Аналитика / Налогообложение / Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки
Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки
В Налоговом кодексе предусмотрен целый ряд прав, которые предоставлены налогоплательщику при проведении выездных и камеральных проверок, а также при принятии решений по их результатам. Информация об этих правах приведена в таблице
17.08.2011РНКЕсли права налогоплательщика нарушены. В этом случае на действия или бездействие должностных лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции или в вышестоящий налоговый орган, а также обратиться в арбитражный суд (ст. 137 и 138 НК РФ).
Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции, вынесенное по итогам проверки. Но в судебном порядке это возможно только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд может отменить решение налоговиков, если в ходе проведения проверки и при рассмотрении ее результатов инспекция допустила существенные процедурные нарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Причем к существенным НК РФ относит лишь нарушение права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и необеспечение ему права на дачу объяснений.
Из-за нарушения каких прав арбитражные суды отменяют решения налоговиков. Назовем наиболее распространенные нарушения, явившиеся основанием для отмены:
- акт проверки был направлен налогоплательщику по почте, но он его не получил и при этом не уклонялся от получения акта лично — нарушено право на получение акта и право на подачу возражений (постановления ФАС Уральского от 24.01.11 № Ф09-10932/10-С2 и Московского от 23.11.10 № КА‑А40/14436-10 округов);
- решение по результатам проверки было принято до того, как истек срок, отведенный для представления возражений по акту проверки, — нарушено право на подачу возражений (постановления ФАС Московского от 29.12.10 № КА-А40/16633-10 и Восточно-Сибирского от 27.09.10 № А78-7297/2009 округов);
- при рассмотрении материалов проверки не были учтены возражения налогоплательщика на акт проверки — нарушено право на подачу возражений (постановление ФАС Московского округа от 12.05.10 № КА-А40/4344-10);
- по итогам камеральной проверки инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не истребовала пояснений, однако в акте проверки отразила нарушения — нарушено право на дачу пояснений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.10 № А78-3250/2009);
- инспекция не приняла во внимание заявление налогоплательщика о переносе даты рассмотрения материалов проверки в связи с болезнью руководителя и отсутствием других работников — нарушено право на участие в рассмотрении материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.10 № А19-14855/09);
- инспекция продолжала проводить мероприятия налогового контроля после составления справки о проведенной проверке — нарушено право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.10 № А63-16697/2008).
Как показывает судебная практика, следующие нарушения обычно не признаются основанием для отмены решения, вынесенного по результатам налоговой проверки:
- превышение установленного срока рассмотрения материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.11 № А33-6907/2010);
- нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 19.05.11 № А33-6903/2010 и Московского от 14.05.10 № КА-А40/4445-10 округов).
|
Право налогоплательщика |
Норма НК РФ |
Комментарий |
|---|---|---|
|
Выездная налоговая проверка |
||
|
Право ознакомиться с решением о проведении выездной проверки |
Пункт 1 статьи 89 и пункт 1 статьи 91 |
Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@ (далее — приказ № САЭ-3-06/892@). |
|
Право отказать в проведении выездной проверки в помещениях или на территории налогоплательщика. Тогда проверка должна проводиться по месту нахождения инспекции |
Пункт 1 статьи 89 |
Данным правом налогоплательщик может воспользоваться, если у него нет помещения для размещения инспекторов. В подобной ситуации необходимо подать в инспекцию письменное заявление |
|
Право на присутствие при проведении выездной проверки |
Подпункт 8 пункта 1 статьи 21 |
Присутствовать во время выездной проверки может руководитель организации, ее главный бухгалтер, а также любое иное лицо, имеющее доверенность от имени проверяемого юридического лица |
|
Право на соблюдение срока проведения выездной проверки* |
Пункты 6 и 9 статьи 89 |
Выездная проверка должна продолжаться не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Основания и порядок продления установлены в приложении № 2 к приказу № САЭ-3-06/892@. |
|
Право ознакомиться с решением налогового органа о продлении срока выездной проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 6 статьи 89 |
Рекомендуемая форма решения о продлении срока проведения выездной проверки утверждена приказом ФНС России от 07.05.07 № ММ-3-06/281@ |
|
Право ознакомиться с решениями налогового органа о приостановлении и возобновлении выездной проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 9 статьи 89 |
