 
                Судебные дела / Письма / Справка к заседанию международно-правовой секции ВАС РФ
Справка к заседанию международно-правовой секции ВАС РФ
по вопросу применения статей 23 и 30 Венской Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) и положений Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации
07.05.2008Справка к заседанию международно-правовой секции
Научно-консультативного Совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
(по вопросу применения статей 23 и 30 Венской Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) и положений Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В практике арбитражных судов Российской Федерации выявлена неопределенность в применении положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 (далее - Венская конвенция от 18.04.1961), посвященных вопросам налогообложения аренды помещений для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Согласно принятым решениям по делу № А40-31803/06-126-113 Арбитражного суда города Москвы, с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (далее - Управление) взыскано 18 270 612 рублей налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, которую он не сможет взыскать с иностранных посольств.
Инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по городу Москве полагала, что Управление неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по договорам аренды жилья (квартир) для проживания сотрудников посольств, поскольку проживание сотрудников указанных посольств должно оцениваться как личное использование ими арендованного жилья.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили эту позицию.
При исследовании материалов дела установлено, что налоговая ставка 20 процентов по налогу на добавленную стоимость взыскана судом за аренду помещений, в которых проживал дипломатический и административно-технический персонал Посольств Республики Конго, Исламской Республики Мавритания, Сомалийской Демократической Республики и Южно-Африканской Республики.
Между тем, в Венской Конвенции от 18.04.1961 положениями статей 23 и 30 предусмотрено, что аккредитующее государство, глава представительства и дипломатические агенты освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в
отношении помещений представительства, собственных или наемных, как и частных резиденций налоговых агентов.
Иной порядок установлен в отношении налогов, сборов и пошлин, представляющих собой плату за услуги и конкретные виды обслуживания, согласно которому реализация товаров (работ, услуг) подлежит налогообложению по ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, либо если такая норма предусмотрена в специальном международном договоре. Данное положение закреплено также в подпункте 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
С государствами Республика Конго, Исламская Республика Мавритания, Сомалийская Демократическая Республика и Южно-Африканская Республика такие договоры отсутствуют.
Таким образом, режим налогообложения в данном деле зависит от правовой регламентации договора аренды помещений, предоставляемых дипломатическому агенту и членам его семьи: как соглашения о частной резиденции дипломатического агента или обычного договора аренды помещений.
В судебных актах сдача в наем квартир рассматривается как типовой договор аренды, не влекущий предоставление налоговой льготы. Иными словами, суды не посчитали квартиры, арендованные посольствами для проживания дипломатического и административно-технического персонала, частными резиденциями дипломатических агентов.
Кроме того, в оспариваемых судебных решениях остался не разрешенным ряд вопросов, от принятия правильного решения по которым зависит разрешение проблемы налогообложения иностранных посольств на территории Российской Федерации.
В частности, можно выделить следующие основные проблемы:
1)урегулированы ли нормами Венской конвенции от 18.04.1961 вопросыарендыпомещенийвгосударствепребывания для проживаниядипломатическогоилиадминистративно-техническогоперсоналадипломатическихпредставительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
2)какимобразомпроисходит оказание услуг дипломатическим представительствам по предоставлению в аренду помещений под частную резиденцию дипломатических агентов (часть 1 статьи 30 ВенскойКонвенцииот 18.04.1961и статья164 Налогового кодекса Российской Федерации);
3)накого из сотрудников посольств распространяется статус дипломатического агента;
4)относитсяликчастнойрезиденцииквартиры,арендуемые посольством для проживания дипломатических агентов и членов их семей;
5)возможно ли освобождение посольств от налогообложения при аренде квартир на основании положений статей 23 и 30 Венской Конвенции от 18.04.1961 без упоминания этого основания в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление международного права и сотрудничества Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Управление международного права и сотрудничества
т.+7 (495) 608-13-73, 625-40-04
факс +7 (495) 625-40-04



