Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новые подходы к мероприятиям налогового контроля

Новые подходы к мероприятиям налогового контроля

03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ[1], который в том числе меняет подходы к отдельным вопросам налогового администрирования. Первоочередными мерами, по мнению разработчиков новшеств, являются:

  • сокращение сроков камеральных проверок;
  • изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации;
  • введение новой процедуры оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Об этих и других новшествах налогового законодательства – в предложенном материале

15.11.2018
Автор: Зобова Е. П., редактор журнала

В связи с чем приняты поправки в отношении налогового администрирования?

В последние годы идет активная модернизация налоговой системы, включая вопросы налогового администрирования. Нельзя отрицать тот факт, что налоговые органы повернулись лицом к налогоплательщику. Сегодня одной из первоочередных мер, по мнению экспертного и бизнес-сообществ, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля.

Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время и в экономической жизни страны, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли колоссальные изменения. Появились новые инструменты, формы контроля. Налоговый контроль вышел на иной уровень эффективности, который позволяет сегодня пересмотреть прежние формы налогового контроля. В связи с вышесказанным решено сократить сроки проведения камеральной проверки с учетом современных систем контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Также предлагается изменить предмет повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога.

В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный документ, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам данных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам. Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

Рассмотрим принятые новшества подробнее.

Новый срок камеральной проверки – два месяца.

Согласно общему правилу срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации – три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ); также – в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС.

Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя». В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание:

Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по‑своему. Судя по всему, если налоговикам лишь что‑то «померещится», то срок проверки будет продлен.

Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

Уточненная декларация: новый предмет проверки.

Согласно пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ до рассматриваемых изменений повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика могла проводиться в том числе налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверялся период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Законодатель изменил предмет повторной проверки: теперь предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Таким образом, как и ранее, в случае представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может быть проведена повторная выездная налоговая проверка. Но если раньше был ограничен проверяемый период – это был период, за который представлялась «уточненка», то теперь установлен предмет проверки – данные, которые повлияли на уменьшение суммы налога или увеличение убытка, что логично. Соответственно, налоговики смогут теперь проверять только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации.

Такого подхода придерживались судебные инстанции, с которыми впоследствии согласились и налоговики (Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979): в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09 предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой. Теперь данный подход закреплен законодательно.

Протокол допроса свидетеля: копия для свидетеля обязательна.

Правила допроса свидетеля урегулированы ст. 90 НК РФ, которая теперь дополнена нормой о том, что копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

До рассматриваемых новшеств НК РФ не было предусмотрено вручение допрашиваемому лицу копии протокола допроса. На практике налоговики и не выдавали никаких копий и считали, что не обязаны это делать (Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03‑02‑08/82). Отсутствие копии протокола затрудняло защиту проверяемым налогоплательщиком и свидетелем своих прав и законных интересов. Теперь налогоплательщик при подготовке возражений по акту проверки сможет использовать копию протокола сотрудников налогоплательщиков и других лиц, которые были допрошены, а не полагаться на их память.

Истребование документов: уведомление о ранее представленных документах.

Действовавший ранее порядок представления истребуемых документов предполагал, что налоговики были не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе налогового мониторинга. Исключением из этого правила были ситуации, в которых документы, представленные в виде подлинников, были возвращены налогоплательщику, а также случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Теперь это правило перестает действовать. Налогоплательщик, как и ранее, не обязан повторно представлять документы, но он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ). В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней. Исключение из этого правило остается таким же, как и было.

Изменения внесены и в п. 5 ст. 93.1 НК РФ, а именно в части установления сроков представления документов о контрагентах налогоплательщика.

Теперь лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ – в рамках порядок налоговых проверок, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ – вне рамок проведения налоговых проверок, – исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

До сих пор был единый срок представления истребуемых документов – пять рабочих дней с даты получения требования.

Как и ранее, если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в обозначенные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы, уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы могут быть представлены, вправе продлить срок представления названных документов. Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93 НК РФ.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: результаты будут оформлены.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки урегулирован в ст. 101 НК РФ, в которую также внесены обновления. Принципиальные новшества затрагивают порядок оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомним, что к дополнительным мероприятиям налогового контроля относятся истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Проводятся допмероприятия для получения дополнительных доказательств нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Действовавшими ранее нормами НК РФ не предполагалось оформлять результаты допмероприятий налогового контроля каким‑либо отдельным документом, все указывалось в акте налоговой проверки. Теперь в силу новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ и новым п. 6.2 названной статьи будет составляться дополнение к акту налоговой проверки, в котором должны будут указываться:

  • начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля,
  • полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение 15 рабочих дней со дня окончания таких мероприятий.

Оформленное дополнение с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено налогоплательщику или его представителю под расписку либо передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) дополнение в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику КГН в установленном порядке.

Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в ЕГРН. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается 20‑й день, считая с даты отправки заказного письма.

Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, то данный факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае документ направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Кроме нового документа, налогоплательщик получает право представить возражения по дополнению к акту налоговой проверки по следующим правилам:

  • сделать это можно в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения;
  • возражения должны быть письменными;
  • возражения могут быть как в целом по документу, так и по его отдельным положениям. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений;
  • при проверке КГН такие возражения представляет ответственный участник названной группы. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В связи с введением дополнения к акту налоговой проверки внесены соответствующие изменения и в п. 1, 2, и 4 ст. 101 НК РФ.

