Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 20 июля 2011 г. № Ф09-4398/11

Постановление ФАС Уральского округа от 20 июля 2011 г. № Ф09-4398/11

Юридические основания для возврата излишне уплаченных сумм авансовых платежей по налогу на прибыль возникают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, с даты представления налоговой декларации, за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в инспекцию

09.08.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2011 г. N Ф09-4398/11

Дело N А47-5717/10

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Дубровского В.И.,

судей Токмаковой А.Н., Первухина В.М.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.12.2010 по делу N А47-5717/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская горно-металлургическая компания" (далее - общество, налогоплательщик) - Ефимова С.В. (доверенность от 08.07.2011 б/н), Самаркин К.И. (доверенность от 08.07.2011 б/н);

инспекции - Комиссарова Е.В. (доверенность от 10.06.2011 б/н).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 4 542 632 руб. и обязании налогового органа вернуть переплату по налогу на прибыль в указанном размере.

Решением суда первой инстанции от 01.12.2010 (резолютивная часть от 24.11.2010; судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 (резолютивная часть от 13.04.2011; судьи: Иванова Н.А., Арямов А.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль следует исчислять с момента уплаты каждого платежа, в связи с чем заявление налогоплательщика от 12.01.2010 подано с пропуском срока для возврата авансовых платежей за 2006 г.

В представленном отзыве общество возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит жалобу инспекции оставить без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, обществом 25.11.2009 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2006 г., согласно которой сумма налога к уменьшению составила 4 542 632 руб., из них в федеральный бюджет - 1 230 296 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 312 336 руб. Основанием подачи уточненной налоговой декларации за указанный период послужило обнаружение обществом неправильного заполнения сведений о начисленных авансовых платежах в первичной декларации. Данные ошибки налоговым органом ранее не были выявлены ни в ходе камеральной, ни в ходе выездной налоговых проверок общества.

Сведения уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 г. отражены налоговым органом в картотеке расчетов с бюджетом, в связи с чем у общества образовалась переплата по налогу на прибыль в общей сумме 4 542 632 руб.

Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 12.01.2010 N 10, в котором просило вернуть сумму переплаты на свой расчетный счет. Какого-либо решения по этому вопросу налогоплательщиком не получено, возврат переплаты не произведен.

Судами установлено, что решение от 01.02.2010 N 58 об отказе в осуществлении зачета (возврата) своевременно налогоплательщику не направлялось.

Данным решением инспекция отказала обществу в осуществлении зачета (возврата) переплаты по заявлению от 12.01.2010 N 10, мотивируя, что проводится камеральная налоговая проверка в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), срок завершения проверки - 29.03.2010.

В ответ на повторные заявления налогоплательщика от 06.04.2010 N 69, 70 налоговый орган вынес решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) со ссылкой на положения п. 7 ст. 78 Кодекса и пропуск трехлетнего срока для подачи заявления о возврате (зачете) переплаты со дня уплаты образовавшейся суммы переплаты.

Общество, не согласившись с выводами налогового органа и полагая, что у него имеется право на возврат переплаты по налогу, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для возврата излишне уплаченного налога.

При этом суд первой инстанции установил, что общество имеет переплату по налогу на прибыль в сумме 4 542 632 руб., которая образовалась в период после 28.05.2008, следовательно, срок на возврат переплаты по налогу налогоплательщиком не пропущен.

Апелляционный суд указал, что юридические основания для возврата излишне уплаченных сумм авансовых платежей по налогу на прибыль возникают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, с даты представления налоговой декларации, за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (в данном случае 28.03.2007). Соответственно, обращение 12.01.2010 (дата первого обращения к налоговому органу с заявлением о возврате налога) в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, обществом осуществлено с соблюдением трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 Кодекса.

Данные выводы соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.

На основании подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Согласно п. 6, 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из п. 8 ст. 78 Кодекса следует, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Довод налогового органа о необходимости исчисления срока для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога следует исчислять от каждой конкретной даты уплаты авансового платежа, апелляционным судом обоснованно отклонен.

Порядок исчисления налога на прибыль установлен ст. 286 Кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные ст. 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, указанные положения ст. 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, а не пункт 5.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 289 Кодекса).

Таким образом, судами, с учетом выводов суда апелляционной инстанции, правомерно удовлетворены требования налогоплательщика, поскольку им не пропущен срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2010 по делу N А47-5717/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ДУБРОВСКИЙ В.И.

Судьи

ТОКМАКОВА А.Н.

ПЕРВУХИН В.М.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Сроки возврата (зачета) налога
  • 24.03.2024  

    Общество ссылается на то, что налоговым органом осуществлен возврат суммы налога путем зачета в счет имеющейся недоимки по НДС без начисления процентов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют экономические потери у общества в связи с изъятием налоговым органом спорной суммы налога на прибыль; сумма излишне взысканного налога не могла быть возвращена обществу в связи с тем, что у

  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог

  • 09.12.2023  

    Налоговый орган отказал в возврате налога в связи с пропуском установленного законом срока на подачу заявления о возврате ошибочно внесенной платежным поручением суммы налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик пропустил трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы налога.


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в

  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.

  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств нереальности сделок с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность выполнения субподрядных работ и поставку товарно-материальных ценностей; умышленное искажение сведений о фак


Вся судебная практика по этой теме »