
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2024 г. № Ф06-12652/2023 по делу № А65-10111/2023
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2024 г. № Ф06-12652/2023 по делу № А65-10111/2023
Налоговый орган доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что контрагенты налогоплательщика являлись недобросовестными налогоплательщиками, у спорных контрагентов отсутствовала возможность осуществления хозяйственных операций, налогоплательщиком предоставлены первичные документы, содержащие недостоверные сведения.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами не доказана.
12.01.2025Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2024 г. N Ф06-12652/2023
Дело N А65-10111/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
заявителя - Мустафина Р.Р. (доверенность от 07.07.2022),
ответчика - Сердюковой М.Ю. (доверенность от 13.07.2023 N 2.3-13/011011), Сайфуллина Р.Р. (доверенность от 14.07.2023 N 2.3-13/011075), Махияновой Д.С. (доверенность от 08.12.2023 N 2.1-41/139),
третьего лица - Махияновой Д.С. (доверенность от 08.12.2023 N 2.1-41/139),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Казаньавтотранс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023
по делу N А65-10111/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казаньавтотранс" (ОГРН 1071690041917, ИНН 1659074239, г. Казань) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156, г. Казань) от 11.01.2023 N 01/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (г. Казань),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Казаньавтотранс" (далее - ООО "Казаньавтотранс", общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 11.01.2023 N 01/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2023 по делу N А65-10111/2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Казаньавтотранс" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "КазаньАвтоТранс", по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 24.10.2022 N 22/08 и принято решение от 11.01.2023 N 01/18. Данным решением доначислены налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 118 861 937 руб., налог на прибыль организаций в размере 54 782 944 руб. 57 коп.), начислены пени в сумме 30 023 326 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 15 843 392 руб.
Общество обжаловало данное решение в порядке статьи 139 НК РФ обратился в УФНС России по РТ.
Решением УФНС России по РТ от 13.03.2023 N 2.7-18/007133@ апелляционная жалоба ООО "КазаньАвтоТранс" оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 169, 171, 172, 252 НК РФ и отметили, что оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок. Установление наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом учитываются представленные доказательства, касающиеся взаимодействия налогоплательщика с контрагентами в рамках проводимых операций, проявление им должной осмотрительности при осуществлении такого взаимодействия.
Совершение операций, рассчитанных на получение дохода за счет средств бюджета, не может рассматриваться как законная предпринимательская деятельность и, следовательно, не является основанием для применения тех норм налогового законодательства, которые регулируют налоговые последствия действий, совершенных в рамках реальной предпринимательской деятельности.
Отсутствие фактов реальной деятельности устанавливается на основе обстоятельств, содержащих признаки экономически не мотивированного поведения налогоплательщика.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) под налоговой выгодой понимается, в частности, уменьшение налоговой базы, получение налогового вычета, возмещение налога из бюджета.
В силу действия принципа презумпции добросовестности налогоплательщиков предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 53 установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Если главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.
Изложенный подход к оценке обоснованности налоговой выгоды и определению последствий злоупотребления правом в налоговых отношениях сохраняет свою актуальность после принятия Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которым часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 54.1 НК РФ, конкретизировавшей обстоятельства и условия, принимаемые во внимание при оценке допустимости поведения налогоплательщика.
Нормами пункта 2 статьи 54.1 НК РФ определены условия, при одновременном соблюдении которых, в случае отсутствия обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, налогоплательщик вправе по имевшим место сделкам (операциям) уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ.
К этим условиям относятся следующие обстоятельства: основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ); обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону (подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ).
Таким образом, в целях налогообложения подлежит учету сделка (операции) при одновременном соблюдении двух критериев: основной целью совершения сделки (операций) не является неуплата налога, а сама сделка (операции) исполнена непосредственно контрагентом налогоплательщика, либо лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операций) передано по договору или в силу закона. Невыполнение одного из данных критериев влечет для налогоплательщика последствия в виде невозможности уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога по соответствующей сделке (операциям).
Судами установлено, что ООО "Казаньавтотранс" с 11.07.2007 осуществляет грузоперевозки по территории РФ.
Основными заказчиками ООО "Казаньавтотранс" в 2018 - 2020 гг. являлись ПАО "Нэфис Косметикс", ООО "Технониколь - Строительные Системы", ООО "Данафлекс-Нано", АО "Роквул", ООО "Армстронг Ворлд Индастриз".
