
Аналитика / Налогообложение / Пенсионная система: от бухучета к экономике
Пенсионная система: от бухучета к экономике
Наиболее острым элементом экономической политики сегодня являются проблемы пенсионной системы. Это не только вопрос одного из сегментов социальной сферы или подотрасли финансовой системы. Проблема значительно шире — это основной контракт между гражданами и властью. Долговременный, практически всеобщий, политически чувствительный
26.11.2012«РБК Daily»В силу эмоциональности дискуссии любые теоретические предложения по пенсионной реформе политически окрашиваются. Поэтому самый рациональный путь — пошаговость обсуждения, практической реализации принимаемых обществом изменений и, по мере накопления положительного опыта, дальнейшее продвижение вперед. При этом самый нерациональный подход, граничащий с безответственностью, — отступление от уже достигнутого.
Если сделать поправку на кризисные 2008—2010 годы, то за десять лет пенсионная система доказала свою жизнеспособность. Сегодня пенсии достигли 36% от средней зарплаты по стране и одновременно отчетливо высветили очевидные проблемы, решение которых было отложено по политическим мотивам, но практически реализуемо в современных условиях.
Проблема дефицита Пенсионного фонда имеет чисто арифметический характер. Финансовым посредником во взаимоотношениях государства, с одной стороны, и бизнеса и отдельных граждан, с другой, выступают не отдельные бюджеты (федеральный, местный, пенсионный и т.п.), а налоги, которые формируют консолидированный бюджет общества, структуру потоков в котором определяют органы власти. Дефицит Пенсионного фонда при профиците федерального бюджета — чисто бухгалтерская проблема. Снизьте налог на прибыль и НДС с параллельным повышением ставки страхового взноса, и вы получите два бездефицитных бюджета, не изменив финансового положения предприятий и даже не затронув население.
Тот же характер, пусть и чуть более сложный, носит проблема соотношения страховой и накопительной частей пенсии. Темп роста страхового компонента определяется коэффициентом ее индексации в бюджетном процессе. Она увеличивается пропорционально темпу инфляции, а не произведенного продукта. Доходность накопительной части в основном определяется процентной ставкой по выпускам облигаций федерального займа, приобретаемых государственной управляющей компанией. Участниками, определяющими эту ставку, являются Минфин и ВЭБ (на прошлый июль объем средств под управлением этого банка составил почти 1,5 трлн руб.). Для сравнения: в Негосударственном пенсионном фонде (НПФ) сосредоточено в три раза меньше. Оба участника — государственные структуры. И ничто не мешает им договориться по такому уровню ставки на вложения одной госструктуры в обязательства другой, чтобы инвестор не нес потерь. В нашей ситуации это ВЭБ, за которым стоят будущие пенсионеры. Индексация страховой части пенсии — опосредованное сокращение других статей бюджета. С таким же успехом часть бюджета может направляться на поддержание накопительной составляющей, пока не справились с инфляцией. Безусловно, это искусственная конструкция, на которую не следует опираться в долгосрочной стратегии, но разве ВЭБ, ОФЗ и Фонд национального благосостояния не такие же искусственные конструкции?
Самое напрашивающееся решение по проблеме накопительной части государственной пенсии — сделать ее добровольной. Теоретически это правильно. Но метод «шокового перехода» в существующих обстоятельствах приведет к двум результатам. Первый: для большинства накопительная составляющая исчезнет. Согласно опросам ФОМ, более 60% населения с низкими доходами не готовы осуществлять добровольные накопления. Второй результат: усиление расслоения пенсионеров по доходам. Процесс воспитания массового собственника и по этому направлению будет свернут.
Безусловно, действия государства должны стимулировать действия граждан по самостоятельному выбору финансовой модели своего жизнеобеспечения, включая пенсионное. Но модель перехода от обязательной к добровольной системе требует воспитательного (не через пропаганду, а через прививаемый положительный практический опыт) периода. И главное, чтобы населению от государства передавалась уверенность, а не колебания правительства. Четвертый раз за десять лет изменение пенсионной системы — это не тот путь, который сформирует у населения привычку к накоплению и тем более обеспечит доверие властям.
Кроме того, стоит уточнить самый важный момент: рост социальных обязательств всех общественных групп определяется не формулой перераспределения имеющихся налогов, а динамикой развития производственного (в смысле налогоплатящего) сектора. Пенсионную систему в целом и ее накопительный элемент следует рассматривать именно под этим углом. При замедляющихся темпах экономического роста можно только перераспределять уменьшающийся экономический пирог между социальными группами и поколениями. Ликвидация или частичное сокращение накопительного компонента не решает проблемы дефицита Пенсионного фонда: экспроприация пенсионных накоплений будет «проедена» меньше чем за два года.
Решающим для позитивного решения пенсионных проблем должны быть внутриэкономические изменения. Необходимо подавить инфляцию, ввести в оценочные показатели эффективности финансовых властей данные о состоянии фондового рынка. Прекратить вливание бюджетных средств в неэффективную часть экономики. Демонополизировать наиболее затратные отрасли, дав стимулы к общему сокращению издержек.
