Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2021 г. № Ф08-11613/2020 по делу № А25-1782/2019

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2021 г. № Ф08-11613/2020 по делу № А25-1782/2019

Налоговый орган отказал в возмещении НДС и в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь на неведение обществом раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены фактическое возмещение затрат общества на закладку и уход за многолетними насаждениями за счет федерального и республиканского бюджетов и придание бюджетным средствам статуса полученных от обычной хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

01.02.2021Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2021 г. по делу N А25-1782/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сады Карачаево-Черкессии" (ИНН 0917024387, ОГРН 1140917000025) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сады Карачаево-Черкессии" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А25-1782/2019, установил следующее.

ООО "Сады Карачаево-Черкессии" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к МИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 12.03.2019 N 998 об отказе в возмещении суммы НДС и N 5590 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 03.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2020, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.

Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для применения обществом налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2017 года, приходящихся на закладку и уход за многолетними насаждениями

В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылка судов на несоблюдение обществом положений Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-Ф) не имеет правового значения при решении вопроса о законности (незаконности) отказа в возмещении НДС; является необоснованным вывод судов о том, что увеличение уставного капитала общества фактически не состоялось в связи с несоблюдением сроков внесения участниками дополнительных вкладов, установленных протоколом общего собрания участников общества от 24.07.2017 N 1; в ЕГРЮЛ 05.04.2018 зарегистрирован факт увеличения уставного капитала общества до 558 012 тыс. рублей. Общество указывает, что им выполнены предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) требования к представленным налоговому органу документам в обоснование права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета. Налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги); полученные обществом денежные средства в уставный капитал не могут быть признаны безвозмездной передачей бюджетных инвестиций; использование обществом в расчетах денежных средств, поступивших в уставный капитал в виде дополнительного вклада, не препятствует применению налоговых вычетов по НДС, поскольку указанные затраты являются реальными, произведены налогоплательщиком за счет собственных денежных средств.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом 10.09.2018 уточненной (корректировка N 6) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года, по итогам которой составила акт камеральной проверки от 10.11.2018 N 48369.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекция вынесла решения от 12.03.2019 N 998 об отказе в возмещении 2 882 616 рублей НДС и N 5590 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств; использование обществом при приобретении в 3 квартале 2017 года товаров (работ, услуг) на цели закладки фруктового сада интенсивного типа и уход за многолетними насаждениями средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики в форме субсидий.

Решением от 29.06.2019 N 79 УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав фактические обстоятельства по данному делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 39, 146, 169 - 173, 176 Кодекса, статей 14 16, 17, 19, 30 Закона N 14-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Суды установили, что общество указало в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года 3 951 535 рублей налоговых вычетов по НДС (строка 120 раздела 3 декларации), уплаченному поставщикам (исполнителям работ, подрядчикам) ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья", Кавказский филиал ПАО "Мегафон", ООО "ГАЗ-ВОДА", ООО "Совхоз Кавказ-Темпельгоф", ООО "Юг-продукт", ИП Грибановым С.А., ООО Торговый дом "БАЗИС.РУ", ИП Долгих М.В., ООО "Фирма Меркурий", ООО "Торговый дом Полимет", АО "Карачаево-Черкесскэнерго", ООО "Интербизнес", ООО "Промстандарт", ООО "Промхим", ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ООО "Фирма Хаммер", ООО "ТПК Трансснаб", ООО "СКИФ-2", ООО "Стройоптторг" по выставленным указанными контрагентами счетам-фактурам.

В подтверждение права на вычет в заявленном объеме общество представило к проверке договоры на приобретение товаров (работ, услуг), счета-фактуры поставщиков (подрядчиков), товарные и товарно-транспортные накладные, спецификации, акты приемки услуг, акты приема-передачи оборудования, платежные поручения, банковские ордера.

Судебные инстанции установили, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 14.01.2014 с уставным капиталом 10 тыс. рублей. В результате продажи части доли в уставном капитале Жученко Ж.В. и Тронь Е.А. участниками общества стали АО "Корпорации развития Карачаево-Черкесской Республики" (доля 3 600 рублей (36%)) и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" (2 600 рублей (26%)) (протокол собрания участников общества от 12.05.2017 N 1). При регистрации в качестве юридического лица общество заявило основной вид хозяйственной деятельности - выращивание прочих плодовых и ягодных культур (ОКВЭД 01.25.1) и дополнительные виды деятельности - торговля оптовую фруктами и овощами (ОКВЭД 46.31), переработка и консервирование фруктов и орехов (ОКВЭД 10.39.2).