ООО "Казаньавтотранс" оформлены взаимоотношения по транспортировке грузов с ООО "Маер", ООО "Невис", ООО "Ригель", ООО "Эталпилс", ООО "Мерита Трак", ООО "Юл Март", ООО "Мар" (ООО "Октан"), ООО "Грин Ю" и применены налоговые вычеты по НДС и включены затраты в расходы при исчислении налога на прибыль по хозяйственным операциям с данными контрагентами.
В отношении спорных контрагентов налоговым органом установлены признаки "недобросовестных" налогоплательщиков: отсутствие у технических контрагентов-перевозчиков транспортных средств; минимальные суммы НДС к уплате в бюджет; регистрация контрагентов незадолго до взаимоотношений с обществом; регистрация контрагентов по одним и тем же адресам; совпадение IP-адресов, с которых осуществлялось управление расчетными счетами и направление отчетности в налоговые органы обществом и его контрагентами; снятие наличных денежных средств с расчетных счетов контрагентов осуществлялось подконтрольным обществу физическим лицом.
Участники (руководители) технических контрагентов, а также отдельные работники контрагентов имели родственные и деловые связи с лицами, имеющими отношение к ООО "Казаньавтотранс", в этой связи сделаны выводы о подконтрольности и взаимозависимости между ними.
Также налоговым органом установлены фактические взаимоотношения ООО "Казаньавтотранс" с исполнителями услуг (перевозчиками) - индивидуальными предпринимателями и транспортными организациями, не являющимися плательщиками НДС; перечисление денежных средств за оказанные транспортные услуги в адрес индивидуальных предпринимателей и организаций производилось либо напрямую от ООО "Казаньавтотранс", либо через технических контрагентов ООО "Казаньавтотранс" без НДС.
Так, получив заявку от заказчика, ООО "Казаньавтотранс" выставляло ее на сайте ATI.SU, после чего она становилась доступной для принятия (акцепта) неограниченному кругу перевозчиков, оказывающих услуги перевозки на коммерческой основе и находящихся на различных системах налогообложения. Контактные данные в заявке принадлежали также логистам ООО "Казаньавтотранс". Таким образом, у ООО "Казаньавтотранс" отсутствовала деловая цель и экономическая потребность для привлечения дополнительного посреднического звена - транспортных экспедиторов.
ООО "Маер", ООО "Невис", ООО "Ригель", ООО "Эталпилс", ООО "Мерита Трак", ООО "Юл Март", ООО "Мар" (ООО "Октан"), ООО "Грин Ю" брали на себя обязательства, которые они заведомо не способны выполнить в отсутствие водителей и транспортных средств.
Суды учитывали вышеизложенное и признали верными выводы инспекции о том, что в рассматриваемом случае заявителем искусственно создан документооборот с участием спорных контрагентов. Представленные документы составлены формально, не соответствуют действительности, содержат недостоверную и противоречивую информацию.
Также признаны верными выводы налогового органа о том, что общество умышленно вело бухгалтерский и налоговый учет с использованием формального документооборота, действия по оформлению сделок со спорными контрагентами осуществлялись с целью уклонения от исчисления и уплаты налогов, то есть налогоплательщиком совершено умышленное налоговое правонарушение.
С учетом отсутствия надлежащих доказательств проявления обществом должной осмотрительности при выборе контрагентов суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными выводы налогового органа об отсутствии реальных хозяйственных отношений заявителя и его контрагентов, формальном составлении документов в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Заявитель использовал формальный документооборот в целях уменьшения суммы и количества налоговых обязательств, что является нарушением положений статьи 54.1 НК РФ.
Всем доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка. Суды указали, что данные доводы полностью опровергаются совокупностью доказательств, собранных налоговым органом.
Суды отметили, что налоговым органом установлены лица, которые фактически произвели исполнение по сделкам, проведена объемная работа по расчету действительных налоговых обязательств заявителя путем анализа представленных индивидуальными предпринимателями и организациями документов по осуществлению транспортных услуг. В результате анализа договоров, заявок, актов и других документов инспекцией рассчитаны суммы налогов, подлежащих уплате Обществом в соответствующий бюджет. Суды признали данный расчет верным.
Судебная коллегия полагает, что выводы судов основаны на правильном применении и толковании норм НК РФ и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным на основании их оценки фактическим обстоятельствам.
