Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Пенсионная система: от бухучета к экономике

Пенсионная система: от бухучета к экономике

Наиболее острым элементом экономической политики сегодня являются проблемы пенсионной системы. Это не только вопрос одного из сегментов социальной сферы или подотрасли финансовой системы. Проблема значительно шире — это основной контракт между гражданами и властью. Долговременный, практически всеобщий, политически чувствительный

26.11.2012
«РБК Daily»
Автор: Валерий Зубов, Депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия»

В силу эмоциональности дискуссии любые теоретические предложения по пенсионной реформе политически окрашиваются. Поэтому самый рациональный путь — пошаговость обсуждения, практической реализации принимаемых обществом изменений и, по мере накопления положительного опыта, дальнейшее продвижение вперед. При этом самый нерациональный подход, граничащий с безответственностью, — отступление от уже достигнутого.

Если сделать поправку на кризисные 2008—2010 годы, то за десять лет пенсионная система доказала свою жизнеспособность. Сегодня пенсии достигли 36% от средней зарплаты по стране и одновременно отчетливо высветили очевидные проблемы, решение которых было отложено по политическим мотивам, но практически реализуемо в современных условиях.

Проблема дефицита Пенсионного фонда имеет чисто арифметический характер. Финансовым посредником во взаимоотношениях государства, с одной стороны, и бизнеса и отдельных граждан, с другой, выступают не отдельные бюджеты (федеральный, местный, пенсионный и т.п.), а налоги, которые формируют консолидированный бюджет общества, структуру потоков в котором определяют органы власти. Дефицит Пенсионного фонда при профиците федерального бюджета — чисто бухгалтерская проблема. Снизьте налог на прибыль и НДС с параллельным повышением ставки страхового взноса, и вы получите два бездефицитных бюджета, не изменив финансового положения предприятий и даже не затронув население.

Тот же характер, пусть и чуть более сложный, носит проблема соотношения страховой и накопительной частей пенсии. Темп роста страхового компонента определяется коэффициентом ее индексации в бюджетном процессе. Она увеличивается пропорционально темпу инфляции, а не произведенного продукта. Доходность накопительной части в основном определяется процентной ставкой по выпускам облигаций федерального займа, приобретаемых государственной управляющей компанией. Участниками, определяющими эту ставку, являются Минфин и ВЭБ (на прошлый июль объем средств под управлением этого банка составил почти 1,5 трлн руб.). Для сравнения: в Негосударственном пенсионном фонде (НПФ) сосредоточено в три раза меньше. Оба участника — государственные структуры. И ничто не мешает им договориться по такому уровню ставки на вложения одной госструктуры в обязательства другой, чтобы инвестор не нес потерь. В нашей ситуации это ВЭБ, за которым стоят будущие пенсионеры. Индексация страховой части пенсии — опосредованное сокращение других статей бюджета. С таким же успехом часть бюджета может направляться на поддержание накопительной составляющей, пока не справились с инфляцией. Безусловно, это искусственная конструкция, на которую не следует опираться в долгосрочной стратегии, но разве ВЭБ, ОФЗ и Фонд национального благосостояния не такие же искусственные конструкции?

Самое напрашивающееся решение по проблеме накопительной части государственной пенсии — сделать ее добровольной. Теоретически это правильно. Но метод «шокового перехода» в существующих обстоятельствах приведет к двум результатам. Первый: для большинства накопительная составляющая исчезнет. Согласно опросам ФОМ, более 60% населения с низкими доходами не готовы осуществлять добровольные накопления. Второй результат: усиление расслоения пенсионеров по доходам. Процесс воспитания массового собственника и по этому направлению будет свернут.

Безусловно, действия государства должны стимулировать действия граждан по самостоятельному выбору финансовой модели своего жизнеобеспечения, включая пенсионное. Но модель перехода от обязательной к добровольной системе требует воспитательного (не через пропаганду, а через прививаемый положительный практический опыт) периода. И главное, чтобы населению от государства передавалась уверенность, а не колебания правительства. Четвертый раз за десять лет изменение пенсионной системы — это не тот путь, который сформирует у населения привычку к накоплению и тем более обеспечит доверие властям.