Формы соответствующих решений утверждены приказом ФНС России от 06.03.07 № ММ-3-06/106@ |
|
Право на получение от налоговиков подлинников всех истребованных документов на период приостановления выездной проверки |
Пункт 9 статьи 89 |
На время, на которое приостановлена выездная проверка, инспекция обязана вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные в рамках проверки. Она может не возвращать оригиналы лишь тех документов, которые были получены в ходе проведения выемки. Порядок выемки документов и предметов установлен статьей 94 НК РФ |
|
Право на соблюдение ограничения по продолжительности проверяемого периода |
Пункт 4 статьи 89 |
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении. Например, в 2011 году для проверки доступны 2010, 2009 и 2008 годы включительно. |
|
Право на соблюдение ограничений на проведение повторных выездных налоговых проверок |
Абзац 1 пункта 5 и абзац 3 пункта 7 статьи 89 |
Нельзя проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период |
|
Право на соблюдение ограничений по количеству выездных налоговых проверок в течение календарного года |
Абзац 2 пункта 5 и абзац 4 пункта 7 статьи 89 |
Инспекторы не имеют права проводить в отношении одного налогоплательщика (одного его филиала или представительства) больше двух выездных проверок в течение календарного года. Исключения допускаются, если на это есть санкция руководителя ФНС России |
|
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета во время выездной проверки |
Статья 81 и пункты 4 и 10 статьи 89 |
В этом случае в рамках выездной проверки налоговики проверяют период, за который представлена «уточненка». Кроме того, они вправе провести камеральную проверку этой декларации или расчета (п. 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ). |
|
Право на получение справки о проведенной выездной проверке |
Пункт 15 статьи 89 |
В последний день выездной проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Форма справки утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@ |
|
Камеральная налоговая проверка |
||
|
Право на соблюдение срока проведения камеральной проверки |
Пункт 2 статьи 88 |
На камеральную проверку налоговикам отводится три месяца со дня представления декларации или расчета. Продление этого срока, приостановление проверки и ее возобновление не предусмотрены |
|
Право на соблюдение ограничения по объему проверяемой отчетности |
Пункты 1 и 2 статьи 88 |
В рамках камеральной проверки инспекция может проверить правильность исчисления и уплаты только того налога и за тот период, в отношении которых представлена проверяемая декларация или расчет |
|
Право на соблюдение запрета на проведение повторных камеральных проверок |
— |
Нормами НК РФ такой запрет не установлен. Вместе с тем в НК РФ не содержится понятия «повторная камеральная проверка». |
|
Право на получение от инспекции сообщения об ошибках, противоречиях и несоответствиях, выявленных в ходе камеральной проверки |
Пункт 3 статьи 88 |
Инспекторы обязаны проинформировать налогоплательщика об обнаруженных ими: |
|
Право на дачу пояснений по ошибкам, противоречиям и несоответствиям, выявленным в ходе камеральной проверки |
Пункты 3, 4 и 5 статьи 88 |
Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение пяти дней со дня получения от инспекции сообщения об обнаруженных ошибках, противоречиях или несоответствиях. Свои пояснения он может подкрепить выписками из регистров налогового и бухгалтерского учета и иными документами. |
|
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета |
Статья 81 и пункт 9.1 статьи 88 |
Налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию или расчет как во время камеральной проверки, так и после ее окончания. |
|
Право не представлять документы, не предусмотренные НК РФ |
Пункты 6—9 статьи 88 |
В ходе камеральной проверки инспекторы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. |
|
Общие права налогоплательщика как при камеральной, так и при выездной проверке |
||
|
Право на передачу полномочий по взаимодействию с инспекцией своему уполномоченному представителю |
Подпункт 6 пункта 1 статьи 21, статьи 26 и 29 |
Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ). |
|
Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны |
Подпункт 13 пункта 1 статьи 21 и статья 102 |
Понятие налоговой тайны приведено в статье 102 НК РФ. В ней же указаны сведения о налогоплательщике, не относящиеся к такой тайне. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ) |
|
Право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля во время проверки, в том числе процедур: |
Подпункт 10 пункта 1 статьи 21, пункт 13 статьи 89 и ста- |
Существенные нарушения (например, осмотр помещений налогоплательщика или выемка документов без понятых) могут привести к тому, что доказательства, полученные в ходе таких мероприятий, арбитражный суд признает недопустимыми (ч. 3 ст. 64 АПК РФ). А если у налоговиков не найдется других доказательств, суд может признать неправомерным доначисление налогов и привлечение налогоплательщика к ответственности |
