Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Повышение налога может сделать минеральные удобрения менее доступными для аграриев

Повышение налога может сделать минеральные удобрения менее доступными для аграриев

Минфин рассчитывает на поступление в бюджет дополнительно около 56 млрд рублей в год от повышения НДПИ для металлургов и производителей удобрений

21.09.2020
Автор: Татьяна Кулистикова, Елена Максимова

Инициатива Минфина повысить со следующего года налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) может увеличить расходы производителей минеральных удобрений на 6 млрд руб. В прошлом году компании отрасли в сумме заплатили 2,4 млрд руб. НДПИ, рассказали журналу «Агроинвестору» участники рынка.

Накануне «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что Минфин предлагает с 1 января 2021 года применять «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ на калийные соли (сейчас — 3,8% от стоимости продажи) и апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды (4%), природные соли и чистый хлористый натрий, нефелины, бокситы, а также горнорудное неметаллическое сырье, кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов, текущая ставка — 6%) и железную руду (4,8%). Ведомство рассчитывает на поступление в бюджет дополнительно около 56 млрд руб. в год от повышения НДПИ для металлургов и производителей удобрений, оценил глава министерства Антон Силуанов.

Источник в отрасли минеральных удобрений говорит, что новость о возможном повышении НДПИ стала полной неожиданностью, тем более на фоне необходимости удвоить использование удобрений к 2024 году, о которой Минсельхоз говорит с самого начала года. «Каким образом повышение Минфином налога на производство удобрений поможет выполнить эту задачу — непонятно, — сетует он. — Нужно понимать, что рост стоимости добычи одного из компонентов удобрений — например, калия или фосфора — означает увеличение его стоимости для переработчиков — а это почти все компании рынка». При этом перекладывание затрат на сырье на конечного потребителя в сельском хозяйстве в нынешних условиях невозможно по объективным причинам, акцентирует он.

«Драйвер роста АПК — растениеводство. До сих пор наши экспортеры сельхозпродукции относительно успешно конкурировали по цене на мировых рынках, в том числе потому, что производители минеральных удобрений не перекладывали на аграриев свои растущие затраты на производство, — обращает внимание собеседник «Агроинвестора». — Повышение налога создает новую проблему. Мы инвестируем в производство из чистой прибыли, и необоснованный рост стоимости сырья автоматически означает снижение капиталовложений в развитие рудно-сырьевой базы». Это скажется на доступности минеральных удобрений, а значит — на объеме урожаев и на конкурентоспособности российского экспорта продовольствия, предупреждает он. К тому же введение дополнительного налога приведет к тому, что российские минеральные удобрения в нынешних экономических условиях станут неконкурентоспособными на мировом рынке. Из-за этого под угрозой выполнения окажется федеральный проект «Международная кооперация и экспорт» в части поставок промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Ранее усилия государства и аграриев были направлены на заключение долгосрочных соглашений о том, чтобы цены на удобрения резко не повышались. А инициатива увеличить налог на добычу удобрений идет вразрез с этими соглашениями, отмечает председатель хозяйства «Раздолье Агро» Алексей Иванов. «Сейчас для наших аграриев применение удобрений — самый понятный путь повышения урожайности. Мы по возможности заменяем минеральные удобрения органическими, однако полностью отказаться от минеральных удобрений невозможно», — добавляет гендиректор агрофирмы «Прогресс» (Краснодарский край) Александр Неженец.  

По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), с 2016 по 2019 год производство минеральных удобрений увеличилось на 15%, с 20,8 млн т в действующем веществе до 23,6 млн т д. в., закупки аграриев — на 20%, с 2,95 млн т действующего вещества до 3,53 млн т д. в. По данным Минсельхоза, с 1 января по 14 сентября аграрии приобрели 3,15 млн т д. в. минеральных удобрений, что на 11% или 310 тыс. т больше, чем за аналогичный период 2019-го. По итогам года закупки достигнут 4 млн т в д. в., рассчитывает ведомство. Это позволит обеспечить внесение удобрений в среднем на уровне 52-53 кг д. в. на 1 га посевов.

Другой источник в горно-рудной отрасли обращает внимание, что идея Минфина нарушает основы формирования налоговой базы для добычи полезных ископаемых, поскольку НДПИ уже предполагает рентный принцип недропользования и платеж государству. То есть введение рентного коэффициента — это, по сути, просто увеличение налога в 3,5 раза. При этом внятного обоснования такого повышения, а также выбора групп полезных ископаемых, к которым будет применяться коэффициент, нет, подчеркивает он.

Член совета директоров холдинга «АгриВолга» Алексей Костин говорит, что сложно оценить долю налога на недропользование в структуре цены производителей удобрений, поэтому невозможно предположить, насколько может подорожать их конечная продукция. «Но цены однозначно увеличатся», — сказал он «Агроинвестору». Однако вряд ли аграрии сократят объем используемых удобрений даже при существенном росте цен на них: некоторые виды агрокультур просто невозможно эффективно вырастить без внесения удобрений, отмечает Костин. «А вот возросшие затраты на удобрения сельхозпроизводители компенсируют за счет потребителя, увеличив цену на свою продукцию», — считает он.​

Безусловно, повышение налога на добычу сырья для производства удобрений в разы поднимет и цены на удобрения, и тогда тренд на увеличение их использования в сельском хозяйстве, который наблюдается несколько лет, может пошатнуться, соглашается Александр Неженец. В итоге существенный рост налога на добычу удобрений не добавит поступлений в государственный бюджет, а снизит их, уверен он.

«Доля удобрений в себестоимости различных агрокультур варьируется. Для зерновых она составляет до 20%, для овощей, корнеплодов, технических агрокультур эта доля гораздо выше, и подорожание удобрений будет иметь для их производства более существенное значение», — говорит Иванов. Возможно, налог на добычу сырья для производства удобрений можно заменить пошлиной на вывоз удобрений — это было бы более гуманно по отношению к сельхозпроизводителям, думает он.

Пока непонятно, насколько может быть поднят налог на добычу удобрений и как он отразится на их стоимости, комментирует президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Если, например, цена на удобрения после увеличения налога вырастет на 10%, то стоимость производства продукции растениеводства прибавит примерно 2%, так как доля удобрений в общей структуре себестоимости производства зерновых составляет от 16% до 20%, — подсчитывает он. — Удорожание удобрений на 10% для аграриев пройдет безболезненно». Однако если рост их стоимости будет более существенным, то возможно снижение технологического уровня, ухудшение экономики и ограничение возможностей для развития сельхозпроизводства, сказал он «Агроинвестору».

«Агроинвестор»

Разместить:
235
23 сентября 2020 г. в 15:30

А кто об этом думает? Главное - урвать здесь и сейчас, а кому будет плохо - эти не их проблемы.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 07.02.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф в связи с тем, что обществом допущено произвольное изменение суммы выручки, полученной от реализации золотосодержащего флотационного концентрата (занижение в результате применения понижающего поправочного коэффициента при определении цены товара).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку транспортные расходы и

  • 06.12.2023  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф в связи с тем, что налоговая база обществом была занижена.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует согласованная технологическая схема первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых по предоставленным ему участкам недр местного значения, что свидетельствует об от

  • 24.05.2023  

    По результатам выездной налоговой проверки общество было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ, начислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованные покупателям песок и щебень получены в результате их незадекларированной доб


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »