Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №373-O от 18.12.2002

Определение КС РФ №373-O от 18.12.2002

Поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют налоговую природу, то независимо от того, что органы государственных внебюджетных фондов первоначально не были названы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 1999 года к отношениям по уплате страховых взносов должны были применяться положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 75 в ее прежней редакции.

18.12.2002  

Определение Конституционного Суда РФ

от 18 декабря 2002 г. № 373-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Строймеханизация" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ЗАО "Строймеханизация" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:

1. ЗАО "Строймеханизация" в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность абзацев пятого, шестого и седьмого пункта 9 статьи 1 и абзаца первого статьи 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом Российской Федерации, включены в перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Данное дополнение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Как следует из представленных материалов, Арбитражный суд Омской области решением от 22 марта 2002 года отказал ЗАО "Строймеханизация" в признании недействительным требования налогового органа, основанного на решении отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, об уплате пеней за задержку уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в части, превышающей сумму образовавшейся с 1 января 1999 года недоимки, поскольку положение статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что сумма пени не может превышать сумму недоимки по налогу, утратило силу с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". При этом арбитражный суд указал, что в период с 1 января 1999 года до вступления в силу названного Федерального закона положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не распространялись.

По мнению заявителя, оспариваемые им положения, как неопределенные по содержанию и допускающие ухудшение положения плательщиков страховых взносов, не соответствуют статьям 8 (часть 1), 15 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Заявитель утверждает, что поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют налоговую природу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды на 1997 год), то независимо от того, что органы государственных внебюджетных фондов первоначально не были названы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 1999 года к отношениям по уплате страховых взносов должны были применяться положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 75 в ее прежней редакции.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению, однако он настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.

2. В жалобе фактически ставится вопрос о том, следует ли применять нормы Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в период с 1 января 1999 года до вступления оспариваемых норм в силу. Однако установить это можно лишь при рассмотрении споров между участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с учетом фактических обстоятельств. Выбор же норм, подлежащих применению в конкретном деле, по смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при применении оспариваемых норм правомочны истолковать их самостоятельно, исходя в том числе из общих положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Разрешение данных вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней материалов, положение абзаца седьмого пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" о том, что Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также положения абзацев пятого и шестого пункта 9 статьи 1 данного Федерального закона в деле заявителя не применялись и никак не связаны с рассмотрением спора между заявителем и налоговым органом.

Таким образом, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данная жалоба не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Строймеханизация", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку поставленный в ней вопрос Конституционному Суду Российской Федерации неподведомствен.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Пеня
Все новости по этой теме »

Основания для начисления пени
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Страховые взносы
  • 31.03.2024  

    Орган Пенсионного фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.

    Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.

  • 24.03.2024  

    Общество не представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его

  • 17.03.2024  

    Фонд социального страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.


Вся судебная практика по этой теме »

Пеня
  • 27.03.2023  

    Налогоплательщик документально не подтвердил расходы, понесенные им в налоговом периоде, вследствие чего налоговый орган доначислил ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а также пени и штраф.

    Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик внес платежи с использованием банковских карт своих сотрудников и посторонних лиц, вследствие чего возможност

  • 22.02.2023  

    Налоговый орган доначислил налог на имущество организаций, пени и штрафы, установив неправомерное применение обществом налоговой льготы в отношении имеющихся у него в собственности объектов, которые квалифицированы обществом в качестве движимого имущества (оборудования).

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку объекты зарегистрированы в качестве недвижимого имущества, в ЕГРН внесены

  • 13.02.2023  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены налог, подлежащий уплате в связи с применением УСН, пени, штраф.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доход, полученный предпринимателем от соответствующей предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению по УСН.


Вся судебная практика по этой теме »

Основания для начисления пени
  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не подтвердил реальность хозяйственных операций с его контрагентами, действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент заключения и исполнения договора спорные контрагенты являлись действующими юридическими лицам

  • 27.03.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС и пени в связи с выводом налогового органа о необоснованном получении обществом налоговой выгоды.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности и неосмотрительности общества, а также доказательств наличия согласованных действий с контрагентом с целью получения необоснованной н


Вся судебная практика по этой теме »