Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849
Письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849
Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений
12.07.2016
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 июня 2016 г. N ГД-4-8/9849
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Федеральная налоговая служба в целях повышения эффективности подготовки и направления в правоохранительные органы материалов, содержащих сведения, позволяющие предполагать совершение налогоплательщиком преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), рекомендует в данной работе учитывать следующее.
Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в соответствии с действующим налоговым законодательством должно быть в установленном порядке произведено взыскание недоимки.
Субъектами данного преступления выступают:
1) собственник имущества;
2) руководитель организации - налогоплательщика (плательщика сбора), либо организации - налогового агента;
3) иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации;
4) индивидуальный предприниматель или налоговый агент.
Квалифицирующим признаком преступления является сокрытие имущества или денежных средств в крупном размере, под которым понимается стоимость сокрытого имущества в сумме, необходимой для погашения задолженности, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.
Субъективной стороной преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, является прямой умысел с целью неуплаты (полной или частичной) налогов и сборов за счет денежных средств или имущества налогоплательщика.
Уголовная ответственность за совершение преступления по статье 199.2 УК РФ, в соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления", может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора.
Обстоятельствами, свидетельствующими о сокрытии денежных средств или имущества, могут быть:
- перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
- использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК РФ, например через кассу предприятия;
- использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
- открытие новых расчетных счетов;
- несдача денежной выручки в кассу;
- утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
- несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
- отчуждение имущества в порядке пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации "Основания прекращения права собственности".
- совершения с имуществом мнимых сделок.
Признаки, свидетельствующие о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов могут быть следующие:
1) отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;
2) темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов по налоговой отчетности;
3) налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
4) хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
5) заключение "формальных" ("сомнительных") договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и т.д.);
6) в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы, у которых присутствуют признаки "фирм-однодневок";
7) налогоплательщик препятствует осуществлению мероприятий налогового контроля.
Источниками информации, свидетельствующими о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в частности, могут быть:
- налоговые декларации;
- бухгалтерская отчетность;
- акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
- иные формы проведения налогового контроля;
- материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
- заключение эксперта;
- выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
- сведения из регистрирующих органов.
Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.
Порядок проверки сообщений и возбуждения уголовных дел по статье 199.2 УК РФ установлен статьями 144 - 145 УПК РФ.
В соответствии с указанными нормами следователь, получив заявление или сообщение о преступлении, в течение 3-х суток с момента поступления такого сообщения проводит доследственную проверку, в ходе которой он вправе производить процессуальные действия и собирать доказательства, необходимые для закрепления следов преступления.
Срок доследственной проверки может быть продлен руководителем следственного органа до 10 суток, а в исключительных случаях - до 30-ти суток.
По результатам проверки заявления или материала следователь в соответствии со статьей 145 УПК РФ выносит одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче материалов по подследственности для принятия процессуального решения.
С целью сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков состава преступления по статье 199.2 УК РФ, материалы также могут быть направлены налоговым органом в органы внутренних дел для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности.
При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Довести настоящее письмо до нижестоящих территориальных налоговых органов и обеспечить контроль за его исполнением.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 14.03.2024 Физлица могут узнать, какие сведения об их зарубежных счетах есть в ФНС
- 07.03.2024 В ФНС сообщили, примут ли персонифицированные сведения без ИНН сотрудника
- 02.03.2024 В ФНС напомнили, как физлицу оформить справку об отсутствии статуса ИП
- 13.03.2024 Минфин: положительный баланс ЕНС не всегда может спасти от штрафа
- 09.02.2024 На Камчатке бывшего директора предприятия ЖКХ подозревают в сокрытии от налогов 9 млн
- 09.10.2023 В Калининграде директора фирмы судят за неуплату налогов в сумме 68 млн
- 28.02.2014 Проверка, охватывающая совсем иные года, не может считаться повторной
- 02.08.2013 Целью повторной проверки является контроль над нижестоящим органом, а не дополнительное доначисление налога
- 29.07.2013 Порядок истребования документов уточнен
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 13.03.2024 Что такое прогрессивная шкала налогообложения: как работает и в каких странах применяется
- 28.11.2023 Квартира в подарок: зачем застройщики дарят жилье и как платить с него налог
- 10.11.2023 Налоговый вычет за лечение в 2024 году: что надо знать
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 15.11.2018 Новые подходы к мероприятиям налогового контроля
- 22.05.2017 Допрос работника при налоговой проверке
- 17.12.2010 Президиум ВАС: еще одно решение о повторных выездных проверках
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 25.02.2024
Оспариваемым решением
отказано в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом доначислений НДС и пени не произведено ввиду подачи обществом уточненной налоговой декларации, которая не была исследована (проверена) в рамках налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт формального составления обществом документов с целью
- 07.02.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы путем создания фиктивного документооборота в отношении сделок по осуществлению предпродажной подготовки автомобилей.Итог: требование удовлетворено, поскольку реальность произведенных налогоплательщиком расходов, связанных с привлечением лица для исполнения обязательств по дилерскому договору, подтверждена, спорные затраты способствовали увеличению объема
- 07.02.2024
Проверкой выявлено
применение налоговых вычетов по сделкам в отсутствие поставки товарно-материальных ценностей и использования их в производстве.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факты ведения налогоплательщиком двойного учета в отношении складского товара подтверждены, организации, указанные в качестве изначальных поставщиков, являются техническими, не обладают необходимыми ресурсам
- 01.11.2023
Общество ссылается
на незаконность решения о проведении повторной налоговой проверки, по итогам которой доначислены налог на прибыль и НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок для оспаривания решения, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
- 28.02.2014
Отказывая в удовлетворении заявления,
суды исходили из того, что выездная налоговая проверка, о проведении которой вынесено оспариваемое решение, назначена за 2010 - 2011 годы и не является повторной, поскольку предыдущая налоговая проверка проводилась за 2007 - 2009 годы. - 02.08.2013
Правомерен вывод суда о
том, что повторная выездная налоговая проверка, хотя и оформлена Управлением в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 89 НК РФ, фактически такой не является, поскольку не преследует целью контроль за деятельностью инспекции.
Комментарии