В уточненной налоговой декларации общество заявило вычет по операциям по приобретению товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике", который реализуется в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы", включенной в "Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.01.2017 N 28.

Для реализации данного инвестиционного проекта обществу распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 08.08.2016 N 183-р предоставлен в аренду принадлежащий на праве собственности Карачаево-Черкесской Республики земельный участок площадью 2 628 349 м кв с кадастровым номером 09:01:0061301:20 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в Адыге-Хабльском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики.

Общество (оператор проекта), АО "Корпорации развития Карачаево-Черкесской Республики" (партнер) и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" (инвестор) подписали 11.05.2017 инвестиционное соглашение о существенных условиях участия в инвестиционном проекте "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике". Общая сумма проекта составила 800,212 млн рублей; инвестиционный период - с июня 2017 года по май 2018 года. Доли участия сторон в инвестиционном проекте: партнер - 278,002 млн рублей, инвестор - 280 млн рублей. В качестве дополнительных источников финансирования оператор может привлечь 242,21 млн рублей кредитных средств.

Инвестирование осуществляется путем внесения денежных средств инвестором и партнером в уставный капитал оператора проекта. В 2017 году уставной капитал оператора проекта увеличивается до 435 012 тыс. рублей, при этом партнер вносит 155 002 тыс. рублей, а инвестор - 280 млн рублей. В 2018 году уставной капитал оператора проекта увеличивается до 558 012 тыс. рублей, при этом партнер вносит 123 млн рублей, а инвестор - 0 рублей. В 2018 году доля партнера в уставном капитале оператора проекта увеличится пропорционально сумме денежных средств, внесенных в счет оплаты уставного капитала. Срок выкупа инвестором 100% доли партнера в уставном капитале оператора - не позднее 31.12.2024.

При реализации инвестиционного соглашения АО "Корпорации развития Карачаево-Черкесской Республики" внесло дополнительный взнос в уставной капитал общества 155 002 тыс. рублей, ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" - 159 205 тыс. рублей.

При проверке довода инспекции о том, что увеличение уставного капитала общества фактически не состоялось в связи с несоблюдением сроков внесения участниками своих дополнительных вкладов, установленных протоколом общего собрания участников общества от 24.07.2017 N 1, суды установили, что на общем внеочередном собрании участников общества 24.07.2017 принято решение об увеличении уставного капитала с 10 тыс. рублей до 435 012 тыс. рублей за счет дополнительных вкладов его участников, а именно - ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" обязалось внести 280 млн рублей, АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" - 155 002 тыс. рублей. Указанные суммы дополнительных вкладов должны были быть внесены участниками путем перечисления на расчетный счет общества в срок до 01.12.2017.

На общем внеочередном собрании участников общества 04.12.2017 принято решение о признании несостоявшимся увеличения уставного капитала в связи с несоблюдением сроков внесения дополнительных вкладов его участниками, установленных протоколом от 24.07.2017 N 1 и возврате участникам внесенных ими денежных средств (ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" - 159 205 тыс. рублей, АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" - 155 002 тыс. рублей) в срок до 31.12.2017. К указанному сроку денежные средства участникам не возвращены. Впоследствии (29.03.2018) на общем внеочередном собрании участников принято решение увеличить уставный капитал общества с 10 тыс. рублей до 558 012 тыс. рублей за счет дополнительных вкладов участников в увеличение уставного капитала. При этом денежные средства, внесенные участниками на расчетный счет общества до момента принятия данного решения (ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" в размере 159 205 тыс. рублей и АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в размере 155 002 тыс. рублей), зачтены в счет внесения дополнительных вкладов участников общества (протокол общего собрания участников от 29.03.2017 N 6).

В ЕГРЮЛ 05.04.2018 зарегистрирован факт увеличения уставного капитала общества до 558 012 тыс. рублей. После увеличения уставного капитала общества путем внесения дополнительных взносов в полном объеме доля АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" составила 49,8%, ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" - 50,18%.

