Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №377-O от 09.12.2002

Определение КС РФ №377-O от 09.12.2002

По смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, вопрос о том, какие именно нормы подлежат применению в конкретном деле, разрешается судом, рассматривающим данное дело. Осуществляя выбор налоговой нормы, суд должен исходить из того, что выявленные им (в том числе при анализе разъяснений уполномоченных органов) неясности в силу пункта 7 статьи 3 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации должны толковаться в пользу налогоплательщика и исключать вину лица в совершении налогового правонарушения.

09.12.2002  

Определение Конституционного Суда РФ

от 9 декабря 2002 г. № 377-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смирнова Валентина Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части пятой статьи 8 и статьи 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.М. Смирнова, установил:

1. Гражданин В.М. Смирнов является владельцем земельного участка, выделенного на праве пожизненного наследуемого владения для жилищного строительства. Решением Октябрьского районного суда города Иванова от 19 июня 2001 года, оставленным без изменения кассационной инстанцией, со В.М. Смирнова по иску инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново-2 был взыскан земельный налог за 2000 год и пени исходя из полной ставки налога, а не из трех процентов от ставки, как это предусмотрено частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" для владельцев и собственников земель, занятых жилищным фондом, в связи с тем, что жилищное строительство на данном земельном участке не завершено. Надзорные жалобы В.М. Смирнова в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации оставлены без удовлетворения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Смирнов оспаривает конституционность положений части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года "О плате за землю", а также его статьи 15. По мнению заявителя, оспариваемые нормы содержат неопределенность и допускают произвольное толкование понятия "земли, занятые жилищным фондом", а потому не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 1), 10, 15 (части 1 и 3), 19, 34 (часть 1), 40 (части 1 и 2), 54 (часть 2), 55 (часть 2) и 57.

2. Как следует из представленных материалов, в правоприменительной практике сложилось различное понимание части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", о чем свидетельствуют письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 апреля 2001 года N ВТ-6-04/351 и от 4 июня 2002 года N 21-3-05/73-Ф708, письмо Федеральной службы земельного кадастра России от 23 августа 2000 года N НК-300.

По смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, вопрос о том, какие именно нормы подлежат применению в конкретном деле, разрешается судом, рассматривающим данное дело. Осуществляя выбор налоговой нормы, суд должен исходить из того, что выявленные им (в том числе при анализе разъяснений уполномоченных органов) неясности в силу пункта 7 статьи 3 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации должны толковаться в пользу налогоплательщика и исключать вину лица в совершении налогового правонарушения.

Разрешение данного вопроса, как и вопроса о конкретизации тех или иных понятий, содержащихся в законе, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

3. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемой нормы. Если такая неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не может быть признано допустимым по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог и арендная плата за землю устанавливаются на основании документа, удостоверяющего право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Для заявителя таким документом служит свидетельство о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. При этом Земельный кодекс Российской Федерации понимает под землевладельцами лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (пункт 3 статьи 5). Именно о владении и пользовании земельным участком и идет речь в статье 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Таким образом, неопределенность в понимании данной нормы, вопреки утверждению заявителя, отсутствует, а потому его жалоба в этой части не отвечает требованиям допустимости обращений.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смирнова Валентина Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М. Данилов

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все новости по этой теме »

Принцип непротиворечивости и ясности налогового законодательства
Все новости по этой теме »

Местные налоги и сборы - удалить
Все новости по этой теме »

Налог на землю
Все новости по этой теме »

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Общеправовые принципы и принципы налогообложения

Вся судебная практика по этой теме »

Принцип непротиворечивости и ясности налогового законодательства
  • 20.03.2007   Сами по себе оспариваемые нормы НК РФ, содержащие общие положения, а также основные понятия, используемые в целях налогообложения ЕНВД, - с учетом правовых позиций КС РФ, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
  • 25.01.2007   Об оспаривании ст. 366 НК РФ
  • 08.10.1997  

    В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполн


Вся судебная практика по этой теме »

Местные налоги и сборы - удалить
  • 26.07.2007   Организация становится плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок.
  • 12.06.2007   Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
  • 16.05.2007   С момента составления акта приема-передачи приобретенного недвижимого имущества ЗАО стало фактическим пользователем земельного участка и у него возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки у общества не могло являться основанием для освобождения его как фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю.

Вся судебная практика по этой теме »

Налог на землю
  • 17.10.2016  

    Как отметили судьи, установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от вида финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта не предусмотрено. Спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, доказательства его отнесения к территориальным зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах не представлены, следовательно, применение пониженной ставки земельного налога незаконно.<

  • 07.09.2016  

    Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что спорные земельные участки относятся к землям промышленности и используются налогоплательщиком для размещения промышленно-отопительных объектов топливно-энергетических предприятий. В здании цеха тепловых сетей располагается ремонтная база участка тепловых сетей, состоящая из слесарной мастерской, токарного и сверлильного станков, сварочного поста, бытовых и офисных помещений; насосная

  • 29.08.2016   Переход права на указанные земельные участки к муниципальному образованию не зарегистрирован. Как правомерно отмечено апелляционным судом, неисполнение статьи 29, 53 ЗК РФ органом местного самоуправления, невнесение изменений в ЕГРП, не освобождают учреждение от уплаты земельного налога, поскольку право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками согласно выпискам из ЕГРИП зарегистрировано с 06.09.2012 за ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России, что

Вся судебная практика по этой теме »