Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №373-O от 18.12.2002

Определение КС РФ №373-O от 18.12.2002

Поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют налоговую природу, то независимо от того, что органы государственных внебюджетных фондов первоначально не были названы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 1999 года к отношениям по уплате страховых взносов должны были применяться положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 75 в ее прежней редакции.

18.12.2002  

Определение Конституционного Суда РФ

от 18 декабря 2002 г. № 373-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Строймеханизация" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ЗАО "Строймеханизация" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:

1. ЗАО "Строймеханизация" в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность абзацев пятого, шестого и седьмого пункта 9 статьи 1 и абзаца первого статьи 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом Российской Федерации, включены в перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Данное дополнение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Как следует из представленных материалов, Арбитражный суд Омской области решением от 22 марта 2002 года отказал ЗАО "Строймеханизация" в признании недействительным требования налогового органа, основанного на решении отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, об уплате пеней за задержку уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в части, превышающей сумму образовавшейся с 1 января 1999 года недоимки, поскольку положение статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что сумма пени не может превышать сумму недоимки по налогу, утратило силу с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". При этом арбитражный суд указал, что в период с 1 января 1999 года до вступления в силу названного Федерального закона положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не распространялись.

По мнению заявителя, оспариваемые им положения, как неопределенные по содержанию и допускающие ухудшение положения плательщиков страховых взносов, не соответствуют статьям 8 (часть 1), 15 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Заявитель утверждает, что поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют налоговую природу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды на 1997 год), то независимо от того, что органы государственных внебюджетных фондов первоначально не были названы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 1999 года к отношениям по уплате страховых взносов должны были применяться положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 75 в ее прежней редакции.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению, однако он настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.

2. В жалобе фактически ставится вопрос о том, следует ли применять нормы Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в период с 1 января 1999 года до вступления оспариваемых норм в силу. Однако установить это можно лишь при рассмотрении споров между участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с учетом фактических обстоятельств. Выбор же норм, подлежащих применению в конкретном деле, по смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при применении оспариваемых норм правомочны истолковать их самостоятельно, исходя в том числе из общих положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Разрешение данных вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней материалов, положение абзаца седьмого пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" о том, что Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также положения абзацев пятого и шестого пункта 9 статьи 1 данного Федерального закона в деле заявителя не применялись и никак не связаны с рассмотрением спора между заявителем и налоговым органом.

Таким образом, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данная жалоба не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Строймеханизация", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку поставленный в ней вопрос Конституционному Суду Российской Федерации неподведомствен.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Пеня
Все новости по этой теме »

Основания для начисления пени
Все новости по этой теме »

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Страховые взносы
  • 12.05.2014  

    ФСС РФ не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является «аренда строительных машин и оборудования», что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска.  Суды установили невозможность фактического осуществления обществом данного вида деятельности в связи с отсутствием у него на праве собст

  • 18.02.2014  

    Исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 07.05.2010 г. № 03-02-07/1-226, специальный банковский счет ( счет платежного агента, принимающего средства от населения) относится к счетам, об открытии и закрытии которых необходимо сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов.

  • 06.02.2014  

    Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. (абзац 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном


Вся судебная практика по этой теме »

Пеня
  • 22.07.2015  

    Суд, исследовав и оценив заявленные доводы и представленные обществом доказательства, признал в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что задержка в предоставлении нескольких документов в инспекцию произошла по объективным причинам; несвоевременное представление документов не повлекло каких-либо значимых нарушений, неблагоприятных экономических последствий для бюджета, поскольку налоги в соответствии с предоставленными документами были п

  • 15.06.2015  

    Спорная сумма пеней рассчитана инспекцией на задолженность по налогу на прибыль, определенную без учета расходов компании, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что расчет суммы пеней, подлежащих взысканию, является неверным, сделан без учета правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 23.04.2013 г. № 12527/12, поэтому правомерно отказали налоговому

  • 03.03.2014  

    Учитывая, что в результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекция установила необоснованное возмещение заявителем из бюджета НДС в сумме 223 млн 503 тыс. руб., суд кассационной инстанции приходит к выводу, что налоговый орган, предложив обществу в решении уменьшить налог, заявленный к возмещению в названной сумме, и начислив на эту сумму соответствующие пени, не нарушил положения статьи 11 НК РФ, а также права и законные интересы заявител


Вся судебная практика по этой теме »

Основания для начисления пени
  • 04.09.2012  

    Поскольку сумма налога с предприятия была взыскана на законных основаниях, суд пришел к выводу, что пени были начислены правильно. Судами обоснованно не применены положения п. 2 ст. 330 ГК РФ, поскольку подлежащие рассмотрению в настоящем деле правоотношения регламентируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

  • 28.05.2012   Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
  • 23.11.2011  

    Суды не приняли расчеты ИФНС в качестве доказательства правомерного начисления пени, поскольку установлено, что суммы недоимки, указанные в данных расчетах, не в полном объеме соответствуют суммам недоимки, указанным в самом требовании, из расчета не представляется возможным установить основания образования недоимки, на которую начислены спорные пени, налоговой инспекцией не обоснован указанный в расчетах период начисления пени.


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
Все законодательство по этой теме »

Пеня
Все законодательство по этой теме »

Основания для начисления пени
Все законодательство по этой теме »