Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Ошибка в расчете НДФЛ: стоит ли пересдать справки 2-НДФЛ и отчет 6-НДФЛ?

Ошибка в расчете НДФЛ: стоит ли пересдать справки 2-НДФЛ и отчет 6-НДФЛ?

«Доудержанные» суммы налога за прошлый год в отчете 6-НДФЛ текущего года показывать не надо

15.10.2018
Российский налоговый портал

Иностранным сотрудникам организации в 2017 году неправильно посчитали сумму авансов по патенту (насчитали и предоставили вычет больше, чем положено). Следовательно, неправильно стоит сумма удержанного и перечисленного налога (меньше чем положено). Решили пересдавать форму 2-НДФЛ. Стоит ли пересдавать форму 6-НДФЛ (где изменится сумма), или можно удержать сумму налога с сотрудников в 2018 г.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В настоящее время у налогового агента нет прямых оснований для доудержания в 2018 году суммы НДФЛ, не удержанной у налогоплательщиков из доходов 2017 года (предыдущего налогового периода) по причине ошибки, допущенной налоговым агентом.

В рассматриваемой ситуации налоговый агент должен представить в налоговый орган по месту учета:

- уточненный расчет 6-НДФЛ за 2017 год с указанием по строке 080 раздела 1 суммы образовавшейся на 31.12.2017 года задолженности по НДФЛ;

- корректирующие справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (далее - справка 2-НДФЛ) за 2017 год с признаком 1 в отношении тех налогоплательщиков, с доходов которых был неправильно удержан НДФЛ;

- по этим же налогоплательщикам - справку 2-НДФЛ с признаком 2, по которой предусмотрено представление сообщения о невозможности удержать налог, о суммах доходов, с которых не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пп. 1.1 п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письмо ФНС России от 30.03.2016 N БС-4-11/5443, от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@). Кроме того, по этой же форме проинформировать об этом факте и самих налогоплательщиков.

Во избежание налоговых рисков считаем целесообразным для налогового агента обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России.

Обоснование позиции:

Удержание из дохода налогоплательщика, выплачиваемого в текущем году, суммы НДФЛ, не удержанной налоговым агентом в прошлом налоговом периоде

До 1 января 2016 года ст. 231 НК РФ (п. 2) содержала норму, которая позволяла налоговым агентам удерживать из дохода налогоплательщика ранее неудержанные суммы налога или удержанные не полностью, до полного их погашения, в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Удерживать суммы налога можно было независимо от причины, по которой налоговый агент не удержал эти суммы, а также независимо от того, в каком налоговом периоде (в прошлом, или в текущем периоде) суммы налога не были удержаны.

С 1 января 2016 года п. 2 ст. 231 НК РФ утратил силу. Одновременно с этим была уточнена норма п. 5 ст. 226 НК РФ, в силу которой при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан письменно сообщить об этом и налогоплательщику, и налоговому органу.

Сообщение налогового агента в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ, в соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ, фактически перелагает обязанность по уплате этого НДФЛ на самого налогоплательщика.

Получается, что с 1 января 2016 года обязанности налогового агента по удержанию у налогоплательщика исчисленного НДФЛ ограничиваются конкретным налоговым периодом - календарным годом (ст. 216 НК РФ). Сказанное подтверждается п. 2 письма Минфина России от 07.12.2015 N 03-04-06/71413, где сказано, что если при выплате дохода в денежной форме налог с такого дохода не был полностью удержан, то обязанность по удержанию налога должна быть исполнена при осуществлении последующих денежных выплат, произведенных в течение налогового периода.

То есть, по сути, с исключением из главы 23 НК РФ положений п. 2 ст. 231 НК РФ налоговый агент фактически утратил возможность удержать НДФЛ в следующем налоговом периоде даже в том случае, если технически он это сделать может (поскольку продолжает производить физическому лицу выплаты в денежной форме).

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что формально у налогового агента нет оснований для доудержания в 2018 году суммы НДФЛ, не удержанной у налогоплательщика из доходов 2017 года (предыдущего налогового периода) по причине допущенной ошибки.

