Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Какие налоги и взносы в какие фонды платятся с принятых на работу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана?

Какие налоги и взносы в какие фонды платятся с принятых на работу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана?

23.12.2015
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лазарева Ирина

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

На выплаты, производимые работодателем в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана, следует начислять страховые взносы:

- в ПФР по ставке 22% (10% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов) на финансирование страховой пенсии вне зависимости от года рождения работников;

- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 1,8% (в пределах установленного лимита базы для начисления страховых взносов);

- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ в общем порядке.

Страховые взносы в ФФОМС на указанные выплаты не начисляются.

Российская организация - работодатель, являющаяся источником дохода граждан Таджикистана, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать из дохода налогоплательщиков и уплатить в бюджет сумму НДФЛ по ставке, зависящей от того, является ли сотрудник налоговым резидентом РФ (13%) или нерезидентом РФ (30%).

Обоснование вывода:

Страховые взносы

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов:

- в ПФР на обязательное пенсионное страхование,

- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

- в ФФОМС на обязательное медицинское страхование

регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. База для начисления страховых взносов определяется как сумма указанных выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями за календарный год в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (часть 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

При этом порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС с доходов, выплачиваемых работающему в РФ иностранному гражданину, зависит от его правового статуса по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Так, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что от обложения страховыми взносами освобождены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающим в РФ иностранным гражданином является лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

1. Страховые взносы в ПФР

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг:

- граждане РФ;

- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;

- иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ.

Таким образом, временно пребывающие на территории РФ граждане Таджикистана, работающие по трудовому (или гражданско-правовому) договору, являются застрахованными по пенсионному страхованию, и с производимых им выплат работодатель должен уплачивать страховые взносы в ПФР (смотрите также Информацию ПФР от 02.09.2015).

В силу п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан (за исключением ВКС), временно пребывающих на территории РФ, страхователи-организации уплачивают страховые взносы в ПФР по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Напомним, что на период 2014-2017 годов для страхователей-организаций, за исключением страхователей, для которых ст. 33 Закона № 167-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов, применяется тариф страхового взноса 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и 10,0% - свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).

То есть с выплат, производимых временно пребывающим на территории РФ гражданам Таджикистана, следует уплачивать страховые взносы в ПФР по тарифу (в общем случае) 22,0% на финансирование страховой пенсии независимо от года рождения указанных лиц (10,0% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов).

2. Страховые взносы в ФСС РФ

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), регулирующий правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пункт 1 части 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ предусматривает, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением ВКС) и работающие по трудовым договорам.

В отношении указанных временно пребывающих в РФ иностранных граждан установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС РФ - 1,8% (п. 2.1 части 2 ст. 12, часть 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, письмо ФСС РФ от 04.09.2015 № 02-09-11/15-15838).

Таким образом, с выплат, осуществляемых в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана по трудовому договору, следует исчислять страховые взносы в ФСС РФ по ставке 1,8% (в пределах установленного в соответствии с частью 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ лимита базы).

Отметим, что если с указанными лицами заключаются гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), то выплаты, производимые в рамках таких договоров, взносами в ФСС РФ не облагаются (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, ст. 4.4 Закона № 255-ФЗ).

3. Страховые взносы в ФФОМС

В свою очередь, согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» застрахованными лицами в сфере обязательного медицинского страхования являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах».

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, в числе застрахованных лиц не поименованы.

Таким образом, на выплаты, производимые временно пребывающим в РФ гражданам Таджикистана, страховые взносы в ФФОМС не начисляются (смотрите также письмо Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 № 20-1/253427).

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от НС и ПЗ) подлежат, в частности, физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора.

При этом в силу п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса.

То есть в целях Закона № 125-ФЗ страхование иностранных работников, имеющих статус временно пребывающих в РФ (как и постоянно и временно проживающих), осуществляется наравне с гражданами РФ. Следовательно, с выплат по трудовому договору, осуществляемых в пользу граждан Таджикистана, организации в общем порядке следует уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ по установленному для организации тарифу.

Отметим, что уплата страховых взносов от НС и ПЗ на выплаты, осуществляемые в рамках гражданско-правового договора, производится только в случае, если соответствующая обязанность организации-страхователя закреплена непосредственно этим договором (абзац четвертый п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

НДФЛ

Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Как следует из положений ст. 15 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31.03.1997 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал», установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые гражданином Таджикистана от российской организации в связи с работой по найму в РФ, подлежат налогообложению в РФ.

Таким образом, доходы граждан Таджикистана за выполнение трудовых функций в РФ, получаемые ими от российской организации, подлежат налогообложению в соответствии с нормами главы 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

То есть для обложения НДФЛ ни гражданство, ни правовой статус иностранного гражданина (временно пребывающий в РФ, временно или постоянно проживающий в РФ) значения не имеют (письма Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1305, от 19.03.2012 № 03-04-05/6-318, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 26.10.2007 № 03-04-06-01/362 и др.)

Для целей главы 23 НК РФ (в том числе в целях определения применяемой ставки налога) имеет значение только, признается сотрудник налоговым резидентом РФ или нерезидентом РФ (смотрите также письмо ФНС России от 15.04.2014 № ОА-3-13/1389@).

Если иностранный работник признается налоговым резидентом РФ, то налогообложение его доходов должно производиться по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом в силу положений п. 3 ст. 210 НК РФ применение этой ставки дает налогоплательщику право воспользоваться налоговыми вычетами, предусмотренными ст.ст. 218-221 НК РФ.

В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30%, за некоторым исключением (п. 3 ст. 224 НК РФ). Подробнее смотрите рекомендованный материал.

При этом российская организация, являющаяся источником дохода физических лиц - в данном случае граждан Таджикистана, признается налоговым агентом и обязана в общем порядке исчислить, удержать из дохода налогоплательщиков и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в порядке, установленном положениями ст. 226 НК РФ.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Учет заработной платы
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

Учет заработной платы
Все статьи по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все статьи по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.


Вся судебная практика по этой теме »

Учет заработной платы
  • 18.01.2023  

    О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н

  • 30.11.2022  

    Об оспаривании постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр

  • 30.11.2022  

    О признании незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »