Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2009 г. по делу N А55-13349/2008
Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2009 г. по делу N А55-13349/2008
При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях. Иное толкование положений вышеназванных статей НК РФ противоречит сущности камеральной налоговой проверки, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок
13.07.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2009 г. по делу N А55-13349/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009
по делу N А55-13349/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химэнергоинвест" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании незаконными решений от 26.06.2008 N 03-04/323/1ЭОД в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 406 869 руб., пени - 12 085,09 руб., штрафа - 700 руб.; N 03-04/1/323/1 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11 854 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химэнергоинвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области от 26.06.2008 N 03-04/323/1ЭОД о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 406 869 руб., пени - 12 085,09 руб., штрафа - 700 руб.; N 03-04/1/323/1 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11 854 руб.,
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2006 года налоговым органом составлен акт камеральной проверки N 03-04/323 и вынесены решение от 26.06.2008 N 03-04/323/1ЭОД о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 406 869 руб., пени - 12 085,09 руб., штрафа - 700 руб.; а также решение от 26.06.2008 N 03-04/1/323/1 об отказе в возмещении НДС в сумме 11 854 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьями 88, 31, 23, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в адрес общества было направлено требование от 04.03.2008 N 03-17/11806 о представлении документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, в том числе, счетов-фактур по книге покупок, первичных документов и т.д.
В нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ указанное требование обществом не исполнено: не представлены книга покупок за декабрь 2006 года, книга продаж за декабрь 2006 года, журнал полученных счетов-фактур за декабрь 2006 года, журнал выставленных счетов-фактур за декабрь 2006 года, карточки счетов 19, 41, 50, 51, 60, 62, 68, 76, 90, 91 за декабрь 2006 года (всего 14 документов), что явилось основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в размере 700 руб.
В применении налоговых вычетов заявителю было отказано в связи с отсутствием, по мнению налогового органа, первичных учетных документов, на основании которых налогоплательщиком были применены вычеты по НДС. Как указал НДС, подлежащего уплате в бюджет по налоговой декларации за декабрь 2006 года в размере 406 869 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и обоснованно удовлетворили требования общества.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки и истребования в ходе такой проверки необходимых документов налоговыми органами определены статьей 88 НК РФ.
При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 88 НК РФ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов, то об этом сообщается налогоплательщику с требованиями внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки камеральной проверки НДС, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
С учетом положений статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" право на вычеты возникает в случае, если налог продавцом предъявлен, счета-фактуры покупателем получены, а товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (абзац 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ). При выполнении указанных выше условий покупатель регистрирует счета-фактуры в книге покупок и включает суммы подлежащего вычету налога в налоговую декларацию по НДС за соответствующий налоговый период.
Согласно Правилам книги покупок и продаж являются документами бухгалтерского (налогового) учета - регистрами, которые используются при составлении декларации по НДС. Книги покупок и продаж, счета-фактуры, аналитические регистры налогового учета и подлежат камеральной проверке при предъявлении НДС к вычету. Соответственно, указанные документы вправе запрашивать камеральной проверки 21.05.2008 N 03-04/323 общество представило разногласия и следующие документы по требованию от 04.03.2008 N 03-17/11806: счета-фактуры за 2006 год; книгу продаж за 2006 год; книгу покупок за 2006 год.
Однако, налоговым органом со ссылкой на статьи 88, 93 НК РФ сделан вывод об отсутствии оснований для исследования данных документов, так как камеральная налоговая проверка данной декларации окончена 06.05.2008.
Как правильно указал суд, представленные заявителем доказательства - счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения, выписки из лицевого счета, книга покупок за декабрь 2006 года (л. д. 35 - 86, 106, 114 - 127) подтверждают правомерность заявленных обществом в рассматриваемом периоде налоговых вычетов. В связи с этим является правильным вывод судов об отсутствии оснований для доначисления обществу налога, пени, отказа в применении налоговых вычетов за декабрь 2006 года.
Судом также правомерно признано незаконным привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 700 руб. за непредставление документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Ответственность, предусмотренная названной нормой, может быть применена к налогоплательщику только в случае непредставления налогоплательщиком документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не любых иных документов, истребованных налоговым органом в целях проведения камеральной налоговой проверки.
Судами сделан правильный вывод, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено представление таких документов, как журналы полученных (выставленных) счетов-фактур.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу N А55-13349/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



