Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2009 г. по делу N А55-13349/2008
Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2009 г. по делу N А55-13349/2008
При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях. Иное толкование положений вышеназванных статей НК РФ противоречит сущности камеральной налоговой проверки, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок
13.07.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2009 г. по делу N А55-13349/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009
по делу N А55-13349/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химэнергоинвест" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании незаконными решений от 26.06.2008 N 03-04/323/1ЭОД в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 406 869 руб., пени - 12 085,09 руб., штрафа - 700 руб.; N 03-04/1/323/1 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11 854 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химэнергоинвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области от 26.06.2008 N 03-04/323/1ЭОД о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 406 869 руб., пени - 12 085,09 руб., штрафа - 700 руб.; N 03-04/1/323/1 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11 854 руб.,
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2006 года налоговым органом составлен акт камеральной проверки N 03-04/323 и вынесены решение от 26.06.2008 N 03-04/323/1ЭОД о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 406 869 руб., пени - 12 085,09 руб., штрафа - 700 руб.; а также решение от 26.06.2008 N 03-04/1/323/1 об отказе в возмещении НДС в сумме 11 854 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьями 88, 31, 23, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в адрес общества было направлено требование от 04.03.2008 N 03-17/11806 о представлении документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, в том числе, счетов-фактур по книге покупок, первичных документов и т.д.
В нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ указанное требование обществом не исполнено: не представлены книга покупок за декабрь 2006 года, книга продаж за декабрь 2006 года, журнал полученных счетов-фактур за декабрь 2006 года, журнал выставленных счетов-фактур за декабрь 2006 года, карточки счетов 19, 41, 50, 51, 60, 62, 68, 76, 90, 91 за декабрь 2006 года (всего 14 документов), что явилось основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в размере 700 руб.
В применении налоговых вычетов заявителю было отказано в связи с отсутствием, по мнению налогового органа, первичных учетных документов, на основании которых налогоплательщиком были применены вычеты по НДС. Как указал НДС, подлежащего уплате в бюджет по налоговой декларации за декабрь 2006 года в размере 406 869 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и обоснованно удовлетворили требования общества.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки и истребования в ходе такой проверки необходимых документов налоговыми органами определены статьей 88 НК РФ.
При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 88 НК РФ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов, то об этом сообщается налогоплательщику с требованиями внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки камеральной проверки НДС, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
С учетом положений статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" право на вычеты возникает в случае, если налог продавцом предъявлен, счета-фактуры покупателем получены, а товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (абзац 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ). При выполнении указанных выше условий покупатель регистрирует счета-фактуры в книге покупок и включает суммы подлежащего вычету налога в налоговую декларацию по НДС за соответствующий налоговый период.
Согласно Правилам книги покупок и продаж являются документами бухгалтерского (налогового) учета - регистрами, которые используются при составлении декларации по НДС. Книги покупок и продаж, счета-фактуры, аналитические регистры налогового учета и подлежат камеральной проверке при предъявлении НДС к вычету. Соответственно, указанные документы вправе запрашивать камеральной проверки 21.05.2008 N 03-04/323 общество представило разногласия и следующие документы по требованию от 04.03.2008 N 03-17/11806: счета-фактуры за 2006 год; книгу продаж за 2006 год; книгу покупок за 2006 год.
Однако, налоговым органом со ссылкой на статьи 88, 93 НК РФ сделан вывод об отсутствии оснований для исследования данных документов, так как камеральная налоговая проверка данной декларации окончена 06.05.2008.
Как правильно указал суд, представленные заявителем доказательства - счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения, выписки из лицевого счета, книга покупок за декабрь 2006 года (л. д. 35 - 86, 106, 114 - 127) подтверждают правомерность заявленных обществом в рассматриваемом периоде налоговых вычетов. В связи с этим является правильным вывод судов об отсутствии оснований для доначисления обществу налога, пени, отказа в применении налоговых вычетов за декабрь 2006 года.
Судом также правомерно признано незаконным привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 700 руб. за непредставление документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Ответственность, предусмотренная названной нормой, может быть применена к налогоплательщику только в случае непредставления налогоплательщиком документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не любых иных документов, истребованных налоговым органом в целях проведения камеральной налоговой проверки.
Судами сделан правильный вывод, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено представление таких документов, как журналы полученных (выставленных) счетов-фактур.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу N А55-13349/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Темы: Камеральные проверки  Право истребовать документы  Налоговые вычеты  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 13.05.2016 Налоговики при встречной проверке могут запрашивать выписку у банков
- 07.10.2013 Непредставление документов налогоплательщиком может быть вызвано разными причинами
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 27.09.2021 Можно ли изымать документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика: позиция ФНС
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 28.01.2024
По результатам
камеральной налоговой проверки вынесено решение, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество неправомерно не удержало (и
- 19.12.2023
По результатам
камеральной проверки арбитражному управляющему доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф в связи с завышением профессиональных налоговых вычетов ввиду включения в их состав расходов на оплату сотовой связи, проезда и проживания, обучения, обслуживания транспортного средства.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку не представлено доказательств того, что заявленные расходы были произ
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 09.10.2023
Оспариваемым решением
общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг
- 07.10.2013
Подлежат выяснению причины невозможности
представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль организаций, пени, штраф, пени по НДС в связи с необоснованным применением налоговых вычетов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения, путем совершения операций с контрагентами, не осуществляющими реальную фина
- 14.04.2024
Выявив, что
налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС
- 07.04.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводом о создании обществом искусственного документооборота с целью формального соблюдения (создания) условий для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказаны наличие недостоверной информации в представлен
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 06.09.2013 Письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-02-07/1/35025
- 06.09.2010 Письмо Минфина РФ от 24 марта 2010 г. N 03-02-07/1-125
- 01.09.2010 Письмо Минфина РФ от 30 марта 2010 г. N 03-02-07/1-133
- 01.04.2024 Письмо Минфина от 01.02.2024 г. № 03-07-07/8089
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272
Комментарии