
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2020 г. № Ф08-27/2020 по делу № А32-16926/2019
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2020 г. № Ф08-27/2020 по делу № А32-16926/2019
Налоговый орган начислил НДФЛ, указывая на то, что в проверяемом периоде глава КФХ находился на общей системе налогообложения.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку главой КФХ неверно определен пятилетний льготный срок для уплаты НДФЛ.
11.05.2020Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2020 г. по делу N А32-16926/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю - Зубовой З.Г. (доверенность от 17.01.2019), в отсутствие заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кулика Алексея Федоровича (ИНН 232602251313, ОГРНИП 312236029100041), заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кулика Алексея Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А32-16926/2019, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кулик Алексей Федорович (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 10.10.2018 N 55140 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что пятилетний льготный срок исчисляется согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и правомерно определен инспекцией с 18.10.2012 по 31.12.2016, в связи с чем неуплаченная сумма налога за период с 01.01.2017 по 17.10.2017 начислена обоснованно.
Глава КФХ обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.07.2019 и постановление апелляционной инстанции от 14.10.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом неверно определен пятилетний льготный период, который должен исчисляться с 18.10.2012 по 17.10.2017. За 74 дня 2012 года крестьянско-фермерское хозяйство не имело возможности получить полноценный доход, соответствующий годовому доходу. Суды неправомерно ограничили главе КФХ срок на право пользования льготой.
В пояснениях на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, пояснений, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, представленной главой КФХ в инспекцию 28.04.2018, по результатам которой составила акт от 08.08.2018 N 50660 и приняла решение от 10.10.2018 N 55140 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 1 тыс. рублей штрафа, с учетом положений подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса за неуплату (неполную уплату) НДФЛ; главе КФХ предложено уплатить 111 152 рубля недоимки по НДФЛ.
Не согласившись с принятым решением, глава КФХ обратился с апелляционной жалобой в управление, которое решением от 28.12.2018 N 24-13-2214 оставило жалобу без удовлетворения, решение инспекции от 10.10.2018 N 55140 - без изменения.
В порядке статей 137 и 138 Кодекса глава КФХ обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления, суды правомерно руководствовались подпунктом 1 пункта 1 статьи 23, статьей 55, пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 207, статьей 216, пунктом 14 статьи 217 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 14 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Таким образом, из буквального толкования пункта 14 статьи 217 Кодекса следует, что льготный порядок налогообложения будет действовать в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение доходов членов хозяйства должно производиться в общеустановленном порядке, а налогообложение доходов главы КФХ - в порядке, предусмотренном главой 23 Кодекса для индивидуальных предпринимателей.
На основании статьи 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год, то есть период времени с 1 января по 31 декабря включительно, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
В силу пункта 2 статьи 55 Кодекса, если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных данным пунктом и пунктом 3 данной статьи.
Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) по 31 декабря этого календарного года.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, глава КФХ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства 17.10.2012, что подтверждается свидетельством о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 23 N 008716609. Основной вид деятельности - "Выращивание зерновых культур" (ОКВЭД - 01.11.1). В проверяемом периоде глава КФХ находился на общей системе налогообложения.
С учетом положений пункта 14 статьи 217 и статьи 55 Кодекса является правильным вывод судебных инстанций, что поскольку крестьянско-фермерское хозяйство, главой которого является заявитель, зарегистрировано 17.10.2012, то, первым налоговым периодом в данном случае будет являться период с 17.10.2012 по 31.12.2012, а, следовательно, норма, предусмотренная статьей 217 Кодекса, может применяться в отношении тех доходов, которые получены главой и членами хозяйства в период с 17.10.2012 по 31.12.2016 включительно. При этом, то обстоятельство, что в период с 18.10.2017 по 31.12.2017 глава КФХ не вел деятельности, доходы и расходы отсутствовали, не имеет правового значения применительно к пятилетнему сроку для применения льготы при расчете НДФЛ, исчисляемому с учетом положений статьи 55 Кодекса.