Судебные инстанции установили, что часть поступивших от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" на расчетный счет общества денежных средств (дополнительные взносы в уставной капитал общества) использовалась им, в том числе, на закладку фруктового сада интенсивного типа, уход за многолетними насаждениями и иные цели, непосредственно связанные с осуществлением обществом его основной хозяйственной деятельности для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) у контрагентов, по взаимоотношениям с которыми в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года заявлен налоговый вычет в размере 3 951 535 рублей. Документально данный вывод не опровергнут.

Суды установили, что в соответствии с Уставом общества, утвержденным общим внеочередным собранием участников (протокол от 27.07.2017 N 1), на 2017 год размер уставного капитала общества составил 435 012 тыс. рублей. Размер уставного капитала общества увеличен в 3 квартале 2017 года (26.07.2017), что подтверждается информационными ресурсами налогового органа и бухгалтерскими документами по счету 80 "Уставный капитал". Увеличение уставного капитала общества должно было быть осуществлено в соответствии с инвестиционным соглашением от 11.05.2017 о существенных условиях участия АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в инвестиционном проекте "Закладка интенсивного сада в Карачаево-Черкесской Республике" путем внесения инвестором (ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья") и партнером (АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики") денежных средств в уставный капитал. При этом общая доля участия партнера составляет 278 002 тыс. рублей, в том числе на 2017 год - 155 002 тыс. рублей, на 2018 год - 123 млн рублей; общая доля участия инвестора составляет 280 млн рублей, в том числе на 2017 год - 280 млн рублей. В нарушение требований статьи 16 Закона N 14-ФЗ ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" внесло в 2017 году в уставной капитал общества 150 млн рублей (3 квартал 2017 года) и 9 205 тыс. рублей (4 квартал 2017 года). Общая сумма дополнительного взноса составила 159 205 тыс. рублей. В соответствии с решением общего собрания участников ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" должно было внести 280 млн рублей.

Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции, со ссылкой на пункт 3 статьи 16 Закона N 14-ФЗ, исходили из того, что неоплаченная доля участия в рассматриваемом случае должна была перейти к обществу. В нарушение пункта 1 статьи 17 Закона N 14-ФЗ общество зарегистрировало увеличение уставного капитала 26.07.2017 до его полной оплаты. При этом общество, при несостоявшемся увеличении уставного капитала, не возвратило участникам внесенные ими вклады (пункт 3 статьи 19 Закона N 14-ФЗ).

04 декабря 2017 года общество приняло решение об уменьшении уставного капитала до минимального размера - 10 тыс. рублей, при этом денежные средства участникам не возвратило. В результате по итогам 2017 года общество имело 10 тыс. рублей уставного капитала, сумма чистых активов согласно бухгалтерской отчетности за 2017 год составила - 120 111 тыс. рублей. В соответствии с уставом общества, утвержденным протоколом от 24.07.2017 N 1, размер уставного капитал заявлен 435 012 тыс. рублей.

Согласно пункту 6 статьи 4 Устава общества в случае, если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года, по окончании которых стоимость чистых активов общества будет меньше его уставного капитала, общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

С учетом установленных по данному делу обстоятельств, судебные инстанции обоснованно указали на создание обществом условий для ликвидации в соответствии с Уставом общества и частью 4 статьи 30 Закона N 14-ФЗ. Суды учли, что согласно Уставу общества, его уставный капитал составляет 10 тыс. рублей. Уставом предусмотрена необходимость ликвидации организации, если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала. При этом судебные инстанции обоснованно не приняли довод общества о том, что в оспариваемом решении инспекции указаны недостоверные сведения о сроках и размере внесения денежных средств участниками в уставный капитал общества, как не подтвержденный документально.

Суды установили, что АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" как юридическое лицо в форме акционерного общества учреждено 14.11.2016 Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. В целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесской Республики Правительством Карачаево-Черкесской Республики издано постановление от 17.04.2017 N 99 "Об увеличении уставного капитала АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики". На основании договора купли-продажи акций от 22.06.2017 АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" (продавец) передало Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (покупателю) в собственность дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции, стоимостью 513 817 тыс. рублей, а покупатель оплатил эти акции за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики в размере 500 млн. рублей, а также за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики в размере 13 817 тыс. рублей. Целевое назначение указанных средств - участие в уставных капиталах инвестиционных проектов, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.02.2017 N 28 "Об утверждении перечня инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года". Суды установили, что денежные средства, полученные в форме субсидий из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики, использованы Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики при приобретении в собственность акций, учрежденного им АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики".

