
Аналитика / Налогообложение / Какие налоги и взносы в какие фонды платятся с принятых на работу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана?
Какие налоги и взносы в какие фонды платятся с принятых на работу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На выплаты, производимые работодателем в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана, следует начислять страховые взносы:
- в ПФР по ставке 22% (10% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов) на финансирование страховой пенсии вне зависимости от года рождения работников;
- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 1,8% (в пределах установленного лимита базы для начисления страховых взносов);
- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ в общем порядке.
Страховые взносы в ФФОМС на указанные выплаты не начисляются.
Российская организация - работодатель, являющаяся источником дохода граждан Таджикистана, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать из дохода налогоплательщиков и уплатить в бюджет сумму НДФЛ по ставке, зависящей от того, является ли сотрудник налоговым резидентом РФ (13%) или нерезидентом РФ (30%).
Обоснование вывода:
Страховые взносы
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов:
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование,
- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
- в ФФОМС на обязательное медицинское страхование
регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. База для начисления страховых взносов определяется как сумма указанных выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями за календарный год в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (часть 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
При этом порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС с доходов, выплачиваемых работающему в РФ иностранному гражданину, зависит от его правового статуса по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Так, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что от обложения страховыми взносами освобождены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающим в РФ иностранным гражданином является лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
1. Страховые взносы в ПФР
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг:
- граждане РФ;
- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
- иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ.
Таким образом, временно пребывающие на территории РФ граждане Таджикистана, работающие по трудовому (или гражданско-правовому) договору, являются застрахованными по пенсионному страхованию, и с производимых им выплат работодатель должен уплачивать страховые взносы в ПФР (смотрите также Информацию ПФР от 02.09.2015).
В силу п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан (за исключением ВКС), временно пребывающих на территории РФ, страхователи-организации уплачивают страховые взносы в ПФР по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Напомним, что на период 2014-2017 годов для страхователей-организаций, за исключением страхователей, для которых ст. 33 Закона № 167-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов, применяется тариф страхового взноса 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и 10,0% - свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).
То есть с выплат, производимых временно пребывающим на территории РФ гражданам Таджикистана, следует уплачивать страховые взносы в ПФР по тарифу (в общем случае) 22,0% на финансирование страховой пенсии независимо от года рождения указанных лиц (10,0% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов).
2. Страховые взносы в ФСС РФ
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), регулирующий правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пункт 1 части 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ предусматривает, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением ВКС) и работающие по трудовым договорам.
В отношении указанных временно пребывающих в РФ иностранных граждан установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС РФ - 1,8% (п. 2.1 части 2 ст. 12, часть 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, письмо ФСС РФ от 04.09.2015 № 02-09-11/15-15838).
Таким образом, с выплат, осуществляемых в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана по трудовому договору, следует исчислять страховые взносы в ФСС РФ по ставке 1,8% (в пределах установленного в соответствии с частью 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ лимита базы).
Отметим, что если с указанными лицами заключаются гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), то выплаты, производимые в рамках таких договоров, взносами в ФСС РФ не облагаются (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, ст. 4.4 Закона № 255-ФЗ).
3. Страховые взносы в ФФОМС
В свою очередь, согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» застрахованными лицами в сфере обязательного медицинского страхования являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах».
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, в числе застрахованных лиц не поименованы.
Таким образом, на выплаты, производимые временно пребывающим в РФ гражданам Таджикистана, страховые взносы в ФФОМС не начисляются (смотрите также письмо Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 № 20-1/253427).
Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от НС и ПЗ) подлежат, в частности, физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора.
При этом в силу п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса.
То есть в целях Закона № 125-ФЗ страхование иностранных работников, имеющих статус временно пребывающих в РФ (как и постоянно и временно проживающих), осуществляется наравне с гражданами РФ. Следовательно, с выплат по трудовому договору, осуществляемых в пользу граждан Таджикистана, организации в общем порядке следует уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ по установленному для организации тарифу.
