
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 7 октября 2010 г. N ВАС-3972/10
Определение ВАС РФ от 7 октября 2010 г. N ВАС-3972/10
Поскольку об излишней уплате ЕНВД общество узнало только из акта налоговой проверки, то с указанной даты начинает течь трехлетний срок на возврат налога
18.10.2010ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2010 г. N ВАС-3972/10
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Муриной О.Л. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Трубчевского районного потребительского общества (ул. Ленина, 78, г. Трубчевск, Брянская область, 242220) от 04.03.2010 о пересмотре в порядке надзора постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.01.2010 по делу N А09-9907/08-30 Арбитражного суда Брянской области по заявлению Трубчевского районного потребительского общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Брянской области (ул. Октябрьская, 2, г. Почел, Брянская область, 243400) о признании незаконным бездействия и о понуждении произвести зачисление излишне уплаченного налога.
Суд
установил:
Трубчевское районное потребительское общество (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Брянской области (далее - инспекция), выразившегося в невозврате 829 816 рублей излишне уплаченного единого налога на вмененный доход, и о понуждении инспекции произвести зачисление указанной суммы.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате 364 387 рублей излишне уплаченного единого налога на вмененный доход, и понуждении инспекции произвести зачисление 829 816 рублей названного налога отменено, требование общества в указанной части удовлетворено; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 27.08.2009 постановление суда апелляционной инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.11.2009 решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2008 в части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате 364 387 рублей излишне уплаченного единого налога на вмененный доход, отменил; в указанной части заявление общества удовлетворил и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата ему указанной суммы излишне уплаченного налога; в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 29.01.2010 постановление суда апелляционной инстанции от 25.11.2009 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев доводы общества, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, а также выводы судов, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2003 по 01.11.2006, в ходе которой пришла к выводу о неправомерном применении обществом в IV квартале 2003 года, в 2004, 2005 и 2006 годах специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли, осуществляемой через филиалы "Универмаг "Деснянка" и "Продукты". Пересчитав налоговые обязательства общества по общей системе налогообложения, инспекция указала в акте выездной налоговой проверки от 23.03.2007 N 97 на излишнюю уплату 829 816 рублей единого налога на вмененный доход.
До составления акта выездной налоговой проверки общество обратилось в инспекцию с заявлениями о зачете излишне уплаченного единого налога на вмененный доход в счет задолженности по иным налогам.
Решениями от 18.03.2008 N 2738, N 2739, N 2740, N 2741, N 2742, N 2743 в осуществлении зачета обществу отказано по мотиву отсутствия переплаты, а также в связи с тем, что предлагаемые к зачету налоги относятся к разным видам налоговых платежей.
После принятия решения о привлечении к ответственности от 24.06.2007 N 97, общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 829 816 рублей излишне уплаченного единого налога на вмененный доход.
Решением от 23.05.2008 N 2795 инспекция отказала обществу в возврате данной суммы, указав на необходимость подачи уточненных налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за указанный период.
Заявлением от 18.09.2008 общество повторно просило инспекцию вернуть излишне уплаченную сумму налога.
Ссылаясь на отсутствие переплаты по упомянутому налогу, инспекция приняла решение от 29.09.2008 N 09/44 об отказе в возврате данной суммы.
Общество, сочтя, что бездействие инспекции нарушает его права на своевременный возврат (зачет) суммы излишне уплаченного единого налога на вмененный доход, обратилось в арбитражный суд.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на платежные документы, признали наличие у общества 829 816 рублей переплаты по единому налогу на вмененный доход, обязав инспекцию возвратить из бюджета как излишне уплаченные 364 387 рублей. В остальной части в удовлетворении требования было отказано в связи с пропуском срока обращения за возвратом, установленным пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако судами не учтено следующее.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.
Вопрос о начале течения срока давности связан с установлением периода, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в течение всего проверяемого периода общество уплачивало единый налог на вмененный доход, не являясь плательщиком данного налога.
Об излишней уплате 829 816 рублей общество узнало только 23.03.2007 из акта выездной налоговой проверки за 2003 - 2006 годы.
Ранее указанной даты общество не могло узнать о наличии у него переплаты указанной суммы по единому налогу на вмененный доход, поскольку осуществляло предпринимательскую деятельность подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения.
Таким образом, право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы единого налога на вмененный доход у общества возникло после составления инспекцией акта по выездной налоговой проверке, то есть 23.03.2007.