Внесение корректировок в Расчет 6-НДФЛ

Полагаем, что технически такую операцию, а именно доудержание в текущем налоговом периоде налога, ранее неудержанного в предыдущем периоде, не получится отразить и в Расчете 6-НДФЛ 2018 года. Поэтому единственно правильным решением в сложившейся ситуации будет только представление уточняющего Расчета за 2017 год.

Далее рассмотрим, почему, на наш взгляд, налоговый агент должен представлять именно уточняющий расчет.

В рассматриваемой ситуации доход относится к 2017 году. Соответственно, этот доход и сумма исчисленного с него налога (который, исходя из вопроса, исчислен верно) правомерно были отражены по строке 020 "Сумма начисленного дохода" и строке 040 "Сумма исчисленного налога", а также в Разделе 2 расчета 6-НДФЛ за 2017 год.

Если налоговый агент примет решение удержать из текущих доходов налогоплательщиков (то есть доходов 2018 г.) недоудержанные в 2017 году суммы НДФЛ, то в Расчете 2018 года невозможно будет указать ни сумму дохода, с которой этот налог был доудержан (по строке 020 в 1 Разделе формы), ни дату получения этого дохода по строке 100 Раздела 2. Так как соответствующий доход и дата его получения уже были отражены в расчете 6-НДФЛ в периоде фактической выплаты налогоплательщику денежных средств (то есть в 2017 году).

В связи с этим полагаем, что в разделе 2 расчета 6-НДФЛ, представляемом за соответствующий отчетный период 2018 года, операция по доудержанию НДФЛ, относящегося к уже выплаченным доходам прошлого года, не может быть отражена.

Что касается строки 070 раздела 1 расчета 6-НДФЛ, то, на наш взгляд, из совокупности положений главы 23 НК РФ и Порядка следует, что по этой строке отражается только та сумма удержанного с начала года налога, которая также относится к выплаченному в соответствующем налоговом периоде доходу.

Учитывая изложенное, мы не видим оснований для отражения в расчете 6-НДФЛ, представляемом в 2018 году, суммы налога, по ошибке неудержанной налоговым агентом в 2017 году, даже в случае, если эта сумма будет удержана из доходов 2018 года и перечислена в бюджет.

При этом общая сумма налога, не удержанная на отчетную дату налоговым агентом, нарастающим итогом с начала налогового периода отражается по строке 080 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом" раздела 1 расчета 6-НДФЛ. По разъяснениям налоговой службы, данный показатель заполняется с учетом положений п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ (смотрите письма ФНС России от 27.01.2017 N БС-4-11/1373@, от 24.05.2016 N БС-4-11/9194, от 22.05.2017 N БС-4-11/9569).

Учитывая, что в силу п. 6 ст. 81 НК РФ на налогового агента возложена обязанность представления уточненного расчета в случае обнаружения ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, полагаем наиболее целесообразным следующий алгоритм действий в сложившейся ситуации:

- подать в налоговый орган по месту учета корректирующий расчет 6-НДФЛ за 2017 год с указанием по строке 080 раздела 1 суммы образовавшейся на 31.12.2017 задолженности по НДФЛ (то есть недоудержанного налога вследствие излишнего уменьшения НДФЛ на сумму фиксированных авансовых платежей);

- подать корректирующую справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (далее - справка 2-НДФЛ) с признаком 1, содержащую сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за 2017 год в отношении физических лиц, у которых образовалась задолженность на конец налогового периода (пп. 1.1 п. 1 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел 1 Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного этим же приказом (далее - Порядок заполнения 2-НДФЛ)). При этом в корректирующей справке 2-НДФЛ заполнить поле "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом" раздела 5 (раздел VII Порядка заполнения 2-НДФЛ);

- руководствуясь п. 5 ст. 226 НК РФ, подать в налоговый орган справку 2-НДФЛ с признаком 2, по которой предусмотрено представление сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пп. 1.1 п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письма ФНС России от 30.03.2016 N БС-4-11/5443, от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@). Кроме того, по этой же форме проинформировать об этом факте налогоплательщиков.

