Законодательство / Приказы / Письмо Минфина России от 12.10.2022 г. № 03-04-09/98657
Письмо Минфина России от 12.10.2022 г. № 03-04-09/98657
Вопрос: О ставках НДФЛ и предложении по увязке поступления НДФЛ с определенным видом расходов.
03.11.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12.10.2022 г. № 03-04-09/98657
В связи с письмом от 28.09.2022 Департамент налоговой политики совместно с Департаментом межбюджетных отношений рассмотрел обращение и по вопросам налогообложения доходов физических лиц, а также перераспределения налоговых поступлений сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В настоящее время в Российской Федерации для налогообложения большинства видов доходов физических лиц, в сумме не превышающих 5 млн рублей за налоговый период, установлена единая ставка в размере 13 процентов.
При этом 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период", предусматривающий повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов для доходов свыше 5 млн рублей в год.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кардинальных изменений в части порядка налогообложения доходов физических лиц на текущий момент не предусмотрено.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.
Исходя из закрепленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации производится разграничение доходов между указанными уровнями.
Финансирование расходных обязательств, связанных с обороной, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что налог на доходы физических лиц является одним из основных бюджетообразующих налоговых источников для доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, предлагаемое перераспределение налога от доходов военнослужащих и направление его на целевое финансирование вооруженных сил Российской Федерации приведет к значительному сокращению налоговых поступлений консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в пользу федерального бюджета и невозможности исполнения регионами первоочередных и социально значимых обязательств в виде выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оказания мер социальной поддержки населению и других обязательств.
Кроме того, в соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.
Таким образом, увязка поступления налога на доходы физических лиц с определенным видом расходов не представляется возможной.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
12.10.2022



