Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Найти триллион: кто даст дополнительные деньги в бюджет вместо нефтяников

Найти триллион: кто даст дополнительные деньги в бюджет вместо нефтяников

Минфин не смог заставить нефтяников доплатить в бюджет 600 млрд руб. в 2016 году. Недостающие деньги будут искать у металлургов и в ЦБ. Общая же задача — увеличить поступления в бюджет от экспортеров на 1 трлн руб.

29.09.2015
Автор: Людмила Подобедова, Петр Нетреба, Тимофей Дзядко

Короткий триумф нефтяников

В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев поставил точку в споре ​нефтяных компаний с Минфином. Ведомство Антона Силуанова в середине сентября предложило внести изменения в расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, которые позволили бы в 2016 году увеличить сборы в бюджет на 609 млрд руб. (в 2017 году — на 525 млрд руб., в 2018 году — на 476 млрд руб.). Предложение не прошло. «По итогам совещания премьер-министр принял решение не корректировать НДПИ, но при этом будут рассмотрены варианты более медленного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также корректировка ряда других источников в целях получения дополнительных доходов бюджета», — заявила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Сразу после заявления представителя премьера котировки нефтяных компаний, дешевевших всю прошлую неделю, пошли вверх: акции ЛУКОЙЛа дорожали на 1,5%, «Роснефти» — почти на 0,5%. Но после совещания у Медведева с заявлением о «других источниках» выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, прежде всего обсуждается корректировка запланированного снижения экспортной пошлины на нефть. В рамках налогового маневра (новый налоговый режим для нефтяной отрасли, который действует с начала 2015 года) предполагалось, что она должна быть снижена с 42 до 36%, но сейчас речь идет о том, чтобы «не в полном объеме осуществить это снижение», рассказал министр. «Дискуссия идет вокруг цифр — на 0, 2 или на 3%», — уточнил он. Каждый процентный пункт пошлины, по расчетам нефтяных компаний, дает 37 млрд руб. доходов бюджета, пояснил Улюкаев. При цене нефти $50 за баррель и курсе 63,5 руб. за доллар эта цифра соответствует действительности, подтверждает директор Московского нефтегазового центра E&Y Денис Борисов.

Отдельно Улюкаев упомянул экспортную пошлину на газ. Глава Минэкономики не стал уточнять, идет ли речь о ее увеличении, но не стал отрицать, что изменение налогообложения газовой отрасли возможно.

Минфин также не собирается отступать от своей позиции. «Повышение нагрузки на нефтегазовую отрасль неизбежно, важен способ, который бы приводил к наименьшим последствиям для отрасли. Минфин делает необходимые расчеты», — сообщила в понедельник вечером помощник министра финансов Светлана Никитина (цитата по ТАСС).

После заявлений Улюкаева нефтяные компании вернулись к падению: по итогам дня капитализация «Роснефти» снизилась на 0,7%, до 2,5 трлн руб., ЛУКОЙЛ вырос всего на 0,08%, до 1,9 трлн руб. «Газпром нефть» подешевела на 0,34%, до 687,5 млрд руб.

Скостили вдвое

После совещания у Медведева руководителей нефтегазовых компаний собрал министр энергетики Александр Новак. На этом совещании участники «обсудили широкий круг вопросов, в частности последние инициативы в области налогового и таможенного регулирования отрасли и влияние их введения на ее развитие в кратко- и среднесрочной перспективе», говорится в сообщении министерства. Деталей представители Минэнерго и нефтегазовых компаний не раскрыли.

По словам источника РБК в одном из ведомств, в 2016 году дополнительные изъятия через экспортную пошлину на нефть могут составить около 200 млрд руб., еще около 100 млрд руб. — за счет увеличения НДПИ для газовых компаний, а именно «Газпрома». Источник в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил РБК порядок цифр. Сотрудник одной из нефтегазовых компаний, представитель которой посетил встречу с Новаком, также подтверждает информацию о дополнительном изъятии у компаний ТЭКа 300 млрд руб. «Это по сути пересмотр налогового маневра, который все равно ударит по инвестпрограммам нефтяных компаний», — говорит он.

Крупнейший налогоплательщик отрасли — «Роснефть» — надеется, что чиновники войдут в положение нефтяников. Заседание в правительстве в понедельник показало, что ажиотаж вокруг предложения Минфина был преувеличен, компании продолжают вести нормальный диалог с правительством, говорит пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, нефтяные компании не могут игнорировать задачи и обязательства правительства, а правительство не может игнорировать задачи и обязательства компаний.

Представители «Газпрома», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев.

