Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

01.08.2023

Письмо Минфина России от 23.05.2023 г. № 03-07-03/46996

Вопрос: Пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что тарифы устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки региональных операторов для целей расчета единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), определяются без учета НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации услуг дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг сумму НДС.

Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).

Региональный оператор как налоговый резидент РФ, находящийся на общей системе налогообложения, реализует услугу по обращению с ТКО по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС (в размере 20 процентов). При этом форма решения органа регулирования тарифов учитывает значения тарифов с НДС (население) и без НДС (прочие потребители).

Стоит также учитывать, что согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с действующим законодательством РФ норма, установленная указанным в настоящем абзаце пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, начинает действовать при условии, что органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога (принято решение об освобождении от налогообложения).

В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).

Изучение складывающейся судебной практики показывает, что при установлении единых тарифов по конструкции "с НДС" / "без НДС" у региональных операторов, которые обязаны уплачивать НДС в бюджет, из дебиторской задолженности потребителей, не относящихся к населению, исключается НДС, который при реализации услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю услуг в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ <*>.

--------------------------------

<*> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2022 N Ф02-4751/2022 по делу N А33-28515/2021 (о неправомерности применения региональным оператором услуг единого тарифа, увеличенного на сумму НДС). Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 N Ф06-25357/2022 по делу N А65-10680/2022 (об отсутствии основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС).

 

Стандартная форма тарифного решения органа регулирования тарифов, в которой тарифы для населения указываются с НДС, а тарифы для прочих потребителей - без НДС, ошибочно трактуется судами как освобождение регионального оператора от уплаты НДС. При этом в силу налогового законодательства региональный оператор не может быть освобожден от уплаты НДС в отношении отдельной категории потребителей.

Указанная прецедентная практика создает риски формирования недополученных доходов в сумме "входного" НДС.

Учитывая изложенное, возможно ли подготовить поручение Правительства РФ Федеральной антимонопольной службе о рассмотрении и внесении в установленном порядке в Правительство РФ проекта постановления о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"?

03.07.2023

Письмо Минфина России от 26.04.2023 г. № 03-07-07/38261

Вопрос: Каков порядок применения пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к услугам распространения входных билетов и абонементов на культурно-просветительские мероприятия в форме квизов, квестов, интеллектуальных игр?

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются услуги по распространению входных билетов и абонементов (форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

Согласно п. 5 Правил осуществления просветительской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195, просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и в иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом того что список мероприятий, в форме которых может быть реализована просветительская деятельность, является открытым, законно ли и обоснованно ли считать, что услуги по распространению входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных мероприятий в любой форме, в том числе в форме квизов, квестов, интеллектуальных игр, проводимых организациями, отвечающими требованиям пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС?

Письмо Минфина России от 27.04.2023 г. № 03-07-07/38826

Вопрос: Каков порядок применения законодательства о налогах и сборах, а именно порядок применения пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ?

В данной норме указано, что освобождение от обложения НДС применяется в отношении услуг общественного питания при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется такое освобождение, ряда условий.

В частности, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности по классу 56. При этом данное условие применяется за налоговые периоды, начинающиеся с 01.01.2024.

Вопрос:

- если организация применяет освобождение от обложения НДС с 01.01.2023, должна ли организация условие о соблюдении регионального уровня среднемесячной заработной платы соблюдать с 01.01.2023 (календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, как указывается в абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149)? Или условие по уровню среднемесячной заработной платы необходимо соблюдать начиная с 01.01.2024;

- если организация зарегистрирована в г. Москве, на какие данные необходимо ориентироваться при соблюдении данного условия - размещенные в сети Интернет на федеральном (https://rosstat.gov.ru/) или региональном (https://mosstat.gks.ru/) сайте органа статистики?

27.12.2022

Письмо Минфина России от 15.11.2022 г. № 03-03-06/1/111240

Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, созданной в результате реорганизации.

02.11.2022

Письмо Минфина России от 16.09.2022 г. № 03-07-08/89936

Вопрос: В соответствии со ст. 1262 ГК РФ программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат, т.е. вносить их в реестр нельзя. А как при продаже таких ПО получить освобождение от уплаты НДС?

28.10.2022

Письмо Минфина России от 19.09.2022 г. № 03-07-11/90411

Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), освобождаются от обложения НДС.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г.

Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 г. предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 г. применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 г. вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.

Согласно п. 5 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ одно из оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора:

задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Правомерно ли применение освобождения от обложения НДС реализации услуг по обращению с ТКО при наличии превышения задолженности регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО двенадцатой части необходимой валовой выручки регионального оператора?

13.09.2022
12.09.2022

Письмо Минфина России от 18.08.2022 г. № 03-07-04/80692

Вопрос: О вычете НДС при приобретении региональными лизинговыми компаниями оборудования за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ.

17.08.2022

Письмо Минфина России от 08.07.2022 г. № 03-07-11/65722

Вопрос: О применении ставки 0% по НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

15.08.2022

Письмо Минфина России от 15.07.2022 г. N 03-07-07/68502

Вопрос: Об условиях применения освобождения от НДС при оказании услуг общественного питания.

18.07.2022

Письмо Минфина России от 21.06.2022 г. № 03-07-11/58734

Вопрос: На основании Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ дополнен пп. 18 и 19 следующего содержания:

"18) услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 г. и включенных в реестр объектов туристской индустрии. Порядок ведения реестра объектов туристской индустрии утверждается Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, указанные в абзаце первом настоящего подпункта, вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции);

19) услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Положения настоящего подпункта применяются по 30 июня 2027 г. включительно, если иное не установлено абзацем третьим настоящего подпункта.

Налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, указанными в абзаце первом подпункта 18 настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции)".

Указанные пп. 18 и 19 п. 1 ст. 164 НК РФ вступают в силу с 01.07.2022.

АО (далее также - Общество) осуществляет в том числе деятельность по предоставлению мест для временного проживания в гостиничном комплексе категории "четыре звезды" (далее - ГК).

ГК был введен в эксплуатацию 15.11.2013 на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.11.2013.

Право собственности Общества на ГК было зарегистрировано 09.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.

Реконструкция ГК не проводилась.

На основании изложенного в соответствии со ст. 34.2 НК РФ предлагается представить разъяснения по вопросу налогообложения (применения налоговой ставки 0 процентов) налогом на добавленную стоимость деятельности АО при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в ГК начиная с 01.07.2022 до истечения двадцати последовательных налоговых периодов согласно положениям пп. 18 и 19 п. 1 ст. 164 НК РФ.

15.07.2022

Письмо Минфина России от 20.06.2022 г. № 03-07-11/58135

Вопрос: По информации в СМИ от 29 мая 2022 г. Правительством РФ дано поручение проработать вопрос обнуления ставки НДС для туроператоров по аналогии с отельерами. Возможны ли следующие правовые механизмы реализации поставленной задачи? В настоящий момент туроператорские компании, формирующие комплексный турпродукт на территории России и находящиеся на общей системе налогообложения, применяют общую ставку НДС в размере 20%, в то время как большинство услуг, входящих в состав турпродукта, либо освобождены от НДС, либо облагаются по пониженной ставке, либо их поставщики применяют упрощенную систему налогообложения (УСН). Так, не подлежат налогообложению НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ). Аналогичная ситуация с услугами по страхованию (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ), которые в том числе могут входить в состав турпакета, а также с услугами по реализации организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).

14.07.2022

Письмо Минфина России от 10.06.2022 г. № 03-07-11/55259

Вопрос: Организация осуществляет строительную деятельность по строительству многоэтажных домов.

Реализация квартир будет в 2023 г. Часть реализуется как жилые. Выручка от их реализации, согласно пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, не облагается НДС. Часть - как нежилые (коммерческие) - облагается НДС в общем порядке.

Как правильно вести раздельный учет "входного" НДС? В каком периоде имеется право на его вычет (в период всего строительства либо в момент реализации)?

Письмо Минфина России от 14.06.2022 г. № 03-07-11/56173

Вопрос: Пунктом 1 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом согласно абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль - выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными для целей НК РФ.

Правильно ли, что налоговая база по НДС в отношении поставляемых товаров, цена которых формируется с учетом доплат и сборов, установленных поставщиком с учетом специфики производства и реализации данных товаров, определяется как договорная цена этих товаров? Таким образом, налогоплательщик в силу п. 1 и п. 2 ст. 171 НК РФ имеет право принять к вычету суммы налога, предъявленные ему поставщиком при приобретении товаров, исчисленные исходя из договорной цены этих товаров, то есть с учетом всех доплат и сборов?

12.07.2022

Письмо Минфина России от 22.06.2022 г. № 03-07-11/59461

Вопрос: Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 19, в соответствии с которым нулевая ставка НДС будет применяться при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

При этом моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последнее число каждого налогового периода - указанным Федеральным законом ст. 167 НК РФ дополнена п. 9.3 соответствующего содержания.

Указанные изменения в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 67-ФЗ вступят в силу с 01.07.2022.

Какую налоговую ставку следует применять при исчислении НДС с сумм предоплаты (авансов), полученных плательщиком до 01.07.2022 за гостиничные услуги, которые будут реализованы после 01.07.2022 (раннее бронирование)?

29.06.2022

Письмо Минфина России от 08.06.2022 г. № 03-07-11/54019

Вопрос: О применении вычетов НДС и о выставлении счетов-фактур.

14.06.2022

Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-07/40182

Вопрос: В соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что операции по реализации на территории РФ исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом Налоговый кодекс не содержит ссылку на нормативный документ, регламентирующий ведение данного реестра.

Какой именно реестр необходимо использовать для целей применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций, поименованных в пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, и каков порядок включения исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных в вышеуказанный реестр?

10.06.2022

Письмо Минфина России от 26.04.2022 г. № 03-07-08/37837

Вопрос: ООО планирует воспользоваться льготой, предоставленной п. 1 Указа Президента РФ от 02.03.2022 N 83.

Вправе ли ООО, получившее аккредитацию и включенное в соответствующий реестр Минпромторга России, не применять освобождение по НДС, но воспользоваться иными преференциями согласно Указу Президента от 02.03.2022 N 83?

ООО имеет ряд действующих договоров с организациями, которые отказываются работать без НДС.

Письмо Минфина России от 24.05.2022 г. № 03-07-11/47843

Вопрос: Об освобождении от НДС либо применении ставки 10% НДС при реализации медицинских изделий.

Письмо Минфина России от 24.05.2022 г. № 03-07-11/47864

Вопрос: О предложении по предоставлению организациям интернет-торговли особого порядка уплаты НДС, предусматривающего рассрочку до шести месяцев.

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок