Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Имеет ли бюджетное учреждение право принять к учету объекты в 2022 году по оценке, осуществленной в сентябре 2020 года, или нужно заказать новую оценку?

Имеет ли бюджетное учреждение право принять к учету объекты в 2022 году по оценке, осуществленной в сентябре 2020 года, или нужно заказать новую оценку?

Порядок распределения общей стоимости объекта незавершенного строительства между образованными за счет его разделения новыми объектами учета необходимо закрепить в рамках учетной политики бюджетного учреждения

26.09.2022
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

На территории земельного участка, закрепленного за университетом, имеется объект незавершенного строительства (спортивно-оздоровительный лагерь), включающий в себя 13 объектов незавершенного строительства. Бюджетным учреждением было зарегистрировано право оперативного управления на единый комплекс (спортивно-оздоровительный лагерь). Стоимость сформированных вложений составляет 13 371 535 руб.

В 2019 году специализированной организацией была проведена техническая инвентаризация, по результатам которой установлено, что 13 объектов, составляющих единый комплекс, имеют различную степень готовности. Университет обратился в суд с иском о признании права собственности на каждый объект незавершенного строительства отдельно. Отдел по управлению имущественным комплексом университета представил в бухгалтерию копию решения Арбитражного суда, копии выписок из ЕГРН, технического паспорта (датированные 2022 годом) и заключение независимой оценки с указанием на все 13 объектов рыночной стоимости объекта оценки (дата проведения оценки - сентябрь 2020 года).

Имеет ли бюджетное учреждение право принять к учету объекты в 2022 году по оценке, осуществленной в сентябре 2020 года, или нужно заказать новую оценку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае строительства учреждением объекта недвижимого имущества, по которому были сформированы определенные затраты, связанные с его строительством, учтенные на счете 106 11, стоимость образованных объектов незавершенного строительства в совокупности должна составлять общую сумму произведенных капитальных вложений на момент разделения. Оснований для постановки на учет объектов незавершенного строительства, полученных в результате разделения единого объекта, по справедливой стоимости нет.

Порядок распределения общей стоимости объекта незавершенного строительства между образованными за счет его разделения новыми объектами учета необходимо закрепить в рамках учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства в целях принятия его к бухгалтерскому учету определяется в соответствии с положениями Стандарта "Основные средства" и Инструкции N 157н.

Формирование первоначальной стоимости основных средств в объеме фактических затрат осуществляется с применением счета 106 01 "Вложения в основные средства". Соответственно, учет объектов незавершенного строительства должен осуществляться на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (пп. 127, 130 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 14.07.2015 N 02-06-10/40377, от 04.06.2013 N 02-06-10/20565). Для рассматриваемой ситуации при строительстве нового объекта недвижимого имущества (новых объектов) - 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения".

Согласно п. 15 Стандарта "Основные средства" первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Состав расходов, предусмотренный п. 15 Стандарта "Основные средства", является открытым. При этом затраты, формирующие первоначальную стоимость, должны быть непосредственно направлены на приобретение, сооружение или изготовление (создание) объекта основных средств, а также связаны с приведением объекта в состояние, пригодное к использованию.

В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете был отражен единый объект незавершенного строительства в сумме затрат на его создание. Вместе с тем на основании решения суда 2022 года, документов, подтверждающих регистрацию объектов, единый объект незавершенного строительства был разделен на 13 отдельных объектов незавершенного строительства.

Порядок определения стоимости для вновь принимаемых объектов, выделенных из единого объекта недвижимого имущества, действующими нормативными правовыми актами не установлен, соответственно, учреждение вправе разработать собственный способ расчета стоимости разделенных объектов и закрепить его в учетной политике.

Вместе с тем отметим, что общие правила формирования первоначальной стоимости строящегося объекта в сумме затрат на его создание, закрепленные в Инструкции N 157н, остаются неизменными. Это означает, что общая стоимость произведенных капитальных вложений, учтенная на счете 106 11 по единому объекту незавершенного строительства, не должна измениться только по причине его разделения на несколько объектов. Оснований для дальнейшего учета отдельных объектов, выделенных из единого, по которому в учреждении имеются сведения о сумме фактических вложений, по справедливой стоимости нет. При этом информация о стоимостных значениях справедливой стоимости объектов, полученных от оценщика, может использоваться для расчета пропорции в целях распределения общей суммы фактических затрат, сформированных по единому объекту незавершенного строительства на отдельные объекты (выделенные из состава единого объекта). Учитывая, что способ распределения стоимости затрат на законодательном уровне не установлен, учреждение самостоятельно определяет метод распределения стоимости вложений по отдельным объектам и закрепляет его в своем локальном акте. В локальном акте целесообразно закрепить не только способ распределения стоимости, но и различные нюансы, в том числе и предельный срок действия заключения независимой оценки (либо его отсутствие).

Таким образом, в случае если учреждение создавало объект недвижимого имущества и несло определенные затраты, связанные с его строительством, то стоимость образованных объектов незавершенного строительства в совокупности должна составлять общую сумму произведенных капитальных вложений на момент разделения. Порядок распределения общей стоимости объекта незавершенного строительства между образованными за счет его разделения новыми объектами учета необходимо закрепить в рамках учетной политики бюджетного учреждения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться