
Аналитика / Налогообложение / Брать или не брать
Брать или не брать
Министр финансов Антон Силуанов обосновывает свой подход к налогообложению нефтегазовой отрасли
12.10.2015Вокруг предложения Минфина об изменении подходов к налогообложению нефтегазовой отрасли развернулась горячая дискуссия. Считаю необходимым расставить все точки над i.
Как известно, в формулах НДПИ и экспортной пошлины на нефть существует понятие вычета – не облагаемого этими налогами и сборами уровня цены на нефть. В настоящее время он составляет $15 за баррель. Этот уровень был установлен в 2008 г. вместо ранее действовавшей нормы в $9 за баррель.
Необходимо вернуться к событиям семилетней давности и вспомнить, почему произошло данное повышение. За два года до принятия этого решения мы стали свидетелями резкого укрепления российского рубля по отношению к доллару США с 29 до 23 руб. за доллар. В результате рублевая величина вычета снизилась с 261 до 207 руб. за баррель, в то время как издержки нефтяных компаний активно росли на фоне быстрого укрепления российского рубля в реальном выражении. Для компенсации такого дисбаланса вычет был повышен до $15 за баррель, что, при сохранении курса, позволило бы поднять долю не облагаемой НДПИ цены барреля до 345 руб. В реальности же в 2009 г. рубль значительно ослаб, сумма вычета, рассчитанная в рублях, оказалась существенно выше намеченного значения, что стало одной из причин формирования структурного дефицита бюджета в последующие годы.
Ситуация последних двух лет в значительной степени повторяет события того периода, но в другом направлении. Ослабление рубля с 38 руб. за доллар в 2014 г. до ожидаемого уровня в 63,3 руб. в 2016 г. приведет к росту размера вычета с 570 до 950 руб. В то же время рост издержек компаний оказывается существенно меньше, так как изменение номинального курса сопровождается реальным ослаблением рубля. Выгода нефтяных компаний от изменения суммы вычета в рублях только по НДПИ на нефть составит порядка 500 млрд руб., что практически полностью обеспечивает рост показателя EBITDA российских нефтяных компаний.
Это техническая сторона вопроса. Важно также понимать, каков глобальный контекст сложившейся сегодня ситуации, а также макроэкономические последствия происходящих изменений.
В настоящее время значительное по объему превышение предложения нефти над спросом на мировом рынке уже привело к падению нефтяных котировок ниже $50 за баррель. В дальнейшем мы ожидаем замедления темпов роста спроса на нефть по трем причинам. 1. Эффект от низких цен на спрос в большей степени отыгран. 2. Замедление мирового экономического роста в целой группе стран может оказаться существенно ниже уровней последних лет. Здесь есть риски по США (окончание периода восстановительного роста), Китаю (долгосрочные структурные ограничения модели роста), развивающимся странам с дефицитом текущего счета (рост ставок ФРС США) и странам – экспортерам сырьевых товаров (неполная адаптация к новым реалиям сырьевого рынка). 3. Долгосрочные структурные риски, связанные с главным потребителем нефти – автомобильным транспортом (последняя история с компанией Volkswagen только усугубит данную проблему).
Как на эти тренды реагирует мировая нефтяная отрасль? В настоящее время можно выделить две ключевые тенденции. Первое: это агрессивное снижение издержек. Яркий пример – США, где наблюдается резкое снижение средней себестоимости добычи на сланцевых месторождениях. Второе: оптимизация инвестиционных программ и отказ от инвестиций в нерентабельные проекты. Снижение инвестиций в мире по странам в среднем укладывается в диапазон от 10 до 30%.
Важно также мыслить шире одной нефтегазовой отрасли и понимать макроэкономический аспект влияния роста инвестиций в этом секторе на российскую экономику в текущих условиях. По итогам первого полугодия 2015 г. в условиях снизившегося суммарного денежного потока нефтяной отрасли (т. е. выручки – как изымаемой в бюджет за счет налогов, так и остающейся в распоряжении самих компаний) мы стали свидетелями увеличения объема инвестиций российских нефтяных компаний. Такая ситуация оказалась возможной исключительно за счет того, что все сокращение денежного потока легло на плечи резко снизившихся налоговых отчислений, в то время как нефтяные компании получили даже прирост остающихся в их распоряжении сумм за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортной пошлине (а никак не сокращения уровня своих затрат).
Де-факто источником средств для увеличения инвестиционных программ стал рост дефицита бюджета и увеличение объема государственных заимствований. Это означает, что в условиях дефицита сбережений увеличивается доля, которая идет на финансирование дефицита бюджета (а не на финансирование частных инвестиций в прочих секторах экономики). Главный вывод: увеличение валового объема инвестиций в нефтяном секторе в текущих условиях становится прямым препятствием для процесса диверсификации экономики.
Какие цели должны стоять перед российской нефтегазовой отраслью в новой реальности? Очевидно, что это должны быть не валовые показатели инвестиций и добычи, на которые кивают представители нефтяных компаний, а показатели отдачи на каждый рубль вложенных средств. Это означает, что запланированного роста прибыли и добычи компании должны достигать с меньшим объемом инвестиций. Для этого необходимо сокращать издержки и аккуратно подходить к выбору инвестиционных проектов. Пока же мы наблюдаем обратную картину: операционные издержки компаний активно растут, зарплаты в индустрии в отличие от бюджетного сектора индексируются, причем местами и двухзначными темпами. И все это де-факто финансируется ростом бюджетного дефицита, сокращением уровня запланированных расходов и повышенным уровнем процентной ставки в экономике.
- 02.07.2025 Сазанов: решения по налогам для «Газпрома» возможны только после утверждения тарифов
- 02.07.2025 Минфин оценит целесообразность налоговых льгот для новых месторождений РЗМ
- 04.04.2025 Минпромторг поддерживает обнуление НДПИ для редкоземельных проектов
- 17.07.2023 РФ может перейти на свой индекс при расчете нефтяных налогов с 2024 года
- 12.07.2023 В Госдуме одобрили обнуление НДПИ при добыче газа на Ямале
- 30.06.2023 Правительство согласовало предложения Минфина по корректировке нефтяных налогов
- 17.07.2025 Госдума утвердила внесудебный порядок взыскания налогов с физлиц
- 16.07.2025 Госдума одобрила внесудебное взыскание налогов с граждан
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о введении новых и повышении действующих госпошлин
- 19.07.2021 ФНС России опубликовала данные для расчёта НДПИ и НДД, а также акциза на нефтяное сырье за июнь 2021 года
- 14.01.2021 Отмена пониженной ставки НДПИ
- 21.09.2020 Повышение налога может сделать минеральные удобрения менее доступными для аграриев
- 16.03.2021 Время скостить налоги
- 13.08.2019 Нефть на всех не делится
- 25.01.2019 Богатые льготники против бедных пенсионеров
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 25.02.2025 Налогообложение материальной выгоды: изменения с 2025 года
- 13.02.2025 Налоговая реформа в РФ 2025: как быть предпринимателям
- 09.07.2025
Налоговый орган
доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф, указав на занижение обществом количества добытого полезного ископаемого, необоснованное применение ставки 0 рублей в отношении документально не подтвержденных потерь, неосуществление учета погашенных запасов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку признано обоснованным определение налоговым органом кол
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль организаций, НДС, НДПИ, пени и штрафы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку операции общества со спорными контрагентами не имели реального характера и были отражены в налоговом учете в целях умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни для неправомерного признания расходов по налогу на прибыль и применения выч
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых, начислены пени и штраф в связи с занижением налогооблагаемой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт неверного определения обществом объекта налогообложения.
- 31.05.2009 Расходы на строительство (бурение) поисковой скважины, которая оказалась непродуктивной, не включены в перечень расходов на освоение природных ресурсов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, указанных в пункте 4 статьи 261 НК РФ
- 13.05.2009 Налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС по работам, связанным с разведочной скважиной
- 24.04.2009 Для исчисления НДПИ объектом налогообложения такого вида добытого полезного ископаемого как нефть является масса нетто
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 21.04.2025 г. № 03-06-06-01/39693
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-06-05-01/33569
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 07.02.2025 г. № 03-06-06-01/10911
- 16.03.2016 О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены права применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для отдельных категорий экспортируемых товаров, работ и услуг
- 20.08.2015 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации
- 12.11.2014 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 18.02.2025 г. № 03-05-04-06/14771
Комментарии