
Аналитика / Налогообложение / Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки
Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки
В Налоговом кодексе предусмотрен целый ряд прав, которые предоставлены налогоплательщику при проведении выездных и камеральных проверок, а также при принятии решений по их результатам. Информация об этих правах приведена в таблице
17.08.2011РНКЕсли права налогоплательщика нарушены. В этом случае на действия или бездействие должностных лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции или в вышестоящий налоговый орган, а также обратиться в арбитражный суд (ст. 137 и 138 НК РФ).
Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции, вынесенное по итогам проверки. Но в судебном порядке это возможно только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд может отменить решение налоговиков, если в ходе проведения проверки и при рассмотрении ее результатов инспекция допустила существенные процедурные нарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Причем к существенным НК РФ относит лишь нарушение права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и необеспечение ему права на дачу объяснений.
Из-за нарушения каких прав арбитражные суды отменяют решения налоговиков. Назовем наиболее распространенные нарушения, явившиеся основанием для отмены:
- акт проверки был направлен налогоплательщику по почте, но он его не получил и при этом не уклонялся от получения акта лично — нарушено право на получение акта и право на подачу возражений (постановления ФАС Уральского от 24.01.11 № Ф09-10932/10-С2 и Московского от 23.11.10 № КА‑А40/14436-10 округов);
- решение по результатам проверки было принято до того, как истек срок, отведенный для представления возражений по акту проверки, — нарушено право на подачу возражений (постановления ФАС Московского от 29.12.10 № КА-А40/16633-10 и Восточно-Сибирского от 27.09.10 № А78-7297/2009 округов);
- при рассмотрении материалов проверки не были учтены возражения налогоплательщика на акт проверки — нарушено право на подачу возражений (постановление ФАС Московского округа от 12.05.10 № КА-А40/4344-10);
- по итогам камеральной проверки инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не истребовала пояснений, однако в акте проверки отразила нарушения — нарушено право на дачу пояснений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.10 № А78-3250/2009);
- инспекция не приняла во внимание заявление налогоплательщика о переносе даты рассмотрения материалов проверки в связи с болезнью руководителя и отсутствием других работников — нарушено право на участие в рассмотрении материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.10 № А19-14855/09);
- инспекция продолжала проводить мероприятия налогового контроля после составления справки о проведенной проверке — нарушено право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.10 № А63-16697/2008).
Как показывает судебная практика, следующие нарушения обычно не признаются основанием для отмены решения, вынесенного по результатам налоговой проверки:
- превышение установленного срока рассмотрения материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.11 № А33-6907/2010);
- нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 19.05.11 № А33-6903/2010 и Московского от 14.05.10 № КА-А40/4445-10 округов).
Право налогоплательщика |
Норма НК РФ |
Комментарий |
---|---|---|
Выездная налоговая проверка |
||
Право ознакомиться с решением о проведении выездной проверки |
Пункт 1 статьи 89 и пункт 1 статьи 91 |
Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@ (далее — приказ № САЭ-3-06/892@). |
Право отказать в проведении выездной проверки в помещениях или на территории налогоплательщика. Тогда проверка должна проводиться по месту нахождения инспекции |
Пункт 1 статьи 89 |
Данным правом налогоплательщик может воспользоваться, если у него нет помещения для размещения инспекторов. В подобной ситуации необходимо подать в инспекцию письменное заявление |
Право на присутствие при проведении выездной проверки |
Подпункт 8 пункта 1 статьи 21 |
Присутствовать во время выездной проверки может руководитель организации, ее главный бухгалтер, а также любое иное лицо, имеющее доверенность от имени проверяемого юридического лица |
Право на соблюдение срока проведения выездной проверки* |
Пункты 6 и 9 статьи 89 |
Выездная проверка должна продолжаться не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Основания и порядок продления установлены в приложении № 2 к приказу № САЭ-3-06/892@. |
Право ознакомиться с решением налогового органа о продлении срока выездной проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 6 статьи 89 |
Рекомендуемая форма решения о продлении срока проведения выездной проверки утверждена приказом ФНС России от 07.05.07 № ММ-3-06/281@ |
Право ознакомиться с решениями налогового органа о приостановлении и возобновлении выездной проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 9 статьи 89 |
Формы соответствующих решений утверждены приказом ФНС России от 06.03.07 № ММ-3-06/106@ |
Право на получение от налоговиков подлинников всех истребованных документов на период приостановления выездной проверки |
Пункт 9 статьи 89 |
На время, на которое приостановлена выездная проверка, инспекция обязана вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные в рамках проверки. Она может не возвращать оригиналы лишь тех документов, которые были получены в ходе проведения выемки. Порядок выемки документов и предметов установлен статьей 94 НК РФ |
Право на соблюдение ограничения по продолжительности проверяемого периода |
Пункт 4 статьи 89 |
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении. Например, в 2011 году для проверки доступны 2010, 2009 и 2008 годы включительно. |
Право на соблюдение ограничений на проведение повторных выездных налоговых проверок |
Абзац 1 пункта 5 и абзац 3 пункта 7 статьи 89 |
Нельзя проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период |
Право на соблюдение ограничений по количеству выездных налоговых проверок в течение календарного года |
