
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение льгот по НДС в отношении лицензируемых операций
Применение льгот по НДС в отношении лицензируемых операций
В силу пункта 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. На практике встречаются ситуации, когда по независящим от налогоплательщика причинам невозможно получить лицензию. Налоговые органы однозначно считают, что в такой ситуации до получения лицензии льготой нельзя воспользоваться. Правомерность такого подхода проверяли в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 февраля 2004 года № А29-3085/2003А:
29.08.2007В силу пункта 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. На практике встречаются ситуации, когда по независящим от налогоплательщика причинам невозможно получить лицензию. Налоговые органы однозначно считают, что в такой ситуации до получения лицензии льготой нельзя воспользоваться. Правомерность такого подхода проверяли в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 февраля 2004 года № А29-3085/2003А:
"Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2002 года, в ходе которой установила, что Учреждение неправомерно воспользовалось льготой, предусмотренной в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данный период временно осуществляло медицинскую деятельность без лицензии. Указанное привело к занижению налогооблагаемой базы на сумму 226250 рублей и неуплате налога на добавленную стоимость в сумме 45250 рублей.
Это обстоятельство зафиксировано в докладной записке от 11.04.2003 N 06-29/11, на основании которой руководитель Инспекции 11.04.2003 принял решение N 06-29/11 о привлечении Учреждения к ответственности, установленной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 9050 рублей. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 45250 рублей и 2298 рублей пени.
Не согласившись с решением налогового органа, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие лицензии является препятствием к реализации права на налоговую льготу, а несвоевременное (по вине лицензирующего органа) получение лицензии исключает лишь возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изменив решение и удовлетворив заявленное требование в полном объеме, суд апелляционной инстанции руководствовался подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Учреждение, являясь по сути медицинским, имело право на налоговую льготу, так как не могло получить лицензию по независящим от него причинам.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В силу пункта 6 статьи 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 N 395 "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" районные больницы относятся к учреждениям здравоохранения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что до 13.08.2002 Учреждение осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии Г 358819 от 13.08.1999. Заявление на продление срока лицензии было направлено им в Лицензионную палату Республики Коми 01.08.2002, однако в связи с тем, что в период с 16.07.2002 по 26.02.2003 на территории республики не было органа, лицензирующего медицинскую и фармацевтическую деятельность, лицензия Г 609041 со сроком действия до 18.03.2008 была выдана только 18.03.2003.
При таких обстоятельствах в проверяемом периоде налогоплательщик по независящим от него причинам не имел реальной возможности получить лицензию, равно как и приостановить оказание медицинских услуг населению.
Суд аппеляционной инстанции, всесторонне, объективно и полно исследовав материалы дела, обоснованно пришел к выводу о том, что являясь по сути медицинским учреждением и оказывая услуги, поименованные в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, муниципальное учреждение "Усть-Вымская центральная районная больница" имело право на использование в четвертом квартале 2002 года налоговой льготы."
Выводы:
Таким образом, при отсутствии порядка выдачи лицензий или соответствующего уполномоченного органа по выдаче лицензий налогоплательщик вправе пользоваться льготным налогообложением по статье 149 НК РФ.
Для более эффективной защиты в такой ситуации, налогоплательщику необходимо ссылаться на практику КС РФ. Как указано в Определении КС РФ от 4 марта 1999 г. N 36-О отсутствие механизма реализации льготы не может служить основанием для отказа в применении льготы.
Требования налоговых органов в данном случае не основаны на законе.
Темы: Налоги  НДС  Льготы по НДС  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 24.03.2025 В ФНС назвали частые ошибки в декларации по НДС
- 13.03.2025 Минэкономразвития поддерживает продление нулевого НДС для туроператоров
- 04.03.2025 Госдума приняла проект о нулевом НДС при перевозках по ВСМ Москва-Петербург
- 25.01.2021 Переход с ЕНВД на общепринятый режим без НДС: основные правила
- 22.01.2020 Отмена НДС для микропредприятий: миф или реальность
- 25.10.2018 Повышение ставки НДС приведет к развитию новых секторов экономики
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 10.03.2022 Облагаются ли доходы от родительской платы за содержание детей в лицее-интернате НДС?
- 01.10.2021 Очередное народное предложение! Как на счет того, чтобы освободить от НДС кафе и рестораны с оборотом до 15 млрд. рублей в год?
- 22.06.2021 Федеральная налоговая служба опубликовала перечень услуг, освобождаемых от НДС, В связи с проведением чемпионата мира FIA «Формула-1»
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 06.04.2025
Налоговый орган
доначислил НДС в связи с выводом о неправомерном принятии налогоплательщиком к вычету суммы НДС по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано применение налогоплательщиком схемы минимизации налоговых обязательств при приобретении услуг через спорных контрагентов с целью получения налоговой экономии по НДС.
- 06.04.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку договоры и первичные учетные документы, составленные с нарушением установленных требований, не могут быть признаны документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, подтверждающими понесенные обществом расходы для целей налогообложения.
- 06.04.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем завышения расходов в целях исчисления налога на прибыль и применения налоговых вычетов по НДС по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку документы, представленные обществом по взаимоотношениям со спорными контраген
- 09.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС и пени, указывая на неправомерное применение обществом льготы по государственным контрактам, так как оказываемые им услуги не являются медицинскими.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговый орган неправомерно начислил к уплате пени по НДС, так как он незаконно бездействовал, не принимая меры по проверке представленных обществом налоговых деклараций по НДС н
- 09.12.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил вычет по НДС по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами по договорам поставки.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт поставки налогоплательщику товаров от имени контрагентов подтвержден; характер поставок соответствовал специфике предпринимательской деятельности налогоплательщика; ко
- 16.07.2023
Общество указывает,
что спорный товар не подлежит налогообложению.Итог: требование удовлетворено, поскольку обществом представлен комплект документов на ввозимый товар, в том числе регистрационное удостоверение на медицинское изделие, в связи с чем у общества имеется льгота по освобождению от уплаты НДС при таможенном оформлении спорного товара.
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 11.12.2024 Письмо Минфина России от 08.11.2024 г. № 03-05-08/109965
- 25.09.2024 Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-04-05/86779
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 25.02.2025 г. № 03-07-07/17780
- 14.03.2025 Письмо Минфина России от 22.01.2025 г. № 03-07-11/4819
- 12.08.2024 Письмо Минфина России от 24.06.2024 г. № 03-07-03/58545
- 01.08.2023 Письмо Минфина России от 23.05.2023 г. № 03-07-03/46996
- 03.07.2023 Письмо Минфина России от 26.04.2023 г. № 03-07-07/38261
Комментарии