|
Право на дачу пояснений по исчислению и уплате налогов |
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 |
Пояснения могут даваться в устной или письменной форме |
|
Право не выполнять неправомерные акты налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам |
Подпункт 11 пункта 1 статьи 21 |
Например, налогоплательщик вправе не представлять по требованию налоговиков документы, которые не относятся к проверяемому периоду или не касаются проверяемых налогов. |
|
Право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц |
Подпункт 12 пункта 1 статьи 21 и статьи 137—139 |
Указанные акты, действия или бездействие налогоплательщик может обжаловать (п. 1 ст. 138 НК РФ): |
|
Право на получение акта проверки и решений налоговых органов |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 5 статьи 100 |
Акт налоговой проверки должен быть вручен под расписку лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней со дня его составления. Формы актов выездной, повторной выездной и камеральной налоговых проверок утверждены приказом № САЭ-3-06/892@ |
|
Право на дачу пояснений налоговым органам и их должностным лицам по акту проведенной налоговой проверки |
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 |
Пояснения могут даваться в устной или письменной форме |
|
Право на представление письменных возражений по акту проведенной налоговой проверки |
Пункт 6 статьи 100 |
Такие возражения подаются в проверявшую инспекцию в письменной форме в течение 15 дней со дня получения акта проверки. К возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Руководитель налогового органа или его заместитель обязан рассмотреть возражения и принять решение в течение 10 дней со дня окончания 15-дневного срока, отведенного на подачу возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). |
|
Право ознакомиться с материалами налоговой проверки |
Пункт 2 статьи 101 |
До принятия решения по результатам налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела. То есть оно имеет право ознакомиться также и с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, например с протоколами допроса свидетелей, заключениями экспертов, протоколами осмотра территории и помещений налогоплательщика |
|
Право ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля |
||
|
Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки |
Подпункт 15 пункта 1 статьи 21 и статья 101 |
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки установлена в статье 101 НК РФ. Нарушение ее существенных условий может привести к отмене решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Так, вышестоящий налоговый орган или арбитражный суд имеет право отменить указанное решение, если проверяемому лицу не была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ) |
|
Право на получение разъяснений своих прав и обязанностей при рассмотрении материалов налоговой проверки |
Подпункт 4 пункта 3 статьи 101 |
Указанные права и обязанности руководитель инспекции или его заместитель должен разъяснить лицам, участвующим в рассмотрении материалов проверки, до начала этой процедуры |
|
Право на получение итогового решения налогового органа по результатам проверки |
Пункты 7 и 9 статьи 101 |
После рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его заместитель выносит одно из возможных решений: |
|
Право на обжалование итогового решения, принятого по результатам налоговой проверки |
Статьи 101.2 и 137—139 |
Налогоплательщик может обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном статьей 101.2 НК РФ. Для этого необходимо подать апелляционную жалобу. Она подается до вступления итогового решения в силу (то есть в течение 10 дней с момента его получения). Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать уже вступившее в силу решение о привлечении его к ответственности (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). Для этого он подает в вышестоящий налоговый орган обычную жалобу. |
|
Право на получение дополнительных копий акта налоговой проверки и других решений инспекции, принятых в связи с проведением проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 |
Копии таких документов инспекторы обязаны выдать налогоплательщику по его заявлению (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ) |
|
Право на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями либо бездействием их должностных лиц |
Подпункт 14 пункта 1 статьи 21 |
На практике добиться от налоговых органов возмещения указанных убытков очень сложно. Прежде всего налогоплательщику нужно доказать причинно-следственную связь между действиями или бездействием налоговиков и возникновением у него убытков. Кроме того, необходимо подтвердить размер убытка. А это удается далеко не всегда. Так что в большинстве случаев арбитражные суды отказывают во взыскании с налоговиков сумм убытков |
|
* Срок проведения выездной проверки считается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). |
||



