
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 г. № Ф03-961/2012
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 г. № Ф03-961/2012
Полномочия налоговых органов по взысканию задолженности во внесудебном порядке ограничены сроками, установленными в ст. 46, 47 НК РФ. Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам.
26.04.2012Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.03.2012 г. № Ф03-961/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: ОАО "Камчатжилстрой" - представитель не явился
от ответчика: ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому - Корчуганова Е.Н., представитель по доверенности от 30.12.2011 N 04-33/00004
от третьих лиц: Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Открытого акционерного общества "Камчатжилстрой"
на решение от 25.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011
по делу N А24-2865/2011
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: Е.В.Вертопрахова, в апелляционном суде судьи: Е.Л.Сидорович, О.Ю.Еремеева, Г.М.Грачев
По заявлению Открытого акционерного общества "Камчатжилстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
3-е лицо - Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю
о признании незаконными действий налогового органа
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатжилстрой" (место нахождения - 683006, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский г, Победы пр-кт, 32; ОГРН 1024101016280; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (место нахождения - 683024, Камчатская обл, Петропавловск-Камчатский г, Рыбаков пр-кт, 13, б; ОГРН 1044100663507; далее - ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому; налоговый орган; инспекция) выразившихся в направлении в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю недостоверной информации, содержащейся в уточнении от 06.04.2011 N 10 - 48/06814 к постановлению от 25.03.2004 N 13-14/5806 и уточнении от 06.04.2011 N 10-48/06815 к постановлению от 17.04.2001 N 16-13/5963.
Решением суда от 25.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие фактической задолженности по налогам и платежам перечисленным в уточнениях от 06.04.2011 NN 10-48/06814, 10-48/06815.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО "Камчатжилстрой" выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном "статьями 273", "284", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налоговым органом в службу судебных приставов-исполнителей были направлены исполнительные документы - постановление от 17.04.2001 N 16-13/5963 о взыскании с налогоплательщика ОАО "Камчатжилстрой" задолженности в общей сумме 36 288 175,73 рублей и постановление от 25.03.2004 N 13-14/5806 о взыскании налога (сбора), пени, штрафа за счет имущества должника на общую сумму 25 678 959,15 рублей.
Затем, 08.04.2011 в службу судебных приставов-исполнителей налоговая инспекция направила уточнения от 06.04.2011 NN 10-48/06815, 10-48/06814 к постановлениям N 16-13/5963 и N 13-14/5806 соответственно. Из содержания направленных уточнений следует, что в постановления N 16-13/5963 и N 13-14/5806 не включены суммы по требованиям N 7316 от 20.08.2004 и N 8212 от 20.08.2004.
Согласно направленным уточнениям, взысканию подлежит 10 345 181,22 рублей.
Налогоплательщик, полагая действия налоговой инспекции направленными на необоснованное увеличение задолженности, а информацию, содержащуюся в уточнениях недостоверной, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела исходил из того, что суммы задолженности, указанные в уточнениях, соответствуют размеру фактической задолженности налогоплательщика перед бюджетом и внебюджетными фондами, в связи с чем не усмотрел в действиях налогового органа нарушений прав налогоплательщика.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции и оставил апелляционную жалобу без удовлетворения.
Между тем судебными инстанциями при рассмотрении возникшего спора не были учтены положения "части 4 статьи 200" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о судебном разбирательстве по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
В соответствии с вышеназванной "нормой" права при оценке действий налогового органа на предмет их законности следует исходить из положений Налогового "кодекса" Российской Федерации, предусматривающих четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими своих функций.
В силу "пункта 7 статьи 46" Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со "статьей 47" настоящего Кодекса.
Согласно "пункту 1 статьи 47" Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным "законом" "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой "статьей".
Указанные положения применяются также при взыскании пеней ("пункт 6 статьи 75" Кодекса).
Вместе с тем полномочия налоговых органов по взысканию задолженности во внесудебном порядке ограничены сроками, установленными в "статьях 46", "47" Налогового кодекса Российской Федерации. Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам.
Помимо срока, "статья 47" Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет требования, предъявляемые к содержанию постановления, порядку его исполнения, и не содержит положений о возможности внесения уточнений в ранее вынесенное постановление. В рассматриваемом случае налоговым органом уточнения были внесены почти десять лет спустя.
Таким образом, выводы судебных инстанций о законности действий налогового органа основаны на неправильном применении арбитражными судами норм права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а действия инспекции как не соответствующие требованиям Налогового "кодекса" Российской Федерации - признанию незаконными.