Поскольку заявление о возврате излишне уплаченного налога подано обществом в суд 27.10.2008, то на момент его обращения срок на возврат излишне уплаченного налога не истек.
Требование инспекции о представлении уточненных налоговых деклараций при условии, что общество не обязано было платить единый налог на вмененный доход, не основано на нормах налогового законодательства, так как внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию регламентировано статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации и касается налогоплательщиков этого налога.
Однако, как установлено судами и подтверждается актом выездной налоговой проверки общество в 2003 - 2006 годы плательщиком единого налога на вмененный доход не являлось.
При таких обстоятельствах судебные акты по делу N А09-9907/08-30 Арбитражного суда Брянской области нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, что согласно положениям статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А09-9907/08-30 Арбитражного суда Брянской области для пересмотра в порядке надзора постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.01.2010.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 10 ноября 2010 года.
Председательствующий судья
С.М.ПЕТРОВА
Судья
О.Л.МУРИНА
Судья
В.М.ТУМАРКИН
- 15.04.2022 Эксперт: перевод перевозчиков на ЕНВД поддержит транспортный комплекс
- 22.03.2022 Власти Дагестана предлагают ввести налоговые льготы для бизнеса
- 27.05.2021 Выбор условий ПСН предложили отдать муниципалитетам
- 26.10.2017 Госдума упрощает возврат излишне взысканных налогов
- 17.02.2011 Подписание сверки расчетов не означает, что Инспекция признала долг
- 11.11.2010 ВАС разрешил блокировать счета налоговых инспекций
- 16.09.2021 Памятка для тех, кто еще не отчитался по ЕНВД за 2020 год. Повторение
- 15.03.2021 НДФЛ с дивидендов, переход с ЕНВД на УСНО и другие поправки в НК РФ
- 18.02.2021 ЕНВД отменили. Если решил, что теперь хочешь перейти на УСН – успей предупредить об это налоговую!
- 07.12.2020 Компания смогла через суд взыскать с налоговиков проценты за незаконное удержание НДС
- 27.03.2014 Проценты при возврате излишне взысканного налога начисляются за период, включающий дату перечисления средств на счет налогоплательщика
- 19.02.2014 Инспекция будет платить больше процентов
- 28.11.2024
Установив, что
налогоплательщик необоснованно применял УСН, налоговый орган доначислил ему НДС, НДФЛ, страховые взносы, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлено, что налоговый орган правомерно доначислил налогоплательщику налоги по общей системе налогообложения, так как последний реализовывал товар (строительные материалы) вне объекта стационарной торговой с
- 12.11.2024
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль в связи с неправомерным применением системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг, для выполнения которых привлекался субподрядчик; налог на прибыль в связи с невключением во внереализационные доходы денежных средств, полученных от ряда контрагентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку неправомерно применение системы налогообложения в виде
- 15.09.2024
Предпринимателю доначислен
ЕНВД, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в связи с занижением площади залов обслуживания посетителей в кафе, ресторане.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено занижение в ресторане физического показателя "площадь зала обслуживания посетителей"; площадь зала обслуживания посетителей, используемого предпринимателем в кафе, превышает 150 кв.
- 18.01.2022
Налогоплательщик полагал,
что налоговый орган обязан уплатить проценты с сумм излишне взысканных с него налогов.Итог: требование удовлетворено, поскольку вступившим в законную силу судебным актом решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности признано недействительным, что является основанием для начисления процентов в отношении сумм налогов, уплаченных налогоплатель
- 20.03.2012
Неполная информация о задолженности
по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. - 09.02.2012
В связи с утратой
права на взыскание спорной задолженности в бесспорном и судебном порядке у Инспекции отсутствуют основания для учета в карточке лицевого счета налогоплательщика сведений о наличии задолженности, возможность взыскания которой утрачена. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом должны отражать размер реально существующих налоговых обязательст
- 07.11.2024 Письмо Минфина России от 20.08.2024 г. № 03-07-11/78234
- 30.07.2024 Письмо ФНС России от 15.12.2020 г. № СД-4-3/20659
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272
- 27.03.2010 Письмо Минфина РФ от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/1/148
- 20.02.2010 Письмо Минфина РФ от 12 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-62
- 10.10.2009 Письмо Минфина РФ от 21 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/237
Комментарии