На то, чтобы договориться, у нефтяников есть месяц. В Госдуму ​проект бюджета на 2​016 год должен поступить до 25 октября.

Как нефтяники и чиновники отбивались от повышения НДПИ

На прошлой неделе руководители семи нефтяных компаний направили письмо президенту Владимиру Путину с просьбой отклонить предложение Минфина по пересмотру ставки НДПИ. Письмо подписали, в частности, главы «Роснефти» (Игорь Сечин), ЛУКОЙЛа (Вагит Алекперов), «Газпром нефти» (Александр Дюков) и «Сургутнефтегаза» (Владимир Богданов). «Дополнительные изъятия с учетом действующих ограничений на финансовых рынках будут эквивалентны соответствующему снижению инвестиций в отрасль в течение указанного периода на сумму до 2 трлн руб.», — писали нефтяники. А «негативный мультипликативный эффект» от снижения инвестиций, по их оценкам, составит более 7 трлн руб. до 2025 года. Падение инвестиций, в свою очередь, повлечет за собой снижение объемов добычи более чем на 100 млн т за 2016–2018 годы, а выпадающие доходы в этом случае превысят 1,3 трлн руб. С 2018 года снижение доходов бюджетов из-за падения добычи превысит дополнительные доходы от предлагаемого роста фискальных ставок, предупреждали президента нефтяники. Руководители нефтяных компаний утверждают, что конечный результат реформы, задуманной Минфином, будет нулевым и приведет к негативным последствиям. Среди них — сворачивание бизнес-активности в смежных отраслях и сокращение занятости на 1 млн человек уже с 2016 года в машиностроении, металлургии, бурении, строительстве, нефтесервисе и других областях. «Нерыночные целевые изъятия» из операционной прибыли компаний приведут к нарушению ковенант по заемным средствам у ряда компаний, а в некоторых случаях — к дефолту и последующему банкротству ряда активов, говорилось в письме.

В прошлый четверг гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков заявил: «Минфину показалось, что девальвация позволила нефтяным компаниям получить какой-то дополнительный кэш, на самом деле этого нет». Он пояснил, что перерасчет НДПИ повлечет сокращение инвестиционных программ нефтяных компаний, в том числе программ бурения, с соответствующим снижением добычи и поступлений в бюджет.

В тот же день нефтяников поддержал общественный совет при Минэнерго, который возглавляет президент Сбербанка Герман Греф. Совет подготовил аналогичное обращение Путину. По оценкам Грефа, в случае реализации предложения Минфина «Роснефть» и ЛУКОЙЛ потеряют около 250 млрд руб.

Замминистра экономического развития Николай Подгузов заявил, что рост НДПИ отрицательно скажется на экономике действующих месторождений и, по сути, «убьет» добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях.

Предложение Минфина раскритиковали и другие профильные ведомства — Минэнерго, Минприроды, а также вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК. «Изменения должны быть аккуратными и умеренными в таких чувствительных сферах. Так, как Минфин предложил — невозможно, это приведет к тяжелейшим последствиям для отрасли», — заявил на прошлой неделе Дворкович.

От энергетиков к металлургам

Теперь Минэкономики и Минфину необходимо найти дополнительные источники дохода в бюджет 2016 года. «Сейчас в финансово-экономическом блоке правительства прорабатывается вопрос о дополнительном налогообложении экспортных доходов, что позволит увеличить налоговые поступления от экспортеров на 1 трлн руб. в следующем году (по сравнению с текущим годом)», — сообщил РБК источник в Минфине. Эту информацию подтвердил РБК источник в финансово-экономическом блоке. По его словам, предложения по дополнительным сборам вместе с бюджетом должны быть готовы до 8 октября. Коснутся они не только нефти и газа.

В списке экспортеров, которые могут помочь бюджету дополнительными выплатами, рядом с нефтяниками уже оказались металлурги. «Теоретически [распространение дополнительных налоговых изъятий] может рассматриваться и на металлургов», — сказал Улюкаев, отвечая на вопрос об увеличении НДПИ в металлургии в связи с появлением информации о том, что дополнительная нагрузка ляжет на ГМК «Норильский никель» (цитата по Интерфаксу). «Для «Норникеля» считать НДПИ для многокомпонентных руд, содержащих драгоценные металлы, — это порядка 12 млрд руб. [допдоходов для бюджета-2016]», — сказал собеседник агентства, описывая предложение Минфина. Представитель «Норильского никеля» отказался комментировать возможные налоговые инициативы.