Обратите внимание:

Новые положения ст. 101 НК РФ применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

* * *

Вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ, который направлен на совершенствование налогового администрирования и снижение административной нагрузки на бизнес. Закон внес следующие изменения в ч. I НК РФ:

  • сроки проведения камеральной проверки декларации по НДС сокращены с трех до двух месяцев;
  • предметом повторной выездной проверки на основании уточненной декларации с уменьшением суммы налога теперь может быть только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации;
  • копия протокола допроса свидетеля будет вручаться свидетелю в обязательном порядке;
  • как и ранее, налогоплательщик не обязан повторно представлять документы, но теперь он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее. В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней;
  • срок представления документов в рамках «встречной проверки» увеличен с пяти до десяти рабочих дней;
  • к акту налоговой проверки теперь будет составляться дополнение по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором проверяющие будут фиксировать суть этих мероприятий, а также выводы, сделанные по их итогам. Налогоплательщик получил возможность ознакомиться с таким документом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам, что позволит повысить объективность выносимого решения по проверке. 

[1] Федеральный закон от 03.08.2018 № 302‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №11, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Повторные проверки
Все новости по этой теме »

Камеральные проверки
Все новости по этой теме »

Выездные проверки
Все новости по этой теме »

Дополнительные мероприятия налогового контроля
Все новости по этой теме »

Повторные проверки
Все статьи по этой теме »

Камеральные проверки
Все статьи по этой теме »

Выездные проверки
Все статьи по этой теме »

Дополнительные мероприятия налогового контроля
Все статьи по этой теме »

Повторные проверки
  • 28.02.2014  

    Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что выездная налоговая проверка, о проведении которой вынесено оспариваемое решение, назначена за 2010 - 2011 годы и не является повторной, поскольку предыдущая налоговая проверка проводилась за 2007 - 2009 годы.

  • 02.08.2013  

    Правомерен вывод суда о том, что повторная выездная налоговая проверка, хотя и оформлена Управлением в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 89 НК РФ, фактически такой не является, поскольку не преследует целью контроль за деятельностью инспекции.

  • 24.06.2013  

    То обстоятельство, что по результатам назначенной следователем судебно-экономической экспертизы занижение подлежащих уплате в бюджет налогов было установлено в ином (меньшем) размере по сравнению с суммами согласно оспариваемого решения налогового органа, не является безусловным доказательством неправомерности оспариваемого решения Управления, поскольку не доказана, в том числе, идентичность объемов документов, периодов начисления налогов по сравнению с


Вся судебная практика по этой теме »

Камеральные проверки
  • 08.05.2019  

    Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от возврата сервера, изъятого постановлением о производстве выемки, изъятия документов и предметов.

    Итог: суд поддержал позицию компании. Отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации нормы, регулирующей срок, в течение которого подлежат возврату нало

  • 29.04.2019  

    Предприятие обратилось в суд с заявлением к ИФНС о признании недействительным требования о предоставлении документов (информации).

    Итог: судами обоснованно отклонен довод заявителя о том, что непредставление документов обществом по спорному требованию, легло в основу выводов и явилось основанием для аннулирования оборотов, является несостоятельным, поскольку решение, прин

  • 03.04.2019  

    Инспекция привлекла ООО к ответственности за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, в виде штрафа в сумме 6650 руб. Общество обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд.

    Итог: суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для привлечения


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 28.08.2019  

    В связи с исчерпанием налоговым органом возможностей принудительного взыскания недоимки в бесспорном порядке и непогашением задолженности третьим лицом, а также отсутствием денежных средств на счетах третьего лица и представлением отчетности с нулевыми показателями, инспекция обратилась с требованием о взыскании задолженности с ответчиков в порядке ст. 45 НК РФ.

    Итог: cуд

  • 04.02.2019  

    Компания обратилась в суд с заявлением к ИФНС о признании недействительным постановления о производстве выемки, изъятии документов и предметов, о признании незаконными действий сотрудников инспекции по изъятию подлинников документов в нарушение требований п. 7 ст. 94, ст. 99 НК РФ в отсутствие перечисления изъятых документов и описи с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков изымаемых документов,

  • 30.01.2019  

    Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением о признании незаконным требования ИФНС о предоставлении документов (информации) (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).

    Итог: как указали суды, относимость истребуемых документов к проверяемому периоду и их оценка находятся в компетенции налогового органа, осуществл


Вся судебная практика по этой теме »

Дополнительные мероприятия налогового контроля
  • 10.05.2017  

    Как следует из направленного налоговым органом в адрес общества требования, у компании были истребованы не документы по конкретной сделке, а документы по всем его сделкам с указанным контрагентом за три налоговых периода. Таким образом, выводы судов о том, что налоговый орган при исполнении поручения МИФНС России действовал в рамках полномочий, предоставленных ст. 2, 31, 93 и 93.1 НК РФ, нельзя признать соответствующими обст

  • 08.05.2017  

    Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды исходили из того, что обществом не исполнено обязательство по представлению в установленный срок необходимых для проведения мероприятий налогового контроля документов по требованию налогового органа, налогоплательщик не вправе оценивать обоснованность истребования налоговым органом у него документов и решать вопрос об отказе в их представлении.

  • 27.05.2014  

    Письмом от 03.06.2013 г. № 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос


Вся судебная практика по этой теме »

Повторные проверки
Все законодательство по этой теме »

Камеральные проверки
Все законодательство по этой теме »

Выездные проверки
Все законодательство по этой теме »

Дополнительные мероприятия налогового контроля
Все законодательство по этой теме »