Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 01.08.2022 г. N БС-4-21/9903@
Письмо ФНС России от 01.08.2022 г. N БС-4-21/9903@
Вопрос: Об отдельных вопросах налогообложения налогом на имущество организаций, земельным налогом, налогом на имущество физлиц.
10.08.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 01.08.2022 г. N БС-4-21/9903@
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по области от 15.06.2022 (далее - письмо УФНС) по вопросам налогообложения имущества и направляет следующие разъяснения (рекомендации).
1. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Закон), может быть принят после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 2 статьи 378.2 Кодекса).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Таким образом, по вопросу о применении Перечня на конкретный налоговый период, в том числе для определения в отношении объектов налогообложения правовых последствий, указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, целесообразно обращаться в уполномоченный орган.
2. В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода (далее - вновь образованный объект), указанный вновь образованный объект при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В рамках исполнения обязанности налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах определение соответствия вновь образованного объекта критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, осуществляется с учетом особенностей определения налоговой базы, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса, а также положений закона субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Кодекса, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Так, согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении включенных в Перечень административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и всех помещений в них без каких-либо исключений.
В рассматриваемом в письме УФНС случае полагаем целесообразным учитывать, что письмом ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 до налоговых органов доводились разъяснения Минфина России (письмо от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780), согласно которым если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
К указанным особенностям относятся:
- изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 Кодекса (абзац первый пункта 1.1 статьи 391 Кодекса).
При этом пунктом 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости применяются со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона N 237-ФЗ об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац второй пункта 1.1 статьи 391 Кодекса).
В целях определения даты начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН является сводом достоверных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН (пункт 1 части 2 статьи 7, пункт 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пунктам 26 и 28 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в ЕГРН вносится дата начала применения кадастровой стоимости, определяемая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
Таким образом, для целей пункта 1 статьи 391 Кодекса даты начала применения значений кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в ЕГРН, должны последовательно определяться на основе сведений ЕГРН, полученных налоговым органом в соответствии со статьей 85 Кодекса или статьей 62 Закона N 218-ФЗ, с учетом особенностей применения кадастровой стоимости, установленных абзацем вторым пункта 1.1 статьи 391 Кодекса.
Из приведенной в письме УФНС информации основания для изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода не связаны с исправлением технической ошибки в сведениях ЕГРН, следовательно, не имеется условий для применения разъяснений Минфина России (письмо от 24.05.2022 N 03-02-06/49086) о начислении пеней на сумму недоимки в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса (в том числе органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, нотариусами), если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 408 Кодекса указанный в письме УФНС акт обследования территории, составленный налоговым органом, не является основанием для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
01.08.2022
Темы: Налоги  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  Налог на имущество организаций  Налог на землю  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 28.03.2024 Стало известно, как получить вычет по расходам на обучение у ИП
- 26.03.2024 Для детей, которые трудоустраиваются через «Движение первых», могут отменить НДФЛ
- 21.03.2024 Для предпринимателей изменятся сроки уплаты «авансов» по НДФЛ
- 28.03.2024 На Кубани ж/д перевозчиков на олимпийские объекты освободили от налога на имущество
- 27.03.2024 Для компаний Сахалинской области снизят ставку по налогу на имущество
- 20.03.2024 ФНС пояснила, может ли подтвердить гибель имущества заключение кадастрового инженера
- 25.03.2024 ФНС пояснила, какие данные о кадастровой стоимости используются для расчета земельного налога
- 09.11.2023 «Екатеринбург Арену» могут освободить от земельного налога на 2 года
- 26.10.2023 Росреестр пересмотрит расчет налога с продажи земли
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 19.02.2024 Проблемные ситуации с 6‑НДФЛ: неучтенные больничные и удержания из зарплаты
- 13.02.2024 6‑НДФЛ за I квартал надо сдавать по новой форме
- 25.12.2023 С 2024 года вступят в силу новые правила уплаты НДФЛ для дистанционных работников
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 27.07.2022 Минфин разработал несколько новаций для повышения эффективности налоговой системы
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 09.11.2022
Налоговый орган
предложил уменьшить УСН, исчисленный в завышенном размере, доначислил НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, начислил пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем "дробления бизнеса" с использованием подконтрольных лиц, применяющих специальный режим налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогово
- 26.10.2022
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что контрагент не является исполнителем работ по заключенным с налогоплательщиком договорам и что последний в отсутствие реальных хозяйственных операций с контрагентом созда
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест
- 20.03.2024
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, НДС, НДФЛ, ссылаясь на создание обществом формального документооборота с контрагентами по договорам на оказание транспортных услуг.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку доказано умышленное совершение обществом действий по имитации хозяйственных связей со спорными контрагентами. В остальной части дело отправлено на новое рассмотрение, так
- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 06.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс
- 06.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс
- 06.03.2024
Обществу доначислены
налог на прибыль, налог на имущество организаций, пени, штраф по причине создания схемы дробления бизнеса с подконтрольными обществами в целях занижения налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт совершения обществом умышленных действий по искажению сведений об объекте налогообложения, подлежащего отражению в налоговом учете, с участием взаимозави
- 28.02.2024
О включении
в реестр требований кредиторов требования ФНС РФ в размере задолженности по налогам (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не доказаны наличие задолженности по обязательным платежам в указанном им размере и соблюдение срока на ее принудительное взыскание.
- 28.02.2024
Учреждение, владеющее
на праве оперативного управления земельными участками, ссылается на нарушение прав.Итог: требование удовлетворено в части доначисления налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3 процента в отношении части рассматриваемых участков, которые ограничены в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, размер
- 18.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог в связи с созданием обществом формального документооборота с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана нереальность хозяйственных операций между обществом и его контрагентами.
Комментарии