Выводы судов не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
При принятии кассационной жалобы к производству определением суда от 15.12.2023 заявителю кассационной жалобы было предложено представить в суд округа ко дню рассмотрения кассационной жалобы доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", с общества с ограниченной ответственностью "Казаньавтотранс" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А65-10111/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Казаньавтотранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Д.ХЛЕБНИКОВ
Темы: Налог на прибыль  НДС  Оформление первичных документов  Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы  
- 27.12.2024 Минфин: как считать амортизационную премию при инвестиционном вычете
- 07.12.2024 Поступления налога на прибыль в Башкирии снизились на 14,5%
- 04.12.2024 Силуанов: нет планов по налоговым корректировкам после повышения ставки для «Транснефти»
- 10.02.2025 Президент РФ поручил рассмотреть освобождение благотворительных организаций от НДС
- 05.02.2025 Минфин пояснил, должен ли «упрощенщик» платить НДС при продаже земли
- 31.01.2025 Освобождение общепита от НДС: как сравнивать показатели по выплатам
- 19.09.2013 Как расчеты наличными могут помешать вычету НДС?
- 16.09.2013 Регистрация счетов-фактур сама по себе не основание менять сроки давности получения вычета НДС
- 27.08.2013 Своевременное исправление счета-фактуры поможет получить вычет НДС
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 12.02.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени и штрафы в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано, что общество создало формальный документооборот в отсутствие реальных взаимоотношений с контрагентами в целях применения вычетов по НДС и учета расходов по налогу на прибыль, уменьшающих налог
- 09.02.2025
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, НДС, акцизы, штраф по ч. 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на завышение расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации товара, создание обществом с участием спорных контрагентов схемы ухода от налогообложения, документооборот и расчеты между ними носят формальный характер и не направлены на ведение реальной хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования
- 09.02.2025
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, ссылаясь на нереальность хозяйственных операций между обществом и его контрагентом в рамках заключенного договора возмездного оказания услуг.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия общества направлены на минимизацию налоговых обязательств посредством целенаправленного использования формального документооборота по взаимоо
- 09.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС, ссылаясь на отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и его контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано умышленное создание обществом формального документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды.
- 09.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и его контрагентами в рамках заключенных договоров поставки и оказания услуг.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом со спорными контрагентами формального документооборота, направленного на получение необоснованной налоговой выгоды.
- 09.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС и пени, указывая на неправомерное применение обществом льготы по государственным контрактам, так как оказываемые им услуги не являются медицинскими.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговый орган неправомерно начислил к уплате пени по НДС, так как он незаконно бездействовал, не принимая меры по проверке представленных обществом налоговых деклараций по НДС н
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 02.02.2025
Начислены налог
на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду создания налогоплательщиком формального документооборота с контрагентами в целях получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано намеренное создание налогоплательщиком формального документооборота с контрагентами, не имеющими возможности для исполнения договоров подряда и поставки, налогоплательщ
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил недоимку по НДС, пени и штраф, предложил внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указав на создание обществом схемы ухода от налогообложения путем оформления фактов хозяйственной деятельности по поставке товаров контрагентом, не имеющих места в действительности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана недостоверность информации, с
- 12.02.2025
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДС, налог по УСН, ЕНВД, пени в связи с использованием предпринимателем неправомерной схемы получения налоговой выгоды, направленной на минимизацию налогов, подлежащих уплате в бюджет.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлены реальные налоговые обязательства предпринимателя, так как доходы и расходы, налоговые вычеты, суммы налогов, уп
- 02.02.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени, штраф ввиду создания налогоплательщиком формального документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как контрагенты, с которыми налогоплательщиком заключены договоры поставки сырья для производства топливной продукции, обладают признаками анонимных структур, не имеют необходимых ресурсов для исполнения договорных обязательств, первичные документы со
- 26.01.2025
Обществу доначислен
НДС в связи с неправомерным учетом налоговых вычетов по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены направленность действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды, наличие формального документооборота; спорные контрагенты имели признаки организаций, зарегистрированных без цели осуществления реальной экономиче
- 10.02.2025 Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-03-06/1/3562
- 30.01.2025 Письмо Минфина России от 05.12.2024 г. № 03-03-06/1/122691
- 30.01.2025 Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-03-06/1/124358
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 31.01.2025 Письмо Минфина России от 17.12.2024 г. № 03-07-11/127325
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-07-11/123826
- 27.01.2025 Письмо Минфина России от 20.11.2024 г. № 03-03-06/1/115005
- 13.01.2025 Письмо Минфина России от 30.08.2024 г. № 07-01-09/82267
- 07.11.2024 Письмо Минфина России от 12.08.2024 г. № 03-03-06/1/75248
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 24.09.2024 г. № 03-02-08/91904
- 14.01.2025 Письмо Минфина России от 11.12.2024 г. № 03-02-08/125419
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 02.12.2024 г. № 03-02-08/120797
Комментарии