В связи с удовлетворением заявления и на основании положений "статьи 110" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Инспекции в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы в сумме 4 000 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 2 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 07.02.2012 N 263 Однако согласно "пункту 12 статьи 333.21" НК РФ размер государственной пошлины по кассационной жалобе в случае оспаривания ненормативного акта налогового органа составляет для него 1 000 руб. Следовательно, Обществу следует возвратить 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь "статьями 104", "110", "274", "284" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 по делу N А24-2865/2011 Арбитражного суда Камчатского края отменить.
Требования Открытого акционерного общества "Камчатжилстрой" о признании незаконными действий ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому по направлению уточнений от 06.04.2011 NN 10-48/06814, 10-48/06815 к постановлениям от 17.04.2001 N 16-13/5963 от 25.03.2004 N 13-14/5806 - удовлетворить.
Взыскать с ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому в пользу ОАО "Камчатжилстрой" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 4000 рублей за рассмотрение дела в арбитражном суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Возвратить ОАО "Камчатжилстрой", государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 263 от 07.02.2012 за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Н.Трофимова
Судьи
Т.Г.Брагина
И.А.Мильчина
- 18.09.2013 Как взыскать недоимку по налогу, которая числится более трех месяцев?
- 09.11.2012 Процедура взыскания налогов содержит временные ограничения
- 23.08.2012 Начислять пени и налоги инспекция вправе только «в рамках» проверяемого периода
- 13.09.2013 Три месяца с момента выявления недоимки есть у налоговиков для направления требования об уплате налога
- 05.09.2013 В каких случаях можно признать недействительным требование об уплате налога?
- 08.08.2013 Подтверждение судебного решения выставлением требования об уплате налога НК РФ не предусмотрено
- 02.12.2010 Долгам дали отсрочку
- 08.06.2010 Должник навеки
- 29.08.2007 Искусственное восстановление сроков взыскания безнадежной недоимки
- 18.07.2013 На основании одного требования об уплате налогов инспекция вправе вынести новое решение о принудительном взыскании, если предыдущее аналогичное решение было принято в период действия обеспечительных мер
- 29.08.2007 Направление Требования об уплате налога
- 29.08.2007 Порядок направления Требования об уплате налогов
- 19.01.2025
Налоговый орган
сообщил обществу о наличии у него недоимки по НДС и пеням. Общество указало, что налоговый орган в установленные НК РФ сроки не принял меры по взысканию задолженности, требование об уплате основного долга выставил по прошествии более трех лет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку учтено неоднократное представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по НДС,
- 13.10.2024
Налогоплательщик полагал,
что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорных сумм в связи с истечением установленных законодательством сроков взыскания.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку меры по взысканию спорной задолженности приняты своевременно, основания для признания налоговой недоимки безнадежной к взысканию отсутствуют.
- 06.10.2024
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по внесению обязательных платежей (по уплате НДС, пеней и штрафа).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган пропустил двухлетний срок на судебное взыскание долга и шестимесячный срок на принудительное исполнение ранее принятых налоговым органом решений.
- 04.05.2025
По мнению
учреждения, налоговый орган после включения задолженности в его ликвидационный баланс не принял мер по ее взысканию, возможность ее взыскания в принудительном порядке утрачена.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как не установлено правовых оснований для списания задолженности, учреждение не ликвидировано, отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утратил воз
- 02.03.2025
Требование мотивировано
ответчиком тем, что общество в установленный срок не представило документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности. Полный комплект документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, страховой тариф, представленный позже, ответчиком не рассмотрен.Итог: требование удовлетворено, поскольку доначисление обществу страховых взносов в повышенном размере
- 22.01.2025
Обществу предложено
уплатить недоимку по НДС, пени по НДФЛ, страховые взносы.Встречное требование: О взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Итог: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку заключенный обществом договор на управление не содержит признаков трудового договора, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для пе
- 29.08.2011 Письмо Минфина России от 19.08.2011 г. № 03-03-06/2/131
- 30.10.2010 Письмо Минфина РФ от 22 октября 2010 г. N 03-02-07/1-482
- 15.06.2010 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-149
- 06.02.2025 Письмо Минфина России от 22.11.2024 г. № 03-02-08/116480
- 11.11.2024 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 03-02-08/71748
- 18.05.2007 Письмо Минфина РФ от 18 мая 2007 г. N 03-05-07-02/49
Комментарии