Абзац 2 пункта 5 и абзац 4 пункта 7 статьи 89 |
Инспекторы не имеют права проводить в отношении одного налогоплательщика (одного его филиала или представительства) больше двух выездных проверок в течение календарного года. Исключения допускаются, если на это есть санкция руководителя ФНС России |
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета во время выездной проверки |
Статья 81 и пункты 4 и 10 статьи 89 |
В этом случае в рамках выездной проверки налоговики проверяют период, за который представлена «уточненка». Кроме того, они вправе провести камеральную проверку этой декларации или расчета (п. 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ). |
Право на получение справки о проведенной выездной проверке |
Пункт 15 статьи 89 |
В последний день выездной проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Форма справки утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@ |
Камеральная налоговая проверка |
||
Право на соблюдение срока проведения камеральной проверки |
Пункт 2 статьи 88 |
На камеральную проверку налоговикам отводится три месяца со дня представления декларации или расчета. Продление этого срока, приостановление проверки и ее возобновление не предусмотрены |
Право на соблюдение ограничения по объему проверяемой отчетности |
Пункты 1 и 2 статьи 88 |
В рамках камеральной проверки инспекция может проверить правильность исчисления и уплаты только того налога и за тот период, в отношении которых представлена проверяемая декларация или расчет |
Право на соблюдение запрета на проведение повторных камеральных проверок |
— |
Нормами НК РФ такой запрет не установлен. Вместе с тем в НК РФ не содержится понятия «повторная камеральная проверка». |
Право на получение от инспекции сообщения об ошибках, противоречиях и несоответствиях, выявленных в ходе камеральной проверки |
Пункт 3 статьи 88 |
Инспекторы обязаны проинформировать налогоплательщика об обнаруженных ими: |
Право на дачу пояснений по ошибкам, противоречиям и несоответствиям, выявленным в ходе камеральной проверки |
Пункты 3, 4 и 5 статьи 88 |
Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение пяти дней со дня получения от инспекции сообщения об обнаруженных ошибках, противоречиях или несоответствиях. Свои пояснения он может подкрепить выписками из регистров налогового и бухгалтерского учета и иными документами. |
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета |
Статья 81 и пункт 9.1 статьи 88 |
Налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию или расчет как во время камеральной проверки, так и после ее окончания. |
Право не представлять документы, не предусмотренные НК РФ |
Пункты 6—9 статьи 88 |
В ходе камеральной проверки инспекторы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. |
Общие права налогоплательщика как при камеральной, так и при выездной проверке |
||
Право на передачу полномочий по взаимодействию с инспекцией своему уполномоченному представителю |
Подпункт 6 пункта 1 статьи 21, статьи 26 и 29 |
Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ). |
Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны |
Подпункт 13 пункта 1 статьи 21 и статья 102 |
Понятие налоговой тайны приведено в статье 102 НК РФ. В ней же указаны сведения о налогоплательщике, не относящиеся к такой тайне. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ) |
Право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля во время проверки, в том числе процедур: |
Подпункт 10 пункта 1 статьи 21, пункт 13 статьи 89 и ста- |
Существенные нарушения (например, осмотр помещений налогоплательщика или выемка документов без понятых) могут привести к тому, что доказательства, полученные в ходе таких мероприятий, арбитражный суд признает недопустимыми (ч. 3 ст. 64 АПК РФ). А если у налоговиков не найдется других доказательств, суд может признать неправомерным доначисление налогов и привлечение налогоплательщика к ответственности |
Право на дачу пояснений по исчислению и уплате налогов |
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 |
Пояснения могут даваться в устной или письменной форме |
Право не выполнять неправомерные акты налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам |
Подпункт 11 пункта 1 статьи 21 |
Например, налогоплательщик вправе не представлять по требованию налоговиков документы, которые не относятся к проверяемому периоду или не касаются проверяемых налогов. |
Право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц |
Подпункт 12 пункта 1 статьи 21 и статьи 137—139 |
Указанные акты, действия или бездействие налогоплательщик может обжаловать (п. 1 ст. 138 НК РФ): |
Право на получение акта проверки и решений налоговых органов |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 5 статьи 100 |
Акт налоговой проверки должен быть вручен под расписку лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней со дня его составления. Формы актов выездной, повторной выездной и камеральной налоговых проверок утверждены приказом № САЭ-3-06/892@ |
Право на дачу пояснений налоговым органам и их должностным лицам по акту проведенной налоговой проверки |
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 |
Пояснения могут даваться в устной или письменной форме |
Право на представление письменных возражений по акту проведенной налоговой проверки |
Пункт 6 статьи 100 |
Такие возражения подаются в проверявшую инспекцию в письменной форме в течение 15 дней со дня получения акта проверки. К возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Руководитель налогового органа или его заместитель обязан рассмотреть возражения и принять решение в течение 10 дней со дня окончания 15-дневного срока, отведенного на подачу возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). |
Право ознакомиться с материалами налоговой проверки |
Пункт 2 статьи 101 |
До принятия решения по результатам налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела. То есть оно имеет право ознакомиться также и с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, например с протоколами допроса свидетелей, заключениями экспертов, протоколами осмотра территории и помещений налогоплательщика |
