Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Можно ли возвратить авансовые платежи по ст. 78 НК РФ ?

Можно ли возвратить авансовые платежи по ст. 78 НК РФ ?

При применении статьи 78 НК РФ возникает вопрос, о распространении данных норм на авансовые платежи. Налоговые органы полагают, что статья 78 НК РФ не применяется при зачете авансовых платежей. Такую спорную ситуацию рассмотрели ...

29.08.2007

При применении статьи 78 НК РФ возникает вопрос, о распространении данных норм на авансовые платежи. Налоговые органы полагают, что статья 78 НК РФ не применяется при зачете авансовых платежей. Такую спорную ситуацию рассмотрели в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2004 года № Ф04/1317-177/А27-2004:

"Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) в проведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 65324691 руб. и обязании налогового органа зачесть указанную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Решением суда первой инстанции от 09.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2003, требования налогоплательщика удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Кузбассэнерго".

По мнению налогового органа, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные авансовые платежи по налогу на прибыль могут быть зачислены только в счет уплаты налога на прибыль, но не в счет уплаты других налогов.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнерго", считая доводы налогового органа необоснованными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "Кузбассэнерго" - доводы отзыва.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных по итогам I полугодия 2003 года авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 65334745 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость и получило отказ, изложенный в письме налогового органа от 20.08.2003 N 16-12-343068.

Принимая решение об удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила зачета излишне уплаченного налога распространяются на излишне уплаченные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль.

Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на нарушение налогоплательщиком правил зачета, предусмотренных указанной нормой налогового законодательства, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов."

Выводы:

Таким образом, нормы статьи 78 НК РФ применяются к авансовым платежам в силу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ).

Необходимо отметить, что на основании подпункта "а" пункта 1.4 Приказа МНС РФ от 19.11.03 № БГ-3-29/635@ под излишне уплаченной суммой налога (сбора) понимается отрицательная разница между начисленной суммой налога (сбора) по декларации, увеличенной (уменьшенной) по результатам налоговой проверки, и фактически уплаченными суммами (за исключением сумм, уплаченных в виде аванса) за минусом излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора), факт уплаты которых ранее обнаружен налоговым органом или налогоплательщиком и по которым проводится работа по зачету и (или) возврату.То есть МНС РФ считает, что авансовые платежи не подлежат возврату.

В соответствии с пунктом 1 раздела 10 Приказа МНС РФ от 05.08.02 № БГ-3-10/411 сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой. Не считаются переплатой суммы, внесенные налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами в счет платежей, уплата которых производится авансовыми перечислениями или в виде платы за патент до представления налоговой декларации (расчета) по данному виду налога (сбора), а также предварительная оплата, которая осуществляется до представления налоговой декларации (расчета) за истекший отчетный (налоговый) период.

Действительно нормы статьи 78 НК РФ не содержат прямого указания об применении ее к возврату авансовых платежей. Тем не менее, это не означает, на наш взгляд, неприменения данной нормы к авансовым платежам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1 статьи 78 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются из собственных средств налогоплательщика, что делает их схожими с налогом.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. указывалось, что "налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства". Логично предположить, что, используя в Главы 8 НК выражения "перечисление налога", "уплата налога", законодатель понимает под налогом не процедуру (порядок действий), не действие (платеж), а определенную сумму, т.е. налог как материальный объект налогового правоотношения.

Пункт 1 статьи 58 НК устанавливает, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке. Уплата налога авансовыми платежами - это "иной порядок" уплаты налога, в соответствии с которым он платится по частям.

Налоговое законодательство строится на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), поэтому при отсутствии специальных норм в отношении авансовых платежей, нет оснований не использовать статью 78 НК РФ.

Таким образом, налог и авансовый платеж по налогу - это платежи одной юридической природы, опосредующие действия, направленные на исполнение одной налоговой обязанности конкретного субъекта. Следовательно, по общему правилу, все положения НК, касающиеся возврата и (или) зачета налогов, должны распространяться и на возврат и (или) зачет части этого налога, т.е. авансового платежа. 

