"Упрощенцы" вымрут
Малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, окажется в 2011 году в очень тяжелом положении
20.09.2010«Российская Газета»В предпринимательском сообществе переполох. Замена единого социального налога (ЕСН) обязательными страховыми взносами значительно увеличивает налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса. Обоснованы ли эти тревоги? На вопросы нашего обозревателя ответил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
- Сергей Николаевич, судя по всему, предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, введенные для облегчения их работы, устранения излишних процедур и административных барьеров, могут оказаться в проигрыше. Почему?
- Ситуация складывается прямо противоположно благим намерениям, продиктованным законодателями. При обсуждении реформирования системы обязательного социального страхования и пенсионной системы указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения общей налоговой нагрузки на бизнес.
С начала текущего года замена действовавшего ЕСН тремя страховыми взносами не отразилась на финансовом положении бизнес-структур. Как было 26 процентов от фонда оплаты труда (ФОТ), так пока и остается. Это "пока" продлится до нового года. С 1 января размер страховых взносов повысится до 34 процентов.
- Ощутимо, но не смертельно?
- Для кого как. Принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В свое время эти налоговые режимы позволили оживить предпринимательскую активность. Люди поверили в твердую волю государства развивать малый бизнес. Замена ЕСН страховыми взносами происходит таким образом, что возрастает налоговая нагрузка именно на малые предприятия, применяющие "упрощенку" и "вмененку".
Как известно, предприниматели, работающие по УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов, поскольку часть налога, взимаемого в связи с применением УСН и ЕНВД, направляется в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территори альные фонды обязательного медицинского страхования. К тому же "упрощенцы" и "вмененщики" платят взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 14 процентов от ФОТ.
С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. То есть в них направится и доля фондов.
Одновременно в отношении применяющих УСН и ЕНВД устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 процентов от ФОТ наравне с теми, кто использует общий режим налогообложения. Но у последних полностью отменяется ЕСН, тогда как у первых доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.
Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20 процентов. При общем же режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов.
В результате для предпринимателей, работающих по УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно потяжелеет в 2,4 раза. Тогда как для применяющих общий режим налогообложения - в 1,3 раза. Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства, "вымирания".
- К каким еще последствиям все это может привести?
- Они очевидны. Увеличение финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей, тем более в посткризисный период, будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, применять иные схемы налоговой "оптимизации". При этом можно ожидать, что уменьшатся вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам правительства РФ в 2010 году составит мизерный один процент.
Есть опасения, что предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес.
Либо, чтобы выжить, компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы "в конвертах". Первое фактически будет означать "оптимизацию" численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц, которыми так "гордился" Минфин России в результате перехода на "плоскую" шкалу налогообложения.
- Можно ли предотвратить нежелательные перекосы?
- Безусловно, и ТПП России совместно с деловым сообществом был подготовлен соответствующий законопроект. Во-первых, целесообразно распространить на "упрощенку" и "вмененку" льготные размеры страховых взносов на переходный период, например, 20,2 процента на 2011 и 2012 годы и 27,1 - на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога).
В данном случае выпадения доходов бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес будет хоть и ощутимым, но постепенным, и у него появится время для адаптации к новым условиям.
Во-вторых, справедливо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам.
- Какие еще "сюрпризы" ждать в новом году?
- Ограничена база, облагаемая взносами на обязательное пенсионное страхование, на уровне действующей минимальной границы шкалы ЕСН. На нынешний год это 415 000 рублей на одного работника. У наших экспертов, в том числе в регионах, это вызывает серьезную обеспокоенность. Новый порядок стимулирует еще большую дифференциацию в заработной плате по отдельным отраслям реального сектора экономики.
Становится более выгодным повышать заработную плату высокооплачиваемым работникам, превышающую порог годового дохода в 415 тысяч рублей. Ведь с этой суммы не взимаются страховые взносы. Что касается людей со средним заработком, то придется выплачивать 34 процента страховых взносов с каждого добавленного им рубля. Особенно это коснется отраслей со средним и ниже среднего уровнем заработной платы, например, сельское хозяйство, текстильная промышленность, образование, здравоохранение, малый бизнес. В сочетании с "плоской" шкалой подоходного налога это еще сильнее отразится на дистанции между бедными и богатыми.
Я хотел бы отметить, что ТПП постоянно проводит мониторинг проблем малого и среднего предпринимательства, чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на происходящие изменения и не допустить существенного ухудшения положения субъектов малого бизнеса.
Мы работаем в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, которым направляем свои предложения, подготовленные экспертами ТПП. И мы прилагаем все усилия, чтобы голос делового сообщества был услышан.