Право ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля |
||
Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки |
Подпункт 15 пункта 1 статьи 21 и статья 101 |
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки установлена в статье 101 НК РФ. Нарушение ее существенных условий может привести к отмене решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Так, вышестоящий налоговый орган или арбитражный суд имеет право отменить указанное решение, если проверяемому лицу не была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ) |
Право на получение разъяснений своих прав и обязанностей при рассмотрении материалов налоговой проверки |
Подпункт 4 пункта 3 статьи 101 |
Указанные права и обязанности руководитель инспекции или его заместитель должен разъяснить лицам, участвующим в рассмотрении материалов проверки, до начала этой процедуры |
Право на получение итогового решения налогового органа по результатам проверки |
Пункты 7 и 9 статьи 101 |
После рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его заместитель выносит одно из возможных решений: |
Право на обжалование итогового решения, принятого по результатам налоговой проверки |
Статьи 101.2 и 137—139 |
Налогоплательщик может обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном статьей 101.2 НК РФ. Для этого необходимо подать апелляционную жалобу. Она подается до вступления итогового решения в силу (то есть в течение 10 дней с момента его получения). Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать уже вступившее в силу решение о привлечении его к ответственности (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). Для этого он подает в вышестоящий налоговый орган обычную жалобу. |
Право на получение дополнительных копий акта налоговой проверки и других решений инспекции, принятых в связи с проведением проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 |
Копии таких документов инспекторы обязаны выдать налогоплательщику по его заявлению (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ) |
Право на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями либо бездействием их должностных лиц |
Подпункт 14 пункта 1 статьи 21 |
На практике добиться от налоговых органов возмещения указанных убытков очень сложно. Прежде всего налогоплательщику нужно доказать причинно-следственную связь между действиями или бездействием налоговиков и возникновением у него убытков. Кроме того, необходимо подтвердить размер убытка. А это удается далеко не всегда. Так что в большинстве случаев арбитражные суды отказывают во взыскании с налоговиков сумм убытков |
* Срок проведения выездной проверки считается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). |
Темы: Налоговые проверки  Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях  Права налогоплательщиков  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 24.03.2023 ФНС требует банкротства новосибирского медтехнопарка
- 24.03.2023 В Петербурге УФНС отрицает массовую проверку петербургских арендодателей
- 23.03.2023 В Краснодарском крае налоговые поступления от туристической отрасли снизились на 14%
- 15.10.2019 Все больше налогоплательщиков получают рассрочку по уплате налогов
- 21.09.2018 ВС РФ отменил акты об отмене налоговых льгот из-за опоздания с их подтверждением
- 03.10.2016 Уведомление на уплату имущественных налогов можно получать в электронной форме
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 24.03.2023 Минфин пояснил порядок расчета льгот по ИИС-3
- 17.03.2023 ФНС предложила сократить количество отчетов для работодателей
- 16.03.2023 Как после введения ЕНС налоговики блокируют счета налогоплательщиков
- 13.06.2018 О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС
- 07.12.2016 Налоговые льготы за прошлые периоды можно заявить без «уточненки»
- 19.12.2014 Плановые налоговые проверки
- 15.02.2023
Решением налогового органа отменено
решение нижестоящего налогового органа, доводы жалобы налогоплательщика признаны необоснованными, установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагента в рамках хозяйственных операций, по которым были приняты налоговые вычеты, а также установлено, что деятельность налогоплательщика не является самостоятельной.Итог: требование удовлетворено, поскольку решение не является дополнением или изменение
- 11.01.2023
Общество ссылалось
на бездействие органов, выразившееся в уклонении от возврата бухгалтерских документов, финансово-хозяйственных документов, полученных для использования в контрольной работе.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательством не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности, установлено, что общество не явилось за получением к
- 05.12.2022
Налоговый орган
начислил НДС, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на несвоевременное представление обществом налоговой декларации и занижение налоговой базы по взаимоотношениям со спорным контрагентом. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: дело передано на новое рассмотрение, так как фактически не рассмотрено требование об истр
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 12.10.2014
Порядок ведения лицевого счета
и заполнения карточки расчетов с бюджетом не урегулирован НК РФ. Сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам), пени, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, формируется и ведется на основании данных, которые был - 27.05.2014
Письмом от 03.06.2013 г.
№ 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос - 17.04.2014
Наличие или отсутствие у
налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 20.01.2023 Письмо Минфина России от 07.12.2022 г. № 03-02-07/119743
- 09.12.2022 Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-04-06/110041
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-04-05/4644
- 22.10.2020 Письмо ФНС России от 16.10.2020 г. № БС-2-21/1791@
- 06.05.2019 Письмо Минфина России от 08.04.2019 г. № 03-02-07/1/24565
Комментарии
Отличный материал!!!