Отметим, что уплата страховых взносов от НС и ПЗ на выплаты, осуществляемые в рамках гражданско-правового договора, производится только в случае, если соответствующая обязанность организации-страхователя закреплена непосредственно этим договором (абзац четвертый п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).
НДФЛ
Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Как следует из положений ст. 15 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31.03.1997 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал», установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые гражданином Таджикистана от российской организации в связи с работой по найму в РФ, подлежат налогообложению в РФ.
Таким образом, доходы граждан Таджикистана за выполнение трудовых функций в РФ, получаемые ими от российской организации, подлежат налогообложению в соответствии с нормами главы 23 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
То есть для обложения НДФЛ ни гражданство, ни правовой статус иностранного гражданина (временно пребывающий в РФ, временно или постоянно проживающий в РФ) значения не имеют (письма Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1305, от 19.03.2012 № 03-04-05/6-318, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 26.10.2007 № 03-04-06-01/362 и др.)
Для целей главы 23 НК РФ (в том числе в целях определения применяемой ставки налога) имеет значение только, признается сотрудник налоговым резидентом РФ или нерезидентом РФ (смотрите также письмо ФНС России от 15.04.2014 № ОА-3-13/1389@).
Если иностранный работник признается налоговым резидентом РФ, то налогообложение его доходов должно производиться по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом в силу положений п. 3 ст. 210 НК РФ применение этой ставки дает налогоплательщику право воспользоваться налоговыми вычетами, предусмотренными ст.ст. 218-221 НК РФ.
В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30%, за некоторым исключением (п. 3 ст. 224 НК РФ). Подробнее смотрите рекомендованный материал.
При этом российская организация, являющаяся источником дохода физических лиц - в данном случае граждан Таджикистана, признается налоговым агентом и обязана в общем порядке исчислить, удержать из дохода налогоплательщиков и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в порядке, установленном положениями ст. 226 НК РФ.
- 16.07.2025 Как рассчитать и заплатить НДФЛ с процентов по вкладам за 2024 год: пример от налоговой
- 15.07.2025 Налоговики рассказали, как отказаться от вычета в пользу другого родителя
- 14.07.2025 Крупную матпомощь при рождении детей освободили от НДФЛ и взносов
- 15.07.2025 Мигрантам хотят запретить переводить за границу больше, чем они зарабатывают
- 07.07.2025 В Ставрополе наиболее прибыльной стала отрасль строительства в 2025 года
- 01.07.2025 Реальные зарплаты в России растут вдвое медленнее из-за инфляции
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 07.07.2025 Выплаты в криптовалюте: Минтруд запретил, Госдума готовит штрафы
- 23.04.2025 Налоговая ужесточает контроль за зарплатами: как избежать рисков
- 10.02.2025 Реальные зарплаты в 2025 году вырастут лишь на 3,3%
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 26.06.2025
Оспариваемыми решениями
обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.
- 26.06.2025
По результатам
камеральной проверки предпринимателю доначислен НДФЛ и начислен штраф в связи с использованием формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой экономии в виде неправомерного завышения профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ путем учета фактически не произведенных и документально не подтвержденных расходов на поставку нефтепродуктов.Итог: в удовлетворении тре
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДФЛ, начислены пени.Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам.
- 18.01.2023
О признании
незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н
- 30.11.2022
Об оспаривании
постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр
- 30.11.2022
О признании
незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 16.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-04-05/48925
- 16.07.2025 Письмо Минфина России от 12.05.2025 г. № 03-04-05/46184
- 16.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/45166
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 07-01-09/71935
- 01.07.2019 Письмо Минтруда России от 21.05.2019 года № 14-2/ООГ-3606
- 07.11.2018 Письмо Минфина России от 24 сентября 2018 г. № 03-15-06/68161
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 08.04.2025 г. № 03-15-06/34681
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 30.05.2025 г. № 03-15-06/53905
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
Комментарии