Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-02-08/51624

Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-02-08/51624

Вопрос: О предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате обязательных платежей, взыскании задолженности по уплате налогов и сборов, рефинансировании кредита в банке.

21.07.2025Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26.05.2025 г. № 03-02-08/51624

 

В Минфине России рассмотрено обращение от 17 апреля 2025 г. и сообщается следующее.

В соответствии с главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если лицо, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган согласно статье 63 НК РФ с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых НК РФ, учитывая возможность их уплаты этим лицом в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 НК РФ, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 НК РФ.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 указанной статьи, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка, если иное не предусмотрено НК РФ.

Помимо этого, на основании пункта 13 статьи 64 НК РФ законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов.

Кроме того, задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказалось невозможным в случаях, установленных пунктом 1 статьи 59 НК РФ, может быть признана безнадежной к взысканию и списана органами, перечисленными в пункте 2 указанной статьи.

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных и местных налогов (пункт 3 статьи 59 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 статьи 76 НК РФ и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). В этой связи условия предоставления кредита, в том числе порядок его погашения, находятся в компетенции сторон, заключающих договор.

Таким образом, отношения по заключению договора между кредитной организацией и клиентом являются гражданско-правовыми и не предусматривают возможности административно-правового воздействия на юридически равноправные стороны этих отношений.

Также отмечаем, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Одновременно сообщаем, что законодательство допускает изменение кредитного договора (договора займа) по соглашению сторон. Кредитор рассматривает предложение заемщика, руководствуясь принципом свободы договора. При этом отказ банка в предоставлении клиенту возможности рефинансирования имеющейся задолженности (кредита) не может являться основанием для неисполнения клиентом своих обязательств по заключенному кредитному договору. В случае недостижения соглашения с кредитором заемщик вправе обратиться в банки, предлагающие программы реструктуризации заемщикам других банков.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

26.05.2025

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок