
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2017 г. № А29-2362/2016
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2017 г. № А29-2362/2016
Сам факт самостоятельного исполнения плательщиком страховых взносов решения, вынесенного по результатам проверки, в части уплаты доначисленных сумм страховых взносов, пеней, штрафа не является основанием для их оценки как излишне уплаченных. Следовательно, перечисление обществом денежных средств по решениям Фонда, вынесенным по итогам проверки, которые впоследствии были признаны недействительными, носит характер взыскания. Учитывая изложенное, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование о взыскании процентов.
19.04.2017Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.03.2017 г. № А29-2362/2016
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителей
от заявителя: Калачевой М.П. (доверенность от 29.08.2014 N 531/2014),
от заинтересованного лица: Тороповой Н.Е. (доверенность от 14.12.2016 N 124)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по
Республике Коми
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016,
принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
по делу N А29-2362/2016 Арбитражного суда Республики Коми
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта"
(ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
о взыскании с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
процентов
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 5) (далее - Фонд, Региональное отделение) процентов в сумме 20 111 рублей 02 копеек за несвоевременный возврат излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
Фонд не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Общество в добровольном порядке произвело уплату страховых взносов, пеней и штрафа, начисленных по решениям Фонда, поэтому уплаченная сумма не может расцениваться как излишне взысканная и подлежит возврату без начисления процентов.
Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Общества, по результатам которой принял решения:
- от 30.08.2012 N 55 о привлечении к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- от 30.08.2012 N 82 о привлечении к ответственности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- от 30.08.2012 N 55 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования;
- от 30.08.2012 N 55 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данными решениями не приняты к зачету суммы произведенных Обществом расходов на выплату страхового обеспечения в размере 305 098 рублей 64 копеек; Обществу предложено уплатить 8847 рублей 87 копеек страховых взносов, 4534 рубля пеней и 1769 рублей 57 копеек штрафа за неуплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 835 рублей 79 копеек страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 1319 рублей 39 копеек пеней и 167 рублей 16 копеек штрафа за неуплату данных страховых взносов.
В исполнение названных решений Общество платежными поручениями от 13.09.2012 N 34772, 34773, 34768, 34774, 34769, 34775, 34771 перечислило в Фонд страховые взносы в суммах соответственно 305 098 рублей 64 копеек, 8847 рублей 87 копеек, 835 рублей 79 копеек, пени в суммах 4534 рублей и 1319 рублей 39 копеек, штраф в суммах 1769 рублей 57 копеек и 167 рублей 16 копеек, и обжаловало указанные решения Фонда в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2013 по делу N А29-8930/2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013, указанные решения Фонда признаны недействительными в части отказа в принятии к зачету 229 874 рублей 75 копеек, взыскания страховых взносов в суммах 6665 рублей 99 копеек и 601 рубля 10 копеек, пеней в суммах 3415 рублей 92 копеек и 948 рублей 96 копеек, штрафов в суммах 1333 рублей 19 копеек и 120 рублей 22 копеек.
Названные суммы Фонд возвратил Обществу платежными поручениями от 11.07.2013 N 221, 222, 226, 217, 225, 224, 215 без уплаты процентов.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 20 111 рублей 02 копеек процентов, начисленных с 14.09.2012 по 11.07.2013.
Руководствуясь статьями 22, 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что Фонд не принимал меры принудительного взыскания доначисленных сумм, поэтому уплаченные самостоятельно Обществом денежные средства необходимо рассматривать как излишне уплаченные, которые подлежат возврату плательщику без начисления процентов.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что уплата страховых взносов, пеней и штрафа на основании решений Фонда, которые в дальнейшем признаны судом недействительными, является основанием для признания уплаченных денежных сумм излишне взысканными.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением положений статей 10, 11, 15, 17, 18, 18.1, 18.2, 18.4, 18.5, 19 - 23, частей 3 - 5 статьи 24, статей 25 - 27, 32, частей 1, 2, 4 статьи 33, статей 34 - 43, 45 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно частям 1, 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
При этом сам факт самостоятельного исполнения плательщиком страховых взносов решения, вынесенного по результатам проверки, в части уплаты доначисленных сумм страховых взносов, пеней, штрафа не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Следовательно, перечисление Обществом денежных средств по решениям Фонда, вынесенным по итогам проверки, которые впоследствии были признаны недействительными, носит характер взыскания.
Учитывая изложенное, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование о взыскании процентов.
Расчет суммы процентов судом проверен и признан правильным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, поэтому подлежат отклонению.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу N А29-2362/2016 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА
Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
И.В.ЧИЖОВ
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 12.11.2024 ИП не ведет деятельность: может ли он не платить страховые взносы
- 09.10.2024 СФ сообщил, нужно ли сдать ЕФС‑1 при продлении «детского» отпуска до 3 лет
- 13.10.2023 Минтруд: как получатель единого «детского» пособия может сообщить об изменении реквизитов
- 30.07.2025 Как ИП рассчитать страховые взносы за неполный год: разъяснение налоговой
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 21.10.2021 Стал известен лимит выплат по больничным с детьми, который будет действовать с 1 января 2022 года
- 13.10.2021 Должна ли совершать какие-либо выплаты организация сотруднице, которая из декрета ушла в декрет, не выходя на работу?
- 19.08.2021 Определенные приказы Минфина по начислению пособий с 1 января 2022 года утратят свою силу
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 30.07.2025
Социальный фонд
России выплатил пособие по уходу за ребенком работнице за период после ее увольнения с работы у страхователя, который не уведомил фонд об утрате работницей права на получение пособия. Требование о возврате переплаты страхователь не выполнил.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как, несмотря на то, что страхователь не направил в фонд уведомление, он своевременно представил
- 24.07.2025
Истцом вынесено решение о
привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в виде штрафа.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку не доказан факт совершения ответчиком вменяемого ему правонарушения.
- 10.07.2025
О признании
недействительными договоров, применении последствий их недействительности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт осуществления реальных хозяйственных операций, выполнения предусмотренных договорами ремонтно-реставрационных и производственных работ подтвержден.
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 11.02.2025 Письмо Минфина России от 17.01.2025 г. № 03-04-05/2899
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 19.08.2024 г. № 03-04-09/77990
- 23.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2023 г. № Ф05-25162/2023 по делу № А40-77918/2023
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 08.04.2025 г. № 03-15-06/34681
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 30.05.2025 г. № 03-15-06/53905
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
Комментарии