Целевой характер выделенных АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики путем осуществления взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе, на цели инвестиционного проекта, что соответствует требованиям статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судебные инстанции установили, что АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" увеличило уставный капитал путем выпуска акций на 513 817 тыс. рублей за счет субсидий из федерального бюджета и путем представления бюджетных инвестиций передало Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики акции, оплаченные за счет субсидии из федерального бюджета. АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" перечислила обществу в 3 квартале 2017 года 218 002 тыс. рублей на пополнение уставного капитала, а Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - 6 991 182 рубля (31.07.2017).

Суды исследовали представленную в материалы дела выписку по движению денежных средств на расчетном счете общества и установили, что 31.07.2017 на расчетный счет общества от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 38 поступило 6 991 182 рубля субсидии с целевым назначением "на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями".

Отклоняя довод общества о том, что для целей применения налогового вычета общество не обязано вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников, суды, руководствуясь пунктом 1 статьи 146, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса, обосновано указали, что если денежные средства в виде субсидий получены обществом из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку они не связаны с оплатой налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом необходимо учитывать, что поскольку принятие к вычету (возмещению) НДС, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета, суммы налога, уплаченные за счет средств данного бюджета, вычету не подлежат.

На основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Отклоняя довод общества со ссылкой на неприменение к спорным правоотношениям положения пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, суды отметили, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться частью 4 статьи 170 Кодекса, закрепляющей обязанность налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Учитывая установленные по данному делу фактические обстоятельства, суды, со ссылкой на статью 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", обоснованно указали, что общество, претендуя на налоговый вычет (возмещение) НДС по затратам, возмещаемым ему через АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики", в том числе из федерального бюджета, не представило в материалы дела доказательства включения в субсидию НДС. В случае оплаты затрат на закладку сада за счет бюджетной субсидии из федерального бюджета налоговые вычеты общество заявлять не вправе. При оплате понесенных затрат за счет федерального и республиканского бюджетов общество не определило долю "входного" НДС, раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов и собственных денежных средств не вело в нарушение пункта 4 статьи 170 Кодекса, в связи с чем отсутствуют основания для принятия заявленных обществом налоговых вычетов.

Суды учли непредставление обществом доказательств ведения раздельного учета, позволяющего определить доли финансируемых из федерального и республиканского бюджетов и собственных средств исходя из редакции Кодекса, действующей во 3 квартале 2017 года, и правильно распределили бремя доказывания в этой части, поскольку лицо, претендующее на возмещение из бюджета по затратам, даже частично компенсируемым из федерального бюджета (получение АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" из федерального бюджета 500 млн рублей, из которых внесены в том числе денежные средства в уставный капитал общества), должно представить соответствующие доказательства величины доли этих затрат. Суды, с учетом установленных инспекцией обстоятельств, указали, что общество изначально ведет финансово-хозяйственную деятельность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики. Общество вело как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции, по основаниям, предусмотренным главой 21 Кодекса.

Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для применения обществом налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2017 года, приходящихся на закладку и уход за многолетними насаждениями, является правильным.

Судебные инстанции, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, с учетом установленной совокупности таких обстоятельств, как фактическое создание всеми участниками спорных хозяйственных операций по получению бюджетных средств из федерального бюджета (в лице общества, ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" и АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики"), их перечисление для утраты статуса бюджетных в короткий период, создание АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" накануне спорных хозяйственных операций (ноябрь 2016 года) при одновременном признании общества участником инвестиционной программы, финансируемой из бюджета, увеличение уставного капитала одновременно с получением АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" субсидии, и последующий возврат к исходному размеру уставного капитала в период, по проверке которого у инспекции отсутствовали полномочия, тем самым возврат всех участников цепочки в исходное положение, неведение при этом обществом, получившим бюджетные субсидии, раздельного учета затрат за счет субсидий и других источников; оформление налогового вычета накануне введения законодателем обязанности ведения раздельного учета и восстановления НДС к уплате при получении бюджетных субсидий и инвестиций независимо от уровня бюджета; участие АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья" в уставном капитале общества фактически направлено на передачу обществу бюджетных инвестиций, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения обществом налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2017 года вследствие совершения всеми участниками хозяйственных операций действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из федерального бюджета, из которого обществу фактически по цепочке перечислены бюджетные субсидии на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.

