Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Письма / Справка к заседанию международно-правовой секции ВАС РФ

Справка к заседанию международно-правовой секции ВАС РФ

по вопросу применения статей 23 и 30 Венской Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) и положений Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации

07.05.2008  

Справка к заседанию международно-правовой секции

Научно-консультативного Совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

(по вопросу применения статей 23 и 30 Венской Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) и положений Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации).

В практике арбитражных судов Российской Федерации выявлена неопределенность в применении положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 (далее - Венская конвенция от 18.04.1961), посвященных вопросам налогообложения аренды помещений для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Согласно принятым решениям по делу № А40-31803/06-126-113 Арбитражного суда города Москвы, с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (далее - Управление) взыскано 18 270 612 рублей налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, которую он не сможет взыскать с иностранных посольств.

Инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по городу Москве полагала, что Управление неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по договорам аренды жилья (квартир) для проживания сотрудников посольств, поскольку проживание сотрудников указанных посольств должно оцениваться как личное использование ими арендованного жилья.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили эту позицию.

При исследовании материалов дела установлено, что налоговая ставка 20 процентов по налогу на добавленную стоимость взыскана судом за аренду помещений, в которых проживал дипломатический и административно-технический персонал Посольств Республики Конго, Исламской Республики Мавритания, Сомалийской Демократической Республики и Южно-Африканской Республики.

Между тем, в Венской Конвенции от 18.04.1961 положениями статей 23 и 30 предусмотрено, что аккредитующее государство, глава представительства и дипломатические агенты освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в

отношении помещений представительства, собственных или наемных, как и частных резиденций налоговых агентов.

Иной порядок установлен в отношении налогов, сборов и пошлин, представляющих собой плату за услуги и конкретные виды обслуживания, согласно которому реализация товаров (работ, услуг) подлежит налогообложению по ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, либо если такая норма предусмотрена в специальном международном договоре. Данное положение закреплено также в подпункте 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

С государствами Республика Конго, Исламская Республика Мавритания, Сомалийская Демократическая Республика и Южно-Африканская Республика такие договоры отсутствуют.

Таким образом, режим налогообложения в данном деле зависит от правовой регламентации договора аренды помещений, предоставляемых дипломатическому агенту и членам его семьи: как соглашения о частной резиденции дипломатического агента или обычного договора аренды помещений.

В судебных актах сдача в наем квартир рассматривается как типовой договор аренды, не влекущий предоставление налоговой льготы. Иными словами, суды не посчитали квартиры, арендованные посольствами для проживания дипломатического и административно-технического персонала, частными резиденциями дипломатических агентов.

Кроме того, в оспариваемых судебных решениях остался не разрешенным ряд вопросов, от принятия правильного решения по которым зависит разрешение проблемы налогообложения иностранных посольств на территории Российской Федерации.

В частности, можно выделить следующие основные проблемы:

1)урегулированы ли нормами Венской конвенции от 18.04.1961 вопросыарендыпомещенийвгосударствепребывания для проживаниядипломатическогоилиадминистративно-техническогоперсоналадипломатическихпредставительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

2)какимобразомпроисходит оказание услуг дипломатическим представительствам по предоставлению в аренду помещений под частную резиденцию дипломатических агентов (часть 1 статьи 30 ВенскойКонвенцииот 18.04.1961и статья164 Налогового кодекса Российской Федерации);

3)накого из сотрудников посольств распространяется статус дипломатического агента;

4)относитсяликчастнойрезиденцииквартиры,арендуемые посольством для проживания дипломатических агентов и членов их семей;

5)возможно ли освобождение посольств от налогообложения при аренде квартир на основании положений статей 23 и 30 Венской Конвенции от 18.04.1961 без упоминания этого основания в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление международного права и сотрудничества Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Управление международного права и сотрудничества

т.+7 (495) 608-13-73, 625-40-04

факс +7 (495) 625-40-04

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Электронный документ: вчера, сегодня, завтра

Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

1
Чек-лист для проверки электронного документа на юридическую значимость

В этом году мы много говорили о представлении электронных документов в суд, не скупились на советы и рекомендации. При этом давно не поднимали тему юридической значимости. Пожалуй, с этого стоило начать цикл статей про электронное правосудие. Предлагаю обсудить, из чего же складывается юридическая значимость любого документа, и на что стоит обратить внимание при проверке документа на соответствие требованиям действующего законодательства в области ЭДО. Информация будет полезна всем: кто уже работает с электронными аналогами и тем, кто только открывает для себя новую область знаний.

Договор аренды
  • 27.03.2012  

    Как отметил ФАС Волго-Вятского округа, уплата арендатором дополнительно к цене услуг суммы НДС предусмотрена НК РФ и является обязательной в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, независимо от наличия в договоре соответствующего условия.

  • 25.11.2011  

    Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание лишь при условии, когда упомянутая взаимозависимость не повлияла на результаты этих сделок. Поскольку промежуточные арендатор и субарендаторы признаны лицами, взаимозависимыми с обществом, рыночная стоимость аренды определена исходя из показателей лиц, первых независимых от общества и их контрагентов.

     

  • 14.09.2011  

    Суд установил, что после расторжения договора аренды части недвижимого имущества арендатор возвратил арендодателю помещения в состоянии, не пригодном для использования по целевому назначению, что подтверждается актом приема-передачи. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы по НДС
  • 01.01.2018  

    Суд первой инстанции правомерно, вопреки доводам жалобы, поддержав позицию таможенного органа, указал на то, что спорный товар не является готовым продуктом, используемым для кормления животных. При этом суд справедливо отметил то, что сама по себе возможность отнесения спорного товара к готовому продукту не означает наличие оснований для применения льготной ставки НДС.

  • 06.12.2017  

    Суды установили, что предпринимателем при декларировании товара были представлены все необходимые данные, подтверждающие право на получение льготы в виде освобождения от уплаты НДС; какие-либо данные, свидетельствующие о недостоверности представленных ИП при декларировании документов, в частности технологического процесса указанного производителем, либо недействительности представленных документов, таможенными органами в мат

  • 30.08.2017  

    Судами правомерно отмечено, что, поскольку заявителем осуществлялась деятельность, облагаемая НДС, то налогоплательщик должен был вести соответствующую первичную документацию, в том числе книгу учета доходов и расходов и книгу продаж по совершаемым хозяйственным операциям; соответственно, предприниматель, заявляя о применении льготы, установленной статьей 145 НК РФ, возможность предоставления которой действующее законодатель


Вся судебная практика по этой теме »