На этом обязанности налогового агента в отношении ошибочно неудержанных сумм НДФЛ будут исполнены. Далее рассчитываться с бюджетом придется самим налогоплательщикам на основании направленных налоговым органом налоговых уведомлений об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ, смотрите также письма ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 22.11.2013 N БС-4-11/20951, Минфина России от 17.11.2010 N 03-04-08/8-258, от 05.04.2010 N 03-04-06/10-62, от 09.02.2010 N 03-04-06/10-12).

Соответственно, на исчисление налога на прибыль указанные действия налогового агента не окажут никакого влияния.

Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Учитывая неоднозначность ситуации, в целях минимизации налоговых рисков рекомендуем Вам воспользоваться правом, предоставленным налоговому агенту пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ, и обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России. Кроме того, на основании положений ст.ст. 21 и 24 НК РФ налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета для получения разъяснений по заполнению расчета по форме 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ с учетом конкретных ситуаций (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, ФНС России от 24.03.2016 N БС-4-11/5106, от 12.02.2016 N БС-3-11/553@).

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок уплаты
Все новости по этой теме »

Облагаемые доходы
Все новости по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты
  • 12.11.2018  

    Оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Основанием для начисления налога на добавленную стоимость, пени и применения налоговых санкций за неполную уплату налога в виде штрафа явился вывод налогового органа о занижении Предпринимателем налоговой базы в связи с не включением в нее дохода, полученного от сдачи в аренду нежилых помещений

  • 13.08.2018  

    Установив, что сумма документально подтвержденных расходов превысила сумму профессионального налогового вычета в размере 20% от общей суммы доходов, налоговый орган уменьшил доходы на сумму документально подтвержденных расходов. Доказательств того, что результат расчета налоговым органом налоговых обязательств в части определения полученного предпринимателем дохода и произведенных расходов не соответствует фактическим услови

  • 18.07.2018  

    Исчисление недоимки исходя из одних лишь доходов от реализации товаров предпринимателем без учета расходов, необходимых для осуществления данной деятельности, например, на приобретение товаров, заработную плату персонала, аренду помещений, оплату коммунальных услуг, приведет к доначислению гражданину налога в размере, не соответствующем величине действительной обязанности предпринимателя по уплате налога.


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 09.07.2018  

    Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения налогового органа о начислении пени в сумме 1 236 200 руб., исходили из доказанности инспекцией факта несвоевременного перечисления в бюджет удержанного предприятием с фактически выплаченной работникам заработной платы НДФЛ.

  • 09.07.2018  

    Установленный п. 9 ст. 226 НК РФ запрет производить уплату налога за счет средств налоговых агентов направлен на то, чтобы исключить неудержание налога и неуплату налога налогоплательщиком, получающим доход. Поэтому само по себе досрочное исполнение обязанности налогового агента по уплате НДФЛ в бюджет не является нарушением при условии последующего удержания НДФЛ у работников. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплател

  • 11.06.2018  

    Доход, полученный от продажи нежилого здания, которое не использовалось в предпринимательской деятельности и расходы, на приобретение которого не учитывались при налогообложении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 НК РФ.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
  • 04.06.2018  

    Поскольку налоговой проверкой не установлено фактов недостоверного ведения организацией бухгалтерского учета в части оплаты труда, полноты исчисления и удержания налога на доходы физических лиц, отсутствуют причины усомниться в достоверности представленных налогоплательщиком документов бухгалтерского учета; предоставленных сведений достаточно для осуществления расчета размера обязательств по перечислению НДФЛ в течение прове

  • 30.05.2018  

    Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заве

  • 09.05.2018  

    Как установлено судами количество участников азартных игр, получивших выигрыши от общества в проверяемом периоде, составило 14624 человека, тогда как сведения о доходах физических лиц и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет по форме 2-НДФЛ, представлены обществом только в отношении 6379 лиц, в отношении 8245 лиц вышеуказанные сведения в налоговый орган представлены не были. Суд отклонил доводы об


Вся судебная практика по этой теме »