Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 01.08.2022 г. N БС-4-21/9903@

Письмо ФНС России от 01.08.2022 г. N БС-4-21/9903@

Вопрос: Об отдельных вопросах налогообложения налогом на имущество организаций, земельным налогом, налогом на имущество физлиц.

10.08.2022Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 01.08.2022 г. N БС-4-21/9903@

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по области от 15.06.2022 (далее - письмо УФНС) по вопросам налогообложения имущества и направляет следующие разъяснения (рекомендации).

1. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Закон), может быть принят после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 2 статьи 378.2 Кодекса).

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Таким образом, по вопросу о применении Перечня на конкретный налоговый период, в том числе для определения в отношении объектов налогообложения правовых последствий, указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, целесообразно обращаться в уполномоченный орган.

2. В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода (далее - вновь образованный объект), указанный вновь образованный объект при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В рамках исполнения обязанности налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах определение соответствия вновь образованного объекта критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, осуществляется с учетом особенностей определения налоговой базы, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса, а также положений закона субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Кодекса, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Так, согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении включенных в Перечень административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и всех помещений в них без каких-либо исключений.

В рассматриваемом в письме УФНС случае полагаем целесообразным учитывать, что письмом ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 до налоговых органов доводились разъяснения Минфина России (письмо от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780), согласно которым если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.

К указанным особенностям относятся:

- изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 Кодекса (абзац первый пункта 1.1 статьи 391 Кодекса).

При этом пунктом 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости применяются со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона N 237-ФЗ об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения;

- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац второй пункта 1.1 статьи 391 Кодекса).

В целях определения даты начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН является сводом достоверных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН (пункт 1 части 2 статьи 7, пункт 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пунктам 26 и 28 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в ЕГРН вносится дата начала применения кадастровой стоимости, определяемая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.

Таким образом, для целей пункта 1 статьи 391 Кодекса даты начала применения значений кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в ЕГРН, должны последовательно определяться на основе сведений ЕГРН, полученных налоговым органом в соответствии со статьей 85 Кодекса или статьей 62 Закона N 218-ФЗ, с учетом особенностей применения кадастровой стоимости, установленных абзацем вторым пункта 1.1 статьи 391 Кодекса.

Из приведенной в письме УФНС информации основания для изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода не связаны с исправлением технической ошибки в сведениях ЕГРН, следовательно, не имеется условий для применения разъяснений Минфина России (письмо от 24.05.2022 N 03-02-06/49086) о начислении пеней на сумму недоимки в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса (в том числе органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, нотариусами), если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.

Таким образом, в силу пункта 2 статьи 408 Кодекса указанный в письме УФНС акт обследования территории, составленный налоговым органом, не является основанием для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

01.08.2022

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Налог на имущество организаций
Все новости по этой теме »

Налог на землю
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

Налог на имущество организаций
Все статьи по этой теме »

Налог на землю
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоги
  • 24.07.2025  

    Заявитель указывает, что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. 

  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым актом обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.10.2025  

    Налоговый орган начислил НДФЛ, штраф ввиду неучета в качестве доходов суммы возмещения понесенных арбитражным управляющим расходов, необоснованного завышения налоговых вычетов. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как в силу закона спорная сумма подлежит учету в качестве дохода при наличии у налогоплательщика права на заявление профессионального налогового вычета; часть заявленных налогопл

  • 13.10.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно не удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ с сумм, выплаченных своим работникам в качестве дополнительной компенсации за вредные условия труда. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что в целях получения необоснованной налоговой экономии налогоплательщик умышленно исказил фак

  • 07.10.2025  

    Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на имущество организаций
  • 20.10.2025  

    По результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций налоговым органом заявителю доначислен налог на имущество организаций. Основанием для доначисления налога послужил установленный налоговым органом факт неправомерного исключения заявителем из декларации по налогу на имущество организаций объекта недвижимого имущества. 

    Итог: в у

  • 07.10.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислен налог на имущество организаций в связи с неправомерным применением налоговой льготы, предоставляемой инвесторам, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности. 

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у общества права на применение налоговой льготы в отношении вновь построенных нежилых з

  • 01.10.2025  

    В связи с неисполнением требований об уплате задолженности по налоговым обязательствам и отсутствием открытых расчетных счетов принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества общества (налогоплательщика). 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения у общества отсутствовала задолженность по налогу на имуще


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на землю
  • 11.10.2025  

    О признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в применении повышающих коэффициентов при расчете земельного налога на земельные участки для индивидуального жилищного строительства. 

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, относятся ли оспариваемые обществом требования и решения налогового органа к исчислению и взысканию земельного налога в отношен

  • 28.09.2025  

    Налоговый орган начислил земельный налог, ссылаясь на неисчисление учреждением налога по земельным участкам, принадлежащим ему на праве постоянного бессрочного пользования. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорные участки принадлежат учреждению на праве бессрочного пользования, изменения в ЕГРН не вносились. 

  • 22.09.2025  

    Об оспаривании действий налогового органа по перерасчету земельного налога по земельному участку. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства совершения каких-либо действий, направленных на осуществление жилищного строительства или подготовку к нему, не представлены, изменений в фактическом использовании участка не произошло, у общества отсутствует право на применение понижен


Вся судебная практика по этой теме »