Российская металлургия, несмотря на снижение спроса на сталь, сохраняет высокую рентабельность, в том числе и за счет ослабления рубля. Исходя из отчетностей компаний, рентабельность по EBIDTA почти у всех из них в первом полугодии 2015 года была не меньше 20%. Так у «Северстали» она составила 35,1% (почти вдвое больше, чем за тот же период 2014 года), у Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова — 30,5%, у НЛМК Владимира Лисина — 26%, у Evraz Group Бориса Абрамовича и Александра Абрамова —18,8%.

Все представители крупнейших металлургических компаний возможное увеличение налоговой нагрузки комментировать отказались.

Прибыль ЦБ

Еще один вариант, который рассматривает правительство — задействовать для покрытия бюджетного дефицита в 2016 году прибыль Центрального банка, сообщил в понедельник Алексей Улюкаев. «У нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, такие как, например, прибыль Центрального банка», — сказал министр, комментируя дополнительные источники формирования доходов помимо экспортных пошлин на энергоносители.

По закону Банк России перечисляет в бюджет 75% прибыли, полученной за предыдущий год. Из прибыли 2014 года (183,5 млрд руб.) решением законодателей дополнительно 15% прибыли были направлены Внешэкономбанку (это решение относилось только к 2015 году). Когда в июне этого года правительством были приняты основные направления бюджетной политики на 2016–2018 годы, было предусмотрено отчисление в бюджет 75% прибыли ЦБ, как и в прежние годы. Но, по словам источника РБК в финансово-экономическом блоке правительства, сейчас уже обсуждается возможность перечисления в бюджет до 90% прибыли ЦБ. В Минфине и Минэкономразвития это комментировать не стали. Пресс-служба ЦБ сообщила, что «Банк России не возражает против перечисления в бюджет 90% прибыли 2015 года в качестве разовой меры, учитывая непростую экономическую ситуацию».

По итогам 2014 года прибыль Банка России составила 183,5 млрд руб. Прибыль по итогам этого года будет выше, предполагает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. «ЦБ получает прибыль за счет двух основных источников — переоценки валютных резервов и операций рефинансирования», — говорит он. По подсчетам Кузьмина, объем рефинансирования в этом году немного снизится и в среднем составит 4,5 трлн руб. в день против 5,1 трлн руб. в прошлом году, однако средняя ставка, по которой Банк России предоставляет средства банкам, вырастет с 7,9% в прошлом году до 12,4% в этом. Следовательно, банки заплатят ЦБ в этом году за пользование деньгами 600 млрд руб., тогда как в прошлом году эта сумма, по расчетам Кузьмина, составляла 400 млрд руб. «Как минимум в этом году банки заплатят ЦБ больше, прибыль же от переоценки валютных резервов предсказать сложно, потому что для этого необходимо знать курс доллара на 31 декабря, что предсказать крайне сложно, — говорит Кузьмин. — Каждый рубль в приложении к $360 млрд резервов дает очень большую ошибку». Тем не менее, он предполагает, что курс вряд ли будет меньше того, что был 31 декабря прошлого года.

РБК

Разместить:
Пенсионерка
30 сентября 2015 г. в 12:19

Всему блоку экономики:троечники и пэтэушники!Сократите административно-управленческие расходы безболезненно на 70%, вот Вам и деньги!!!! Введите персональную уголовную ответственность за расходование бюджетных средств-вот Вам еще один резерв и борьба с воровством!!!!! А у Минфина-у него с незапятных времен:все у всех отобрать и никому ничего не давать!!!!!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все новости по этой теме »

Нефтегазовая отрасль
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все статьи по этой теме »

Нефтегазовая отрасль
Все статьи по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 02.07.2017  

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что общество в нарушение положений ст. 340 НК РФ расходы, непосредственно связанные с добычей песка, торфа и минеральной воды, уменьшало путем переноса их части на расходы, связанные с добычей газа, при определении налоговой базы по которому расходы, а соответственно и стоимость не учитываются, поскольку налоговая база определяется в ином порядке -

  • 16.01.2017  

    Согласно Правилам утверждения нормативов потерь полезных ископаемых в редакции, действующей с 21.02.2012, нормативы потерь в том случае, если они превышают по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Применение инспекцией при расчете налоговых обязательств общества нормативов потерь, утвержденных на основании протокол

  • 28.07.2016   Судами мотивированно и со ссылкой на нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии регламентированного порядка согласования проектной документации, а также доводы о том, что общество предприняло все действия по согласованию нормативов технологических потерь и проектной документации. При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что при отсутствии утвержденных в устано

Вся судебная практика по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все законодательство по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Все законодательство по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все законодательство по этой теме »