Данное утверждение подтверждает арбитражная практика:

В Постановлении ФАС Московского округа от 10 декабря 2001 г. № КА-А40/7116-01 отмечается, что то обстоятельство, что налог был уплачен авансом, не меняет его характера в качестве именно налогового платежа, поэтому при условии его излишней уплаты в бюджет он подлежит возврату на основании статьи 78 НК РФ.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 16 мая 2002 года № А 49-8160/01-3а/17 отмечается: "Довод кассационных жалоб о том, что в данном случае статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению, не может служить основанием для отмены судебного акта, так как, во-первых, уплата оспоренных сумм произведена истцом в рамках налогового законодательства, во-вторых, погашение начисленной суммы произведена налоговым органом зачетом излишне уплаченных истцом сумм налога на прибыль"

Аналогичная позиция высказана также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2003 г. № А10-2003/03-Ф02-3284/03-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 26 августа 2002 года № Ф04/3034-622/А46-2002, ФАС Северо-Западного округа от 22 декабря 2003 года № А42-3438/03-20.

Из вышеизложенного также следует, что за несвоевременный возврат авансовых платежей начисляются проценты на основании статьи 78 НК РФ.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Возврат (зачет) налогов
Все новости по этой теме »

Порядок возврата и проведения зачета налогов
Все новости по этой теме »

Права налогоплательщиков
Все новости по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
Все новости по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
Все статьи по этой теме »

Порядок возврата и проведения зачета налогов
Все статьи по этой теме »

Права налогоплательщиков
Все статьи по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
Все статьи по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
  • 09.11.2016  

    Принимая во внимание ст. 78 НК РФ, предусматривающую погашение задолженности по уплате налога посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налоговому агенту излишне уплаченных сумм, суды сделали правильный вывод о том, что имеющаяся у общества переплата пени по НДФЛ, не зачтенная и не возвращенная на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки, должна быть учтена при исчислении суммы неперечисле

  • 09.11.2016  

    Возникшая в результате представления налоговой декларации переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы налога не может считаться подтвержденной без проведения в течение трех месяцев камеральной налоговой проверки.

  • 24.10.2016   Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода),

Вся судебная практика по этой теме »

Порядок возврата и проведения зачета налогов
  • 26.09.2013  

    В соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ налоговый орган на следующий день после дня принятия им решения о возврате налога направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате налога. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законо

  • 09.09.2013  

    Ссылаясь на последствия признания недействительной сделки в виде применения двухсторонней реституции, суды не учли, что перерасчет налоговых обязательств по недействительности сделки должен проводиться только после осуществления двухсторонней реституции; доказательства проведения двухсторонней реституции в материалах дела отсутствуют; Предпринимателем об этом также не заявлялось (в возражениях на отзыв инспекции предприниматель указал только на во

  • 02.09.2013  

    В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику. Пунктом 7 названной статьи определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.


Вся судебная практика по этой теме »

Права налогоплательщиков
  • 12.10.2014  

    Порядок ведения лицевого счета и заполнения карточки расчетов с бюджетом не урегулирован НК РФ. Сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам), пени, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, формируется и ведется на основании данных, которые был

  • 27.05.2014  

    Письмом от 03.06.2013 г. № 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос

  • 17.04.2014  

    Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной


Вся судебная практика по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
  • 01.08.2014  

    2008 год (период возникновения переплаты) не являлся проверяемым периодом выездной налоговой проверки. Срок возникновения переплаты не установлен.

  • 05.09.2013  

    Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

  • 21.01.2013   Вывод суда кассационной инстанции о том, что оснований для взыскания с инспекции процентов за несвоевременный возврат налога не имеется, поскольку общество не обращалось в инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога, противоречит нормам НК РФ, предоставляющим налогоплательщику право на обращение с заявлением о возврате излишне взысканного налога непосредственно в суд.

Вся судебная практика по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
Все законодательство по этой теме »

Порядок возврата и проведения зачета налогов
Все законодательство по этой теме »

Права налогоплательщиков
Все законодательство по этой теме »

Право на своевременный возврат и зачет налогов
Все законодательство по этой теме »