Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Найти триллион: кто даст дополнительные деньги в бюджет вместо нефтяников

Найти триллион: кто даст дополнительные деньги в бюджет вместо нефтяников

Минфин не смог заставить нефтяников доплатить в бюджет 600 млрд руб. в 2016 году. Недостающие деньги будут искать у металлургов и в ЦБ. Общая же задача — увеличить поступления в бюджет от экспортеров на 1 трлн руб.

29.09.2015
Автор: Людмила Подобедова, Петр Нетреба, Тимофей Дзядко

Короткий триумф нефтяников

В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев поставил точку в споре ​нефтяных компаний с Минфином. Ведомство Антона Силуанова в середине сентября предложило внести изменения в расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, которые позволили бы в 2016 году увеличить сборы в бюджет на 609 млрд руб. (в 2017 году — на 525 млрд руб., в 2018 году — на 476 млрд руб.). Предложение не прошло. «По итогам совещания премьер-министр принял решение не корректировать НДПИ, но при этом будут рассмотрены варианты более медленного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также корректировка ряда других источников в целях получения дополнительных доходов бюджета», — заявила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Сразу после заявления представителя премьера котировки нефтяных компаний, дешевевших всю прошлую неделю, пошли вверх: акции ЛУКОЙЛа дорожали на 1,5%, «Роснефти» — почти на 0,5%. Но после совещания у Медведева с заявлением о «других источниках» выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, прежде всего обсуждается корректировка запланированного снижения экспортной пошлины на нефть. В рамках налогового маневра (новый налоговый режим для нефтяной отрасли, который действует с начала 2015 года) предполагалось, что она должна быть снижена с 42 до 36%, но сейчас речь идет о том, чтобы «не в полном объеме осуществить это снижение», рассказал министр. «Дискуссия идет вокруг цифр — на 0, 2 или на 3%», — уточнил он. Каждый процентный пункт пошлины, по расчетам нефтяных компаний, дает 37 млрд руб. доходов бюджета, пояснил Улюкаев. При цене нефти $50 за баррель и курсе 63,5 руб. за доллар эта цифра соответствует действительности, подтверждает директор Московского нефтегазового центра E&Y Денис Борисов.

Отдельно Улюкаев упомянул экспортную пошлину на газ. Глава Минэкономики не стал уточнять, идет ли речь о ее увеличении, но не стал отрицать, что изменение налогообложения газовой отрасли возможно.

Минфин также не собирается отступать от своей позиции. «Повышение нагрузки на нефтегазовую отрасль неизбежно, важен способ, который бы приводил к наименьшим последствиям для отрасли. Минфин делает необходимые расчеты», — сообщила в понедельник вечером помощник министра финансов Светлана Никитина (цитата по ТАСС).

После заявлений Улюкаева нефтяные компании вернулись к падению: по итогам дня капитализация «Роснефти» снизилась на 0,7%, до 2,5 трлн руб., ЛУКОЙЛ вырос всего на 0,08%, до 1,9 трлн руб. «Газпром нефть» подешевела на 0,34%, до 687,5 млрд руб.

Скостили вдвое

После совещания у Медведева руководителей нефтегазовых компаний собрал министр энергетики Александр Новак. На этом совещании участники «обсудили широкий круг вопросов, в частности последние инициативы в области налогового и таможенного регулирования отрасли и влияние их введения на ее развитие в кратко- и среднесрочной перспективе», говорится в сообщении министерства. Деталей представители Минэнерго и нефтегазовых компаний не раскрыли.

По словам источника РБК в одном из ведомств, в 2016 году дополнительные изъятия через экспортную пошлину на нефть могут составить около 200 млрд руб., еще около 100 млрд руб. — за счет увеличения НДПИ для газовых компаний, а именно «Газпрома». Источник в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил РБК порядок цифр. Сотрудник одной из нефтегазовых компаний, представитель которой посетил встречу с Новаком, также подтверждает информацию о дополнительном изъятии у компаний ТЭКа 300 млрд руб. «Это по сути пересмотр налогового маневра, который все равно ударит по инвестпрограммам нефтяных компаний», — говорит он.

Крупнейший налогоплательщик отрасли — «Роснефть» — надеется, что чиновники войдут в положение нефтяников. Заседание в правительстве в понедельник показало, что ажиотаж вокруг предложения Минфина был преувеличен, компании продолжают вести нормальный диалог с правительством, говорит пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, нефтяные компании не могут игнорировать задачи и обязательства правительства, а правительство не может игнорировать задачи и обязательства компаний.