Кассационная инстанция принимает во внимание содержащиеся в материалах дела и решении управления сведения об увеличении уставного капитала АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" (постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2017 N 99, выпуск акций) на 513 817 тыс. рублей за счет субсидии из федерального бюджета (соглашение от 18.02.2017 N 370-08-002); передачу АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" акций Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики путем представления бюджетных инвестиций передает Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и их оплату за счет субсидии из федерального бюджета (500 млн рублей, 97,3% от общей величины субсидии) и бюджета Карачаево-Черкесской Республики (13 817 тыс. рублей, 2,7% от общего размера субсидии); представление обществом инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике", признанное соответствующим критериям, которым должны соответствовать объекты, масштабные инвестиционные проекты, для размещения и реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, на территории Карачаево-Черкесской Республики; представление обществу земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" сроком на 49 лет; приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.02.2017 N 28 включено в подпрограмму "Социально-экономическое развитие КЧР на 2016 - 2025 годы как исполнитель инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике с бюджетным финансированием в 2017 году. Следовательно, понесенные обществом затраты осуществлялись при реализации инвестиционного проекта (инвестиций, субсидий), что установлено судебными инстанциями.

Суды, установив, что субсидия предоставлялась на возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (подпункт "б" пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий на поддержку подотраслей растениеводства за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 38); подпунктом "е" пункта 2.4 этого Порядка запрещена выдача названной субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, получившим средства из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Порядком на цели, указанные в подпункте 2.1, пришли к выводу о том, что доводы общества о получении субсидии, в том числе из республиканского бюджета, противоречат подпунктам 2.1, 2.4 названного Порядка.

Вывод судов о фактическом получении обществом бюджетных средств путем изменения их статуса как бюджетных и намеренной их трансформации в полученные от обычной хозяйственной деятельности, основан на правильном применении норм права к конкретным обстоятельствам спорной хозяйственной операции.

Таким образом, установив фактические обстоятельства по данному делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, судебные инстанции обоснованно исходили из отсутствия оснований для применения обществом налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2017 года, вследствие совершения всеми участниками хозяйственный операций действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из федерального бюджета, из которого обществу по цепочке перечислены бюджетные субсидии на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями; непредставления обществом доказательств приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных, а не бюджетных денежных средств; отсутствия доказательств о ведении обществом раздельного учета налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств и сделали правильный вывод о законности оспариваемых обществом решений налогового органа.

При этом в случае осуществления налогоплательщиком соответствующего раздельного учета, он вправе скорректировать подлежащие возмещению вычеты по НДС путем предоставления соответствующих уточненных деклараций по данному налогу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2020 N 308-ЭС20-6005).

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А25-1782/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

 

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.А.ЧЕРНЫХ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Объект налогообложения
  • 22.03.2021  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик в нарушение ст. 161 НК РФ не исчислил и не уплатил НДС в качестве налогового агента от сделки по покупке муниципального имущества.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части, поскольку доводы налогового органа подтверждены, размер штрафа снижен.

  • 03.03.2021  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате, исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС при приобретении недвижимого муниципального имущества.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа подтверждены.

  • 15.02.2021  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что приобретение налогоплательщиком транспортных средств и сдача их в аренду согласованному лицу для использования в необлагаемой деятельности были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 03.02.2021  

    Общество ссылается на то, что УФК не приостановило расходование денежных средств на расчетном счете налогового органа по уведомлению о поступлении исполнительного документа на возврат НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом были совершены все действия по возмещению обществу НДС из бюджета; спорные суммы налога не возвращены обществу в связи с изъятием соответствующей за

  • 27.01.2021  

    По результатам проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислен НДС. Основанием для доначисления налога послужило неправомерное применение пониженной ставки НДС при реализации рыбопродукции. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как пониженная ставка для спор

  • 07.01.2021  

    Налоговый орган отказал в возврате налога со ссылкой на пропуск срока подачи соответствующего заявления.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, при котором необходимо предложить сторонам представить сведения о расчетах общества с бюджетом по НДС, провести сверку расчетов.


Вся судебная практика по этой теме »