Таким образом, обжалованное решение от 10.10.2018 N 55140 соответствует перечисленным нормам Налогового кодекса Российской Федерации и не может быть признано недействительным по указанным главой КФХ основаниям.
Обоснованно отклонен судебными инстанциями довод главы КФХ о преимущественном применении статьи 6.1 Кодекса и предоставлении указанной нормой права расчета периода льготы не в пределах календарных лет, а путем использования в качестве точки отсчета даты регистрации КФХ путем арифметического прибавления к указанной дате пяти лет. Данный довод основан на неверном толковании положений статей 6.1, 55 и 217 Кодекса.
Судебные инстанции проанализировали приведенную участвующими в деле лицами судебную практику и учли, что если государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, первым налоговым периодом для такого индивидуального предпринимателя является период времени со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по 31 декабря календарного года, следующего за годом осуществления государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Тогда как для рассматриваемых обстоятельств частью 2 статьи 55 Кодекса предусмотрено иное правило, которое и применили инспекция и суды.
Ссылки подателя жалобы на материалы камеральных проверок по иным налогоплательщикам, отклонены, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются повторными, были рассмотрены судом первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А32-16926/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО
Темы: Порядок уплаты  Облагаемые доходы  
- 04.03.2022 Как платить налог в случае продажи земельного участка, который был ранее разделен?
- 03.03.2022 Сотрудник компании получил выплату на погребение: обязан ли работодатель удержать с этой выплаты налог?
- 28.02.2022 Каковы правила освобождения стоимости путевки от налога?
- 04.03.2022 Минфин рассказал, как платить НДФЛ при продаже криптовалюты
- 11.02.2022 В 6-НДФЛ отражается только та зарплата, которая была начислена и выплачена сотрудникам
- 10.02.2022 Имущество в аренду – кто платит налоги?
- 06.10.2024 Порядок обложения НДФЛ суммы материальной помощи сотруднику
- 16.02.2024 Должна ли организация платить какие-либо налоги с организации питания сотрудникам?
- 05.10.2023 Сотрудник компании – гражданин Республики Беларусь: какую ставку НДФЛ применять?
- 02.10.2023 Продажа имущества от тети племяннику и вопрос расчета НДФЛ
- 03.07.2023 Порядок расчета налоговой базы по НДФЛ для 12% ставки при выплате дивидендов генеральному директору
- 03.07.2023 Премия для мобилизованных работников и НДФЛ
- 27.04.2025
При проведении
налоговым органом анализа налогоплательщиков - получателей мер поддержки было установлено, что общество не уплатило НДФЛ от суммы полученной меры поддержки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует безусловная обязанность израсходовать все полученные средства исключительно на заработную плату, доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании пол
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 20.11.2024
Налоговый орган
отказал в возврате суммы НДФЛ, уплаченной в связи с выплатой налогоплательщику действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как при получении денежных средств в связи с погашением имущественного права, полученного по договору дарения, у налогоплательщика образуется доход, подлежащий налогообложен
- 31.07.2024
Начислены НДФЛ,
страховые взносы, пени, штрафы на компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер или вахтовый метод.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные выплаты входят в систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, имеют фиксированный размер за каждый отработанный день и,
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест
- 23.08.2023
Налогоплательщику начислен
НДФЛ исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, его жалоба оставлена без удовлетворения.Итог: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорный объект не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, новая кадастровая стоимость объекта может применяться для расчета НДФЛ не ранее, чем с нового налогового периода; 2) Производство по делу прекращено,
- 01.07.2025 Письмо Минфина России от 22.08.2024 г. № 03-04-05/79246
- 27.06.2025 Письмо Минфина России от 22.08.2024 г. № 03-04-05/79480
- 26.06.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-04-05/35752
- 01.07.2025 Письмо Минфина России от 21.04.2025 г. № 03-04-05/40138
- 01.07.2025 Письмо Минфина России от 22.08.2024 г. № 03-04-05/79311
- 26.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-04-05/41946
Комментарии