней и взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также уменьшения суммы налога на добавленную стоимость на 100 222 рубля, предъявленного к возмещению из бюджета в 2005 году.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.12.2008) решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 24.09.2009 названные судебные акты в части установления расчетным методом расходов Компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк." за 2004 - 2006 годы и неприменения льготы по налогу на прибыль в связи финансированием капитальных вложений производственного и непроизводственного характера отменил, дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов в части эпизода о доначислении налога на прибыль в связи с подачей компанией уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2004 - 2005 годы, как принятых с нарушением норм материального права.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их пересмотра в порядке надзора.
Судами установлено, что представительством компании в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль за 2004 - 2005 годы согласно представленным налоговым декларациям был включен начисленный за эти периоды налог на имущество в размере 5 660 586 рублей и 11 209 738 рублей соответственно.
В ходе проведения выездной налоговой проверки, 01.08.2007 компанией представлены уточненные декларации по налогу на имущество организаций, в соответствии с которыми сумма налога, подлежащего уплате за 2004 год, составила 4 635 609 рублей, за 2005 год - 9 079847 рублей.
Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о завышении представительством компании в проверяемом периоде расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, в связи с уменьшением обязательств по налогу на имущество.
При рассмотрении дела судами установлено, что уменьшение налога на имущество произошло в связи с корректировкой налогоплательщиком остаточной стоимости объектов основных средств, выразившейся в увеличении сумм амортизационных отчислений по этим основным средствам.
Судебные инстанции, руководствуясь статьями 252, 253 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпунктом "ч" пункта 2 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, пришли к выводу, что уменьшение суммы налога на имущество в связи с изменением остаточной стоимости основных средств, вызванным занижением амортизационных отчислений, фактически свидетельствует об увеличении расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, в составе сумм амортизации.
Таким образом, суды признали доначисление налога на прибыль по указанному эпизоду незаконным.
Доводы инспекции о том, что компания, не заявив о своем праве на учет сумм начисленной амортизации в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, была не праве корректировать размер налогового обязательства, был отклонен судебными инстанциями, поскольку Кодекс не освобождает налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки от возложенных на него обязанностей по выявлению всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Кроме того, оспариваемое инспекцией постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.09.2009 было отменено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 6070/09 в связи допущенными судом нарушениями норм процессуального права.
В связи с изложенным дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А59-839/08-С13 Арбитражного суда Сахалинской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.07.2008, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.09.2009 отказать.
Председательствующий судья
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
Судья
В.В.БАЦИЕВ
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Темы: Налоговые проверки  Налог на прибыль  Налог на имущество организаций  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 24.09.2025 Минфин: расходы на использование электромобиля не уменьшают налог на прибыль
- 24.09.2025 Эксперт: налоги на букмекеров увеличат доходы бюджета на 70 млрд рублей
- 18.09.2025 В России хотят ввести разовый налог на сверхприбыль банков
- 23.07.2025 Какие налоги должен платить ИП, которому подарили коммерческое имущество: ответ Минфина
- 07.07.2025 Приближается срок уплаты авансов по имущественным налогам
- 27.05.2025 ИП на спецрежимах нужно подать заявление о льготе по налогу на имущество до 1 июня
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по договорам поставки нефтепродуктов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты в отсутствие основных средств и производственных мощностей имеют признаки технических компаний, расчеты по сделкам не проводились, осуществление поставок не доказано, основания для списания горюче-
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате формального заключения с взаимозависимыми организациями сделок по поставке товаров и приобретению недвижимого имущества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций первичными документами не подтверждена, создание формального документооборота направлено на получение необоснованной налоговой выг
- 28.09.2025
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, штраф по п. 3 ст. 122, п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 126 НК РФ, ссылаясь на создание обществом схемы дробления бизнеса.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действия общества по организации схемы дробления бизнеса направлены исключительно на создание видимости формального соблюдения условий для применени
- 01.10.2025
В связи
с неисполнением требований об уплате задолженности по налоговым обязательствам и отсутствием открытых расчетных счетов принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества общества (налогоплательщика).Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения у общества отсутствовала задолженность по налогу на имуще
- 17.09.2025
По мнению
общества, налоговым органом нарушена последовательность зачета платежей.Итог: требование удовлетворено частично, так как налоговым органом по результатам перерасчета налога на имущество и пеней неверно сторнирована сумма налога ввиду его аннулирования вместо уменьшения, ввиду нулевого сальдо был произведен зачет денежных средств в счет погашения задолженности по пеням, что прямо свидетельс
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил НДС и налог на имущество, указывая на умышленное создание обществом схемы дробления бизнеса, направленной на искусственное сохранение условий применения УСН, неисчисление налогов по общей системе в нарушение норм налогового законодательства РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 17.06.2025 Письмо ФНС России от 10.06.2025 г. № БС-4-21/5703@
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-05-05-01/41330
- 07.05.2025 Письмо Минфина России от 03.03.2025 г. № 03-05-05-01/20084
Комментарии