Законодательство / Письма / Письмо ФНС РФ от 11 апреля 2007 г. N СК-6-11/307@
Письмо ФНС РФ от 11 апреля 2007 г. N СК-6-11/307@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 апреля 2007 г. N СК-6-11/307@
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет поступившие письмом от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154 разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, связанным с уплатой налога на имущество организаций и земельного налога в отношении объектов жилого фонда и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Налоговым органам в своей работе надлежит руководствоваться указанными официальными разъяснениями Минфина России.
Доведите указанные разъяснения до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.
К.В.СЕДОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2006 г. N 03-06-02-02/154
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу данного Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
В этой связи в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, внесены изменения, согласно которым при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если помещение в многоквартирном доме принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, то в Реестре указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорциональный размеру доли в праве общей собственности на это помещение. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, то в Реестр вносятся сведения о помещении, принадлежащем участнику общей долевой собственности, и указывается, что доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме пропорциональна размеру общей площади этого помещения.
Таким образом, если в Реестре отсутствуют сведения о доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику помещения, то эта доля должна определяться пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего участнику общей долевой собственности.
Рассмотрим на примере порядок определения доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также порядок исчисления земельного налога, подлежащего уплате собственником помещения в этом доме.
Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО "Алмаз". Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.
Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.
Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) = 1500 кв. м.
Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.
Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:
для ООО "Алмаз" 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;
для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;
для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.
Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.
Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:
для ООО "Алмаз" 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;
для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;
для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.
Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.
Так, для ООО " Алмаз" она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.
Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.
Порядок определения доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах, под которыми находятся гаражи (индивидуальные или кооперативные), составляющие неотъемлемую часть этого дома, то есть имеющие тот же адрес, что и многоквартирный дом, и связаны с ним одним фундаментом, а также порядок исчисления суммы земельного налога в отношении земельного участка, занятого этим многоквартирным домом, аналогичны порядку, приведенному в рассмотренном выше примере.
При этом в отношении кооперативного гаража доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме должна определяться отдельно для кооператива-организации и собственников боксов гаража, в зависимости от принадлежащей им площади гаража.
2. В соответствии со статьей 374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (утрачивает силу с 1 марта 2010 года).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
При организации бухгалтерского учета объектов приватизированного жилого фонда следует исходить из порядка, предусмотренного письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 1993 г. N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве", в соответствии с которым организация-продавец списывает с баланса стоимость проданной квартиры с одновременным отражением ее стоимости на забалансовом счете.
Учитывая нормы статьи 37 Жилищного кодекса, в частности о том, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение, в целях бухгалтерского учета на забалансовом (балансовом) счете приватизированных (неприватизированных) квартир и общего имущества, приходящегося на эти квартиры, их остаточная стоимость может быть определена расчетным путем на основании балансовой (остаточной) стоимости жилого дома и доли площади приватизированного (неприватизированного) жилого фонда (включая жилые и нежилые помещения, приходящиеся на приватизированные (неприватизированные) квартиры) в общей площади жилого дома (жилые и нежилые помещения).
Бюджетный учет приватизированных квартир и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственников этих помещений осуществляется в бюджетных учреждениях в аналогичном порядке.
3. По вопросу о применении повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу), определенных пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса, отмечаем, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применение данных коэффициентов не предусмотрено.
С.Д.ШАТАЛОВ
Темы: Местные налоги и сборы - удалить  Налог на землю  Региональные налоги и сборы - удалить  Налог на имущество организаций  
- 23.12.2011 Льготы по региональным и местным налогам отменят
- 07.12.2011 НК РФ дополняется главой «Местный налог на недвижимость»
- 23.08.2011 «Народный бюджет»
- 25.03.2024 ФНС пояснила, какие данные о кадастровой стоимости используются для расчета земельного налога
- 09.11.2023 «Екатеринбург Арену» могут освободить от земельного налога на 2 года
- 26.10.2023 Росреестр пересмотрит расчет налога с продажи земли
- 15.08.2011 Транспортный налог за бывшее авто
- 21.09.2007 За неуплату транспортного налога отобрали телевизор
- 19.09.2007 Налоговая схема со священнослужителями
- 28.03.2024 На Кубани ж/д перевозчиков на олимпийские объекты освободили от налога на имущество
- 27.03.2024 Для компаний Сахалинской области снизят ставку по налогу на имущество
- 20.03.2024 ФНС пояснила, может ли подтвердить гибель имущества заключение кадастрового инженера
- 29.08.2007 Вещевые призы облагаются налогом на рекламу ?
- 29.08.2007 Порядок отмены налогов
- 29.08.2007 Как определить место уплаты налога на рекламу при размещении рекламы в Интернете ?
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 29.08.2007 Деноминация налоговых ставок
- 29.08.2007 Понятие "Игровой автомат"
- 29.08.2007 Установление ставок налога, превышающих федеральные ставки
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 26.09.2022 Имеет ли бюджетное учреждение право принять к учету объекты в 2022 году по оценке, осуществленной в сентябре 2020 года, или нужно заказать новую оценку?
- 26.07.2007 Организация становится плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок.
- 12.06.2007 Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
- 16.05.2007 С момента составления акта приема-передачи приобретенного недвижимого имущества ЗАО стало фактическим пользователем земельного участка и у него возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки у общества не могло являться основанием для освобождения его как фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю.
- 28.02.2024
О включении
в реестр требований кредиторов требования ФНС РФ в размере задолженности по налогам (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не доказаны наличие задолженности по обязательным платежам в указанном им размере и соблюдение срока на ее принудительное взыскание.
- 28.02.2024
Учреждение, владеющее
на праве оперативного управления земельными участками, ссылается на нарушение прав.Итог: требование удовлетворено в части доначисления налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3 процента в отношении части рассматриваемых участков, которые ограничены в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, размер
- 18.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог в связи с созданием обществом формального документооборота с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана нереальность хозяйственных операций между обществом и его контрагентами.
- 01.02.2011 Предусмотренный для налогового органа в НК РФ совокупный срок на обращение в суд с иском о взыскании недоимки, начинает исчисляться с даты уплата налога, установленной законом субъекта федерации.
- 19.09.2007 Общество правомерно не учитывало стоимость имущества, передаваемого по договорам лизинга, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2004 году и первом полугодии 2005 года
- 03.09.2007 Непостановка на налоговый учет налогоплательщика по месту нахождения недвижимого имущества была вызвана не противоправными действиями (бездействием) налогоплательщика, а обусловлена неисполнением налоговым органом своих обязанностей в сфере налоговых отношений.
- 06.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс
- 06.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс
- 06.03.2024
Обществу доначислены
налог на прибыль, налог на имущество организаций, пени, штраф по причине создания схемы дробления бизнеса с подконтрольными обществами в целях занижения налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт совершения обществом умышленных действий по искажению сведений об объекте налогообложения, подлежащего отражению в налоговом учете, с участием взаимозави
Комментарии