Представители «Газпрома», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев.

На то, чтобы договориться, у нефтяников есть месяц. В Госдуму ​проект бюджета на 2​016 год должен поступить до 25 октября.

Как нефтяники и чиновники отбивались от повышения НДПИ

На прошлой неделе руководители семи нефтяных компаний направили письмо президенту Владимиру Путину с просьбой отклонить предложение Минфина по пересмотру ставки НДПИ. Письмо подписали, в частности, главы «Роснефти» (Игорь Сечин), ЛУКОЙЛа (Вагит Алекперов), «Газпром нефти» (Александр Дюков) и «Сургутнефтегаза» (Владимир Богданов). «Дополнительные изъятия с учетом действующих ограничений на финансовых рынках будут эквивалентны соответствующему снижению инвестиций в отрасль в течение указанного периода на сумму до 2 трлн руб.», — писали нефтяники. А «негативный мультипликативный эффект» от снижения инвестиций, по их оценкам, составит более 7 трлн руб. до 2025 года. Падение инвестиций, в свою очередь, повлечет за собой снижение объемов добычи более чем на 100 млн т за 2016–2018 годы, а выпадающие доходы в этом случае превысят 1,3 трлн руб. С 2018 года снижение доходов бюджетов из-за падения добычи превысит дополнительные доходы от предлагаемого роста фискальных ставок, предупреждали президента нефтяники. Руководители нефтяных компаний утверждают, что конечный результат реформы, задуманной Минфином, будет нулевым и приведет к негативным последствиям. Среди них — сворачивание бизнес-активности в смежных отраслях и сокращение занятости на 1 млн человек уже с 2016 года в машиностроении, металлургии, бурении, строительстве, нефтесервисе и других областях. «Нерыночные целевые изъятия» из операционной прибыли компаний приведут к нарушению ковенант по заемным средствам у ряда компаний, а в некоторых случаях — к дефолту и последующему банкротству ряда активов, говорилось в письме.

В прошлый четверг гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков заявил: «Минфину показалось, что девальвация позволила нефтяным компаниям получить какой-то дополнительный кэш, на самом деле этого нет». Он пояснил, что перерасчет НДПИ повлечет сокращение инвестиционных программ нефтяных компаний, в том числе программ бурения, с соответствующим снижением добычи и поступлений в бюджет.

В тот же день нефтяников поддержал общественный совет при Минэнерго, который возглавляет президент Сбербанка Герман Греф. Совет подготовил аналогичное обращение Путину. По оценкам Грефа, в случае реализации предложения Минфина «Роснефть» и ЛУКОЙЛ потеряют около 250 млрд руб.

Замминистра экономического развития Николай Подгузов заявил, что рост НДПИ отрицательно скажется на экономике действующих месторождений и, по сути, «убьет» добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях.

Предложение Минфина раскритиковали и другие профильные ведомства — Минэнерго, Минприроды, а также вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК. «Изменения должны быть аккуратными и умеренными в таких чувствительных сферах. Так, как Минфин предложил — невозможно, это приведет к тяжелейшим последствиям для отрасли», — заявил на прошлой неделе Дворкович.

От энергетиков к металлургам

Теперь Минэкономики и Минфину необходимо найти дополнительные источники дохода в бюджет 2016 года. «Сейчас в финансово-экономическом блоке правительства прорабатывается вопрос о дополнительном налогообложении экспортных доходов, что позволит увеличить налоговые поступления от экспортеров на 1 трлн руб. в следующем году (по сравнению с текущим годом)», — сообщил РБК источник в Минфине. Эту информацию подтвердил РБК источник в финансово-экономическом блоке. По его словам, предложения по дополнительным сборам вместе с бюджетом должны быть готовы до 8 октября. Коснутся они не только нефти и газа.

В списке экспортеров, которые могут помочь бюджету дополнительными выплатами, рядом с нефтяниками уже оказались металлурги. «Теоретически [распространение дополнительных налоговых изъятий] может рассматриваться и на металлургов», — сказал Улюкаев, отвечая на вопрос об увеличении НДПИ в металлургии в связи с появлением информации о том, что дополнительная нагрузка ляжет на ГМК «Норильский никель» (цитата по Интерфаксу). «Для «Норникеля» считать НДПИ для многокомпонентных руд, содержащих драгоценные металлы, — это порядка 12 млрд руб. [допдоходов для бюджета-2016]», — сказал собеседник агентства, описывая предложение Минфина. Представитель «Норильского никеля» отказался комментировать возможные налоговые инициативы.