Кроме того, стоит уточнить самый важный момент: рост социальных обязательств всех общественных групп определяется не формулой перераспределения имеющихся налогов, а динамикой развития производственного (в смысле налогоплатящего) сектора. Пенсионную систему в целом и ее накопительный элемент следует рассматривать именно под этим углом. При замедляющихся темпах экономического роста можно только перераспределять уменьшающийся экономический пирог между социальными группами и поколениями. Ликвидация или частичное сокращение накопительного компонента не решает проблемы дефицита Пенсионного фонда: экспроприация пенсионных накоплений будет «проедена» меньше чем за два года.

Решающим для позитивного решения пенсионных проблем должны быть внутриэкономические изменения. Необходимо подавить инфляцию, ввести в оценочные показатели эффективности финансовых властей данные о состоянии фондового рынка. Прекратить вливание бюджетных средств в неэффективную часть экономики. Демонополизировать наиболее затратные отрасли, дав стимулы к общему сокращению издержек.

Кроме того, стоит повысить отдачу активов, в которые могут инвестироваться пенсионные накопления. Не следует сбрасывать со счетов активную роль пенсионных накоплений в формировании инвестиционно привлекательной среды: капитал не приходит в страну, где нет своего крупного инвестора, которым являются в первую очередь пенсионные фонды.

У пенсионной системы только одна задача — стабильный рост доходов пенсионеров. А желающие получить средства на инфраструктурные, как и любые другие, проекты должны доказывать свою инвестиционную привлекательность для пенсионных фондов. Нельзя превращать пенсионные резервы в еще один «правительственный кошелек». За пенсионными деньгами стоит неотвратимая ответственность перед самой экономически уязвимой социальной группой. 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Экономика
Все новости по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
Все новости по этой теме »

Страховые взносы
  • 23.01.2023  

    Региональное отделение Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт

  • 16.01.2023  

    Установлена переплата по страховым взносам, заявитель полагает, что спорные средства являются неосновательным обогащением на стороне налогового органа.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что нормы ГК РФ о неосновательном обогащении не применимы к спорным правоотношениям, которые относятся к финансовым и административным, надлежащим образом не исследовался вопрос о наличии переплаты и оснований для

  • 09.01.2023  

    Налоговый орган указывал на неисполнение предпринимателем в добровольном порядке требования о погашении задолженности по обязательным платежам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом пропущен срок взыскания задолженности в судебном порядке, а также не представлены доказательства принятия мер принудительного взыскания (за счет денежных средств предпринимателя) и наличия объ


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 07.11.2022  

    Клиент указывает на то, что действия банка по блокировке работы в системе бизнес-онлайн являются необоснованными, нарушающими его права в сфере экономической деятельности и серьезно подрывающими его деловую репутацию.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку договор банковского счета расторгнут по заявлению клиента, что свидетельствует об отсутствии нарушения права клиента, связанного со снят

  • 26.10.2022  

    Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по модернизации системы электронного документооборота аппарата правительства субъекта РФ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку требование заказчика о представлении контрактов за период ранее пяти календарных лет с даты объявления конкурса не отвечает целям в

  • 02.10.2017  

    Выявив тот факт, что уполномоченный орган предоставил обществу без документального подтверждения расходов на приобретение оборудования для создания производства субсидию из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, управление выдало уполномоченному органу предписание предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Требование удовлетворено. Факт поставки обществу оборудования доказан документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 16.01.2023  

    Заказчик по договору на ведение бухгалтерского и налогового учета указал, что исполнитель несвоевременно сдавал отчетность, в результате чего заказчик привлечен к налоговой ответственности, уплатил страховые взносы по повышенному тарифу.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку при своевременном подтверждении кода деятельности заказчик уплатил бы меньшую сумму, чем с него взыскана уполномоченными органам

  • 12.10.2022  

    Контролирующие должника лица исказили его бухгалтерскую отчетность, вследствие чего пополнение его конкурсной массы стало затруднительным, а также вывели из его собственности активы и совершили от его имени сделки, повлекшие существенное ухудшение финансового положения должника и его банкротство.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку неправомерные действия контролирующих должника лиц привели к возникн

  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над


Вся судебная практика по этой теме »