Кроме того, стоит повысить отдачу активов, в которые могут инвестироваться пенсионные накопления. Не следует сбрасывать со счетов активную роль пенсионных накоплений в формировании инвестиционно привлекательной среды: капитал не приходит в страну, где нет своего крупного инвестора, которым являются в первую очередь пенсионные фонды.
У пенсионной системы только одна задача — стабильный рост доходов пенсионеров. А желающие получить средства на инфраструктурные, как и любые другие, проекты должны доказывать свою инвестиционную привлекательность для пенсионных фондов. Нельзя превращать пенсионные резервы в еще один «правительственный кошелек». За пенсионными деньгами стоит неотвратимая ответственность перед самой экономически уязвимой социальной группой.
Темы: Страховые взносы  Экономика  Бухгалтерский учет и аудит  
- 24.08.2023 Средняя выплата по ОСАГО в июле выросла до 93 тысяч рублей
- 27.07.2018 Госдума зафиксировала на 10 лет льготы резидентам ТОСЭР
- 01.09.2017 Отрицательные значения в Расчете по страховым взносам на 1 января 2017 года не предусмотрены
- 14.01.2025 Информация, которая не относится к рекламе на маркетплейсах: ФАС предлагает исключения
- 03.11.2022 Для трансграничных расчетов российский SWIFT состыкуют с его аналогами
- 09.12.2019 Круглый стол «Криптоэкономика в России и в мире: последние тренды развития и регулирования»
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 31.08.2018 Сдается ли отчет СЗВ-М по договорам ГПХ?
- 18.09.2017 Образцы заполнения платежных поручений для ИП на уплату взносов «за себя»
- 08.05.2021 Прежде чем продавать свои услуги в Instagram убедись, что делаешь это законно
- 04.04.2017 Что говорят эксперты по последней новости о «Золотых парашютах»?
- 05.09.2013 Подоходный налог рассчитают сразу на всю семью
- 02.11.2023 Ведение налогового учета на забалансовом счете не предусмотрено
- 19.07.2023 Районный коэффициент по регионам России в 2023 году
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 01.06.2025
В ходе
проверки Фонд установил факт необоснованного предъявления обществом к возмещению расходов на выплату работнику пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года и принял решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и об отказе в выделении средств на возмещение расходов, понесенных страхователем на его выплату.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку необх
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 11.03.2025
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, налог по УСН, страховые взносы, пени, указав на создание обществом схемы по оказанию управленческих услуг предпринимателем, уплачивающим с полученных доходов налог по УСН, при фактически сложившихся между ними трудовых правоотношениях.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку между взаимозависимыми лицами имели место трудовые правоотношения, учтено, что при перер
- 07.11.2022
Клиент указывает
на то, что действия банка по блокировке работы в системе бизнес-онлайн являются необоснованными, нарушающими его права в сфере экономической деятельности и серьезно подрывающими его деловую репутацию.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку договор банковского счета расторгнут по заявлению клиента, что свидетельствует об отсутствии нарушения права клиента, связанного со снят
- 26.10.2022
Антимонопольный орган
признал обоснованной жалобу общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по модернизации системы электронного документооборота аппарата правительства субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку требование заказчика о представлении контрактов за период ранее пяти календарных лет с даты объявления конкурса не отвечает целям в
- 02.10.2017
Выявив тот
факт, что уполномоченный орган предоставил обществу без документального подтверждения расходов на приобретение оборудования для создания производства субсидию из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, управление выдало уполномоченному органу предписание предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Требование удовлетворено. Факт поставки обществу оборудования доказан документально.
- 24.10.2023
Заказчик указал,
что в результате ненадлежащего выполнения исполнителем обязательств ему причинен ущерб в виде доплаты НДС. Исполнитель ссылался на неоплату заказчиком выполненных работ.О взыскании задолженности по договору об оказании бухгалтерских, аудиторских услуг.
Итог: в удовлетворении основного требования отказано, встречное требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие условий для вз
- 03.05.2023
О взыскании
с должника стоимости оказанных ему привлеченным лицом аудиторских услуг (услуг по проведению анализа финансового состояния должника за трехлетний период, предшествовавший возбуждению дела о банкротстве, и услуг по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства).Итог: обособленный спор направлен на новое рассмотрение, поскольку вывод апелляционного суда о том, что расходы на опла
- 27.02.2023
О признании
договоров на оказание услуг по анализу финансового состояния и управлению финансовой деятельности предприятия, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, заключенных должником, недействительными.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
- 09.06.2025 Письмо ФНС России от 28.05.2025 г. № БС-16-11/153@
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-03-06/1/27456
- 16.08.2022 Письмо Минфина России от 25.07.2022 г. № 03-03-06/3/71408
- 18.09.2013 Проект Указания ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов»
- 29.08.2013 О внесении изменений в часть 2 статьи 6 и часть 1 статьи 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
- 02.12.2024 Письмо Минфина России от 09.07.2024 г. № 30-01-11/63923
- 28.11.2024 Письмо Минфина России от 23.04.2024 г. № 03-02-08/37861
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 07-01-09/71935
Комментарии