Российская металлургия, несмотря на снижение спроса на сталь, сохраняет высокую рентабельность, в том числе и за счет ослабления рубля. Исходя из отчетностей компаний, рентабельность по EBIDTA почти у всех из них в первом полугодии 2015 года была не меньше 20%. Так у «Северстали» она составила 35,1% (почти вдвое больше, чем за тот же период 2014 года), у Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова — 30,5%, у НЛМК Владимира Лисина — 26%, у Evraz Group Бориса Абрамовича и Александра Абрамова —18,8%.

Все представители крупнейших металлургических компаний возможное увеличение налоговой нагрузки комментировать отказались.

Прибыль ЦБ

Еще один вариант, который рассматривает правительство — задействовать для покрытия бюджетного дефицита в 2016 году прибыль Центрального банка, сообщил в понедельник Алексей Улюкаев. «У нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, такие как, например, прибыль Центрального банка», — сказал министр, комментируя дополнительные источники формирования доходов помимо экспортных пошлин на энергоносители.

По закону Банк России перечисляет в бюджет 75% прибыли, полученной за предыдущий год. Из прибыли 2014 года (183,5 млрд руб.) решением законодателей дополнительно 15% прибыли были направлены Внешэкономбанку (это решение относилось только к 2015 году). Когда в июне этого года правительством были приняты основные направления бюджетной политики на 2016–2018 годы, было предусмотрено отчисление в бюджет 75% прибыли ЦБ, как и в прежние годы. Но, по словам источника РБК в финансово-экономическом блоке правительства, сейчас уже обсуждается возможность перечисления в бюджет до 90% прибыли ЦБ. В Минфине и Минэкономразвития это комментировать не стали. Пресс-служба ЦБ сообщила, что «Банк России не возражает против перечисления в бюджет 90% прибыли 2015 года в качестве разовой меры, учитывая непростую экономическую ситуацию».

По итогам 2014 года прибыль Банка России составила 183,5 млрд руб. Прибыль по итогам этого года будет выше, предполагает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. «ЦБ получает прибыль за счет двух основных источников — переоценки валютных резервов и операций рефинансирования», — говорит он. По подсчетам Кузьмина, объем рефинансирования в этом году немного снизится и в среднем составит 4,5 трлн руб. в день против 5,1 трлн руб. в прошлом году, однако средняя ставка, по которой Банк России предоставляет средства банкам, вырастет с 7,9% в прошлом году до 12,4% в этом. Следовательно, банки заплатят ЦБ в этом году за пользование деньгами 600 млрд руб., тогда как в прошлом году эта сумма, по расчетам Кузьмина, составляла 400 млрд руб. «Как минимум в этом году банки заплатят ЦБ больше, прибыль же от переоценки валютных резервов предсказать сложно, потому что для этого необходимо знать курс доллара на 31 декабря, что предсказать крайне сложно, — говорит Кузьмин. — Каждый рубль в приложении к $360 млрд резервов дает очень большую ошибку». Тем не менее, он предполагает, что курс вряд ли будет меньше того, что был 31 декабря прошлого года.

РБК

Разместить:
Пенсионерка
30 сентября 2015 г. в 12:19

Всему блоку экономики:троечники и пэтэушники!Сократите административно-управленческие расходы безболезненно на 70%, вот Вам и деньги!!!! Введите персональную уголовную ответственность за расходование бюджетных средств-вот Вам еще один резерв и борьба с воровством!!!!! А у Минфина-у него с незапятных времен:все у всех отобрать и никому ничего не давать!!!!!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все новости по этой теме »

Нефтегазовая отрасль
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все статьи по этой теме »

Нефтегазовая отрасль
Все статьи по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 28.07.2016   Судами мотивированно и со ссылкой на нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии регламентированного порядка согласования проектной документации, а также доводы о том, что общество предприняло все действия по согласованию нормативов технологических потерь и проектной документации. При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что при отсутствии утвержденных в устано
  • 07.07.2016   Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно и может определяться прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье) методом (п. 2 ст. 339 НК РФ). В случае, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, оно определяется с учето
  • 23.06.2016   Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кооператив применял вычеты с нарушением особого порядка, предусмотренного законодательством, и мотивированно согласился с произведенными налоговым органом расчетами вычетов по НДС, приходящихся на реализованные драгоценные металлы, достоверно определяющими за весь проверяемый период момент производства (выпуск готовой продукции) драгоценных металлов, а также момент их реализации банку.

Вся судебная практика по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Вся судебная практика по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все законодательство по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Все законодательство по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все законодательство по этой теме »