Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №373-O от 18.12.2002

Определение КС РФ №373-O от 18.12.2002

Поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют налоговую природу, то независимо от того, что органы государственных внебюджетных фондов первоначально не были названы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 1999 года к отношениям по уплате страховых взносов должны были применяться положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 75 в ее прежней редакции.

18.12.2002  

Определение Конституционного Суда РФ

от 18 декабря 2002 г. № 373-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Строймеханизация" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ЗАО "Строймеханизация" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:

1. ЗАО "Строймеханизация" в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность абзацев пятого, шестого и седьмого пункта 9 статьи 1 и абзаца первого статьи 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом Российской Федерации, включены в перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Данное дополнение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Как следует из представленных материалов, Арбитражный суд Омской области решением от 22 марта 2002 года отказал ЗАО "Строймеханизация" в признании недействительным требования налогового органа, основанного на решении отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, об уплате пеней за задержку уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в части, превышающей сумму образовавшейся с 1 января 1999 года недоимки, поскольку положение статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что сумма пени не может превышать сумму недоимки по налогу, утратило силу с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". При этом арбитражный суд указал, что в период с 1 января 1999 года до вступления в силу названного Федерального закона положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не распространялись.

По мнению заявителя, оспариваемые им положения, как неопределенные по содержанию и допускающие ухудшение положения плательщиков страховых взносов, не соответствуют статьям 8 (часть 1), 15 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Заявитель утверждает, что поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют налоговую природу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды на 1997 год), то независимо от того, что органы государственных внебюджетных фондов первоначально не были названы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 1999 года к отношениям по уплате страховых взносов должны были применяться положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 75 в ее прежней редакции.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению, однако он настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.

2. В жалобе фактически ставится вопрос о том, следует ли применять нормы Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в период с 1 января 1999 года до вступления оспариваемых норм в силу. Однако установить это можно лишь при рассмотрении споров между участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с учетом фактических обстоятельств. Выбор же норм, подлежащих применению в конкретном деле, по смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при применении оспариваемых норм правомочны истолковать их самостоятельно, исходя в том числе из общих положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Разрешение данных вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней материалов, положение абзаца седьмого пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" о том, что Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также положения абзацев пятого и шестого пункта 9 статьи 1 данного Федерального закона в деле заявителя не применялись и никак не связаны с рассмотрением спора между заявителем и налоговым органом.

Таким образом, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данная жалоба не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Строймеханизация", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку поставленный в ней вопрос Конституционному Суду Российской Федерации неподведомствен.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Пеня
Все новости по этой теме »

Основания для начисления пени
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Страховые взносы
  • 01.06.2025  

    В ходе проверки Фонд установил факт необоснованного предъявления обществом к возмещению расходов на выплату работнику пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года и принял решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и об отказе в выделении средств на возмещение расходов, понесенных страхователем на его выплату.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку необх

  • 01.06.2025  

    По результатам медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.

  • 11.03.2025  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, налог по УСН, страховые взносы, пени, указав на создание обществом схемы по оказанию управленческих услуг предпринимателем, уплачивающим с полученных доходов налог по УСН, при фактически сложившихся между ними трудовых правоотношениях.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку между взаимозависимыми лицами имели место трудовые правоотношения, учтено, что при перер


Вся судебная практика по этой теме »

Пеня
  • 18.05.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на фиктивность созданного налогоплательщиком документооборота и отсутствие реальности хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.

  • 27.03.2023  

    Налогоплательщик документально не подтвердил расходы, понесенные им в налоговом периоде, вследствие чего налоговый орган доначислил ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а также пени и штраф.

    Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик внес платежи с использованием банковских карт своих сотрудников и посторонних лиц, вследствие чего возможност

  • 22.02.2023  

    Налоговый орган доначислил налог на имущество организаций, пени и штрафы, установив неправомерное применение обществом налоговой льготы в отношении имеющихся у него в собственности объектов, которые квалифицированы обществом в качестве движимого имущества (оборудования).

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку объекты зарегистрированы в качестве недвижимого имущества, в ЕГРН внесены


Вся судебная практика по этой теме »

Основания для начисления пени
  • 11.06.2025  

    Основанием для направления оспариваемого постановления явилось неисполнение обществом в установленный срок решения налогового органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства, опровергающие размер начисленных обществу пеней и штрафа, а также представленные налоговым органом сведения о состоянии расчетов общества с б

  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 28.05.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате искусственного дробления бизнеса и неполного отражения выручки от сдачи в аренду собственного имущества и имущества подконтрольных посредников.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку фиктивность арендных отношений между налогоплательщиком (собственником здания) и оптовыми арендаторами торговых мест на крытом рынке не подтверждена, координа